Найти тему

Архетипы

А Вам в детстве читали сказки?

Сказки, в которых царевны попадали в беду, а царевичи их спасали? Баба-Яга неизменно пыталась зажарить незваного гостя, но благодаря его хитрости и смекалки погибала сама?

Когда опять не получилось съесть Иванушку
Когда опять не получилось съесть Иванушку

В сказках обычно четко очерчены положительные и отрицательные персонажи, в каждого из них заложены паттерны, которые не дают им мыслить и действовать по-другому. Но именно благодаря этому мы понимаем их поведение и поступки.

Так о чем речь?

Архетипы!

В психологической сфере согласно Юнгу архетип - это подсознательное представление человека об идеальных образах мужчины и женщины. Оно передается через поколения и влияет на наши действия и суждения.

С культурной точки зрения архетипы представляют собой маски, которые персонажи меняют или носят все время. Они способны как повысить/понизить значимость героя, так и перевести его на «тёмную» или «светлую» стороны (Давным-давно в далёкой галактике...)

Кристофер Воглер выделяет следующие базовые и важные архетипы для любой истории*:

  • Герой
  • Наставник
  • Привратник
  • Вестник
  • Оборотень
  • Тень
  • Союзник
  • Плут

Подробнее о каждом архетипе можно почитать по ссылке: https://spb.hse.ru/ixtati/news/335764359.html

*Под историей я понимаю любой проявление творчества, будь то картина, фильм, книга и т.д.

Архетипы тесно связанны с пониманием работы психики человека. Поэтому совсем неудивительно, что ими заинтересовался маркетинг, цель которого, как мы помним, заработать для акционеров как можно больше денег путем формирования тесных взаимоотношений со своими покупателями. Так как же выстроить эти сугуболичные отношения с каждым клиентом? Используем знания психологии!

21 век родил нам много новых открытий, в том числе введение в оборот понятия нейромаркетинг, занимающийся коммерсализацией нейробиологии для «манипулирования» эмоциями человека.

На парах по маркетингу мы со студентами определяем архетипы бизнеса для дальнейшего их использования при построении комплекса продвижения. Реклама, стимулирование продаж, личные продажи, связи с общественностью, все в итоге подчиняется одному образу, максимально понятному его целевой аудитории, который как «заботливая мама», держа за руку, уверенно ведет клиента к покупке.

Транслированием определенного образа для увеличения дохода занимается не только бизнес. Архетипы можно использовать и для построения личного бренда, который мы «излучаем» как в офлайне: дома, на работе так и в онлайне.

Почему архетипы сейчас так важны?

Нам очень важно чувствовать общность, это тоже элемент стабильности, поэтому любая типология личности именно сейчас как никогда актуальна.

«Всегда носить одну и ту же шляпу (архетип)» – призывает нас владелец одной из самых крупных сетей кофеин. В смысле - оставайтесь самими собой в попытках примерить чужие роли-шляпы. Это нам говорит Говарда Бехар в книге «Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks». Его слова обращены к сотрудникам компании.

Носить одну и ту же шляпу значит понимать, чего стоишь, и не соглашаться на меньшее, ценить себя и свою работу. Это значит понимать свои сильные стороны и использовать их как можно эффективнее!

Определяем свой архетип (шляпа/образ) – прописываем свои конкурентные преимущества - выстраиваем личную стратегию, которая приведет к действительно потрясающим результатам!

Как определить свой архетип?

Первый вариант (более сложный):

Во - первых определиться со своей зоной интересов, темпераментом, ценностями, характером, миссией

Во - вторых почитать о каждом (например, по ссылкам указанным выше) и найти тот, что более всего Вам откликается.

Второй вариант (упрощенный):

Пройти специальный тест на определение архетипа:

первая ссылка: https://nikazebra.ru/test/ (нужна обычная почта)

вторая ссылка: https://brandme.academy/test (нужна почта)

третья ссылка https://testograd.com/test/test-na-arkhetip (почта не нужна)

Пример!

Мой архетип – мудрец.

В трех словах: любопытный, интеллектуальный, духовный

Мой продукт:

  • помогает становиться умнее и получать навыки
  • помогает принимать решения
  • расширяет кругозор

Как использовать?

- обучающий контент

- заставлять аудиторию думать

- почувствовать себя знающим

Архетип очень сильно зависим от целей и задач, которые мы преследуем!