9-10 апреля 2024 года молодые ученые ВГПУ под руководством А.С. Фетисова посетили VI Международный форум профессионального образования «Антропоцентрические науки в образовании: вызовы, трансформации, ресурсы», посвященный памяти академика А.А. Вербицкого на базе ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет». Основной целью международного форума стал поиск инновационных парадигм образования в области антропоцентрических наук, а также расширение научно-практических связей и укрепление научного сотрудничества с представителями научного педагогического сообщества.
В процессе работы пленарного заседания под руководством: Серикова В.В., академика РАО, д.п.н., профессора, главного научного сотрудника лаборатории дидактики общего и профессионального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Башкирова А.В., проректора по науке и инновациям ВГТУ, д.т.н., доцента, Комаровой Э.П., д.п.н., профессора, кафедры ИЯиТП ВГТУ, с докладами выступили ведущие ученые России, обозначившие современные проблемы образования и стратегии совершенствования системы профессионального образования. Среди поднятых тем докладов хотелось бы отметить следующие выступления: В.В. Серикова с докладом «Методологические ориентиры исследования и проектирования педагогического образования», в котором был озвучен смысл деятельности современного учителя и основные направления его подготовки для современных реалий образования; М.В. Шакуровой с темой доклада «Социально-контекстные вызовы практикам воспитания», раскрывшей смыслы и цели контекста воспитательного процесса в современном образовании, а также его влияние на подрастающее поколение; А.С. Фетисова с темой «Эволюция личностно-профессиональных качеств педагога в контексте вызовов XXI века», представившего образ современного педагога, проблемы его формирования в науке и практике, а также определение важных качеств педагога, которые возникают в соответствии с трансформационными процессами в образовании.
В работе секции 7 «Развитие системы предпрофильной и ранней профильной подготовки обучающихся» приняла участие И.А. Пешкова с темой доклада «Профильное обучение в аспекте непрерывного педагогического образования», в котором раскрыла особенности непрерывного образования как актуальную проблему в педагогической науке.
В работе секции 8 «От продуктивных идей – к эффективным практикам» активное участие в выступлениях и дискуссиях приняли аспиранты ВГПУ:
Ассистент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования психолого-педагогического факультета А.Ю. Логвиненко выступила с докладом на тему «Диссеминация педагогического опыта как условие развития творческого стиля деятельности педагога в системе дополнительного профессионального образования». В своем выступлении Анастасия Юрьевна обозначила проблему поиска форм работы в системе дополнительного профессионального образования с целью совершенствования профессионального мастерства и развития творческого стиля деятельности педагогов. Докладчиком был представлен опыт Центра непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагогических работников ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» по диссеминации педагогического опыта: в период с 2020 года по начало 2024 года более 6000 педагогических работников г. Воронежа и области были включены в обмен педагогическим опытом посредством участия в образовательных семинарах, семинарах-практикумах, научно-практических семинарах, мастер-классах, тренингах, конференциях, конкурсах, публикациях научно-методических разработок, обучении по программам повышения квалификации. Все обозначенные формы диссеминации были направлены на совершенствование профессионального мастерства и развитие творческого стиля деятельности педагогов региона.
Аспирант 3 года обучения Е. Н. Ряполова представила доклад на тему «Педагогические условия как основа процесса формирования профессиональной готовности к индивидуализации обучения», в которой были рассмотрены различные трактовки понятий «условие», «педагогические условия», а также выделены педагогические условия формирования профессиональной готовности к индивидуализации обучения у будущих педагогов средствами электронного тренажера.
С докладом на тему «О критериях и показателях сформированности профессионально-нравственной позиции студентов педагогического вуза» ассистент кафедры общей и педагогической психологии выступила А. М. Жукова. В докладе рассматривался вопрос формирования профессионально-нравственной позиции студентов педагогических вузов, как элемент повышения качественного содержания высшего педагогического образования. Представлен анализ материала на предмет оценочного аппарата актуального уровня сформированности профессионально-нравственной позиции. А.М. Жуковой были выделены и представлены критерии и показатели сформированности профессионально-нравственной позиции.
Ассистент кафедры социальной педагогики А.А. Педанов выступил с докладом на тему «Особенности формирования патриотических ценностей будущих преподавателей гуманитарных профилей», раскрывающей актуальную проблему современной системы образования, которая заключается в подготовке будущих педагогов к реализации патриотического воспитания школьников. Важную роль в этом воспитании играет уровень сформированности патриотических ценностей у будущих педагогов. Особым и уникальным профилем в подготовке таких кадров является гуманитарный. В процессе выступления выделены ключевые особенности формирования патриотических ценностей будущих преподавателей гуманитарных профилей.
Мы благодарим организаторов Международного форума за приглашение к участию и участников за плодотворную совместную работу!