Найти тему
ГЕОСТРАТЕГ

Парадоксальность филиппинской нации (14.04.2024)

Привычное нам понятие "нация" возникло лишь в конце XVIII в., став новым этапом эволюции, интеграции и роста этнических систем, после племени, народности и народа. Унификация через письменность для всех языков и всеобщее образование ускорили процессы консолидации в знакомой нам России и Европе, помогая народностям стать народами. Что формирует позитивистский стереотип. Однако, нахождение близких народностей в одном государстве,  не является достаточным условием для объединения.

Примером сохранности фрагментации служат Филиппины, где за 500 лет не произошло формирование не только нации, но даже монолитных народов, хотя страна всё это время находилась в западноевропейском культурном поле. Подробнее см. ниже.

И, да, формирование народного / национального самосознания является важнейшим требованием для устойчивости государства и субъектной, независимой политики…
Привычное нам понятие "нация" возникло лишь в конце XVIII в., став новым этапом эволюции, интеграции и роста этнических систем, после племени, народности и народа. Унификация через письменность для всех языков и всеобщее образование ускорили процессы консолидации в знакомой нам России и Европе, помогая народностям стать народами. Что формирует позитивистский стереотип. Однако, нахождение близких народностей в одном государстве, не является достаточным условием для объединения. Примером сохранности фрагментации служат Филиппины, где за 500 лет не произошло формирование не только нации, но даже монолитных народов, хотя страна всё это время находилась в западноевропейском культурном поле. Подробнее см. ниже. И, да, формирование народного / национального самосознания является важнейшим требованием для устойчивости государства и субъектной, независимой политики…

#геостратегия
Для формирования нации необходим единый культурный, а лучше традиционный канон (к культуре добавляется религия). Филиппины парадоксальны, более четырёх веков внешние силы работали на создание нации, но не преуспели в этом: «триста лет испанского монастыря и сто лет Голливуда». Лишь в последние десятилетия, на фоне усиления информационной, экономической и транспортной связанности, роста мобильности и численности городского населения, процессы интеграции прибрежных, католических народов в единую нацию ускорились.

Несколько столетий колониальной политики не прошли даром, культурные и хозяйственно-экономические различия между большей частью народов и народностей сгладились (см. рисунок) на основе влияния и принятия европейских традиций. Единая религия (католицизм), наличие языков общения – английский (испанский практически забыт и не используется) и филиппинский языки (пилипино), последний основан на тагальском, с множеством заимствований из английского и испанского. Прочие языки (более 130 родственных австронезийских) из-за компактного проживания носителей, сохраняются и используются для бытового, домашнего общения. Отсутствует этническая дискриминация среди христианских народов.

Можно выделить следующие этнические системы, которые постепенно сливающиеся в нацию (см. рисунок):

  • тагалы – народ, ядро будущей нации, проживает на о. Лусон (самые населенные, развитые районы и столица), этническое самосознание сильно сливается с общефилиппинским;
  • висайские (бисайские) народности (даже не народы) – говорят на родственных языках / диалектах, этническое самосознание дрейфует к общефилиппинскому;
  • ️другие народности и народы равнин – схожее с висайскими народами, но встречаются нерешенные обиды в отношении тагалов, на которых могут сыграть противники.

В качестве основных исторических препятствий в процессе консолидации, можно указать территориальную разделённость (острова), слабые экономические связи, отсутствие: общей деятельности, сильных этнических элит, выигранной общей борьбы, победы и мечты. Особенностью Филиппин является этническая отчуждённость элиты от населения – испанометисы (контроль политики и системы власти) и китайские метисы (контроль экономики).

При отсутствии внешнего вмешательства и грамотной внутренней политике, особенно в области образования, через 1,5-2 поколения можно будет говорить про появление общефилиппинской нации. При наличии большой войны, преодоления и победы, процессы ускорятся. Помимо прибрежных народов, нужно выделить множество горных народностей и племён, которые говорят на родственных языках, традиции в целом мало отличны от основного населения, но более архаичны. В религиозном плане они немного отличаются – католики, протестанты (американское влияние) и традиционные религии. Их интеграция чуть более долгая, но никаких принципиальных различий нет.

Основная проблема – группа мусульманских народностей и народов на о. Минданао и архипелаг Сулу, которые негативно относятся к формированию общефилиппинской нации, стремятся к отделению и несколько десятилетий ведут партизанскую борьбу.

Таким образом, на Филиппинах происходит интересный и растянутый на несколько столетий естественный процесс формирования нации. Его необычность заключается в отсутствии активного, пассионарного ядра – доминирующей этнической системы, распространяющей и навязывающей свои принципы, культуру и язык остальным. Фактически, перед нами процесс медленной интеграции внутри империи, вот только Испания и США оказались далеко, не предоставив матрицу и результат, к которому надо идти.

Представители местных народов не могли стать испанцами или американцами, но характерные для империй процессы запустились автоматически. В результате, филиппинские народы и народности только в последние десятилетия стали формировать общефилиппинскую нацию.

И, да, Филиппины являются хорошим примером, что отсутствие пассионарности и национальных элит даже за 500 лет может не дать самозародиться нации, что очень важно при прогнозировании судеб Африки…)))

Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/3523

#АндрейШкольников​​ #стратегия​ #геостратегия​​ #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей