А потом уже слухи пошли, что родила Оксана, а родители ребёнка за большие деньги продать хотят. Но судьба по-своему распорядилась, пожалел, видать бог, сироту.
- Какая она тебе сирота?
- Да при таких родителях сирота! Что она хорошего видела? Только били, да голодом морили. И сейчас покоя нет. Всю жизнь исковеркали девчонке!
Многие выступали в её защиту. Оксана плакала, не переставая, уже от благодарности к этим людям, которые встали на её защиту, пришли рассказать всю правду. С каждым свидетелем, мать всё больше хмурилась, замолчала и отвернулась от зала, глядя в сторону.
Свидетелей было много, Оксана никогда и не думала, что столько людей следит за их жизнью. Выяснилось, что группа жителей дома обращалась в школу, к директору и классному руководителю, чтобы те обратили внимание на эту семью, били тревогу, что девочка живёт в ненормальных условиях, требовали принять меры. Но школа не среагировала должным образом и никто за Оксану не заступился.
Были вызваны представители отдела опеки, которые также не обратили должного внимания на ситуацию в семье. Сейчас, когда уже многое позади, женщина молча и с удивлением понимала, сколько людей вставали на её защиту, но везде натыкались на равнодушие.
На фоне этих стрессов они даже поругались с Артёмом и Оксана была готова уйти.
Но ночью, когда она стояла на кухне, глядя в окно, Артём тихо подошёл и уткнулся в шею.
- Не уходи! Я без тебя не я!
Оксана развернулась, крепко обняла за шею.
- Прости, прости! Я не уйду! Никогда! Никогда!
Следующие дни не были лёгкими. Дошли до агентства и там стали выявляться такие неприглядные и страшные стороны их работы, что многие просто выходили из зала, не в состоянии слушать о судьбе малышей. Оксана с ужасом понимала, что они с сыном избежали такого зла, что и подумать невозможно. Женщина понимала, что если бы Артём тогда поступил по другому, то её жизнь пошла бы под откос.
Сейчас Оксане хотелось одного - чтобы всё это быстрее закончилось и все получили заслуженное наказание. Родителей она не хотела видеть, даже когда мать через адвоката попросила встречи с дочерью и, что самое удивительное, с внуком, Оксана не смогла переступить через себя и отказалась от встречи. Зачем? Говорить им не о чем, а показное раскаяние женщина не видеть, не слышать не хотела.
Она машинально приходила на те заседания, на которые её вызывали, основное слушание по её случаю почти закончено, но дело ещё долгое. Но хоть и не скоро, но дело было закончено, все получили своё наказание и Оксана выдохнула свободно, понимая, что связь её с родителями окончательно оборвалась.
Шли дни, недели, месяцы и вскоре Артём сделал Оксане предложение, которое Оксана с радостью приняла. Её чувство к любимому крепло с каждым днём, она уже не понимала, что в нём было больше - любви или благодарности, но одно она знала точно, что она будет рядом с мужем при любых обстоятельствах, и в радости, и в горе, в болезни и здравии, ничто и никогда не разлучит их.
Она не захотела пышной свадьбы, поэтому они просто расписались и отметили это событие в семейном кругу. На следующий год собрались к бабе Зине, не предупредив заранее. Они знали из писем и от сестры бабушки, что баба Зина живёт там же, очень скучает по ним и здоровье у неё сильно ослабло. Сестра звала её к себе, но баба Зина не решалась ехать в такую даль одна.
Артём и Оксана не ожидали увидеть того, что увидели. Деревня пустела, молодёжь и раньше не горела желанием оставаться в этой глуши, без работы и без будущего, а сейчас вовсе остались одни старики. Небольшой магазинчик потихоньку работал, но слух прошёл, что его закрывают, будет приезжать автолавка раз в неделю. Деревня скоро станет заброшенной.
Артём и Оксана приехали в деревню после обеда, от поезда добирались на попутках, а до деревни, через поле шли пешком. Уже подходя к дому, они увидели, что старушка вышла к воротам, неся ведро с водой, которую собиралась вылить, но что-то её остановило. Когда она поняла, кто перед ней, то бросила ведро и со всех ног, насколько могла побежала к ним, расставив руки в стороны, как раненая птица.
Оксана быстро передала ручку сына Артёму и бросилась к бабе Зине навстречу, боясь, что не успеет и старушка упадет. Но им удалось добежать друг до друга, женщины обнялись, громко плача. Баба Зина ладонями оглаживала лицо Оксаны, не веря, что это не сон. Миша подбежал к ним, обнял за ноги и бабушка всплеснула руками:
- Мишенька, какой ты большой!
Артём подошёл к ним, обнял всех вместе и они так стояли, переживая свою радость встречи.
- Что же мы стоим? Пойдёмте в дом.
Оксана, зайдя в дом, поразилась тем изменениям, которые её встретили. Дом постарел, по углам висела паутина, видно было, что уборки давно не было. Баба Зина тоже состарилась, сгорбилась и совсем не походила на ту бойкую старушку, которая встречала их в прошлом году. Грустно покивав головой, она сказала:
- Тяжело мне, деточки! Совсем ослабела я. Сестрица к себе зовёт, а как я поеду? Я и раньше не ездила, а теперь совсем боюсь.
Артём и Оксана смотрели на бабушку, и в голове у них уже было решение, они и ехали сюда, негласно думая о том, что вернутся не одни. А, увидев, что в деревне всё изменилось не в лучшую сторону, решение лишь окрепло. Бабушка продолжала рассказывать невесёлые истории:
- Никого не остаётся деревне. Савелия сын забрал, кто-то из стариков не пережил зиму, дома пустые стоят. Ох, горе горькое! А какая деревня была!
Долго разговаривали. Оксана ужин приготовила, заставили бабушку поесть, напоили чаем и долго потом с Артёмом разговаривали в ночной тишине. Мишенька спал у бабушки, она попросила и Оксана видела, что баба Зина сидит на кровати, где спал Миша, тихо напевая ему свои песни.
На следующее утро молодые вышли к завтраку с уже готовым решением.
- Баба Зина, ты едешь с нами. И не возражай!
- А я и... Дорогие мои, да как же? Как так?
- Вот так! Мы поживём здесь некоторое время, в отпуск же приехали, а заодно будем вещи собирать и вместе поедем. Захочешь - будешь жить у сестры, захочешь - у нас! Тем более, что Оксане нужна будет помощь.
- Что такое? Что случилось?
- А случилось то, что за дочкой мы собрались, бабушка! Так что, без твоей помощи никак!
Зинаида уже не плакала, а голосила.
- Бабушка, ты почему плачешь? - Миша подошёл к старушке, заглядывал в глаза, ручки гладил.
- Я от радости, внучек! От радости!
Вот так и случается в жизни! Родные люди становятся чужими и опасными, а чужой человек - роднее всех! Будем верить, что всё у них сложится хорошо и жить они будут в мире, любви и согласии, рожая детей, оберегая стариков. Светлой им жизни и счастья в дом!
Конец.