Найти тему
Юрий Машинов Шторм

Версия: Чуваши - славяне. А не тюрки. Или... Китайцы?

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Так, кажется, выразился бард Юрий Визбор. Под словом «здесь, я подразумеваю наш канал – большое спасибо Дзену! Да, на платформе нашего канала заочно встречаются интересные люди: толковые, любознательные, мыслящие критически. И я, автор этих строк, черпаю из комментариев читателей много.

Вот земляк под ником Elchin Kuliev поймал меня на слове, точнее, на словосочетании. Весьма признателен. Может, заметили, я отредактировал текст. У меня было написано: «Большая Цивиль» – река, где я родился. Так у меня с детства сложилось в голове. Похоже, не один я так полагаю. Вот тематика в поисковике интернета:

«Большая Цивиль – река»; «Растения и животные реки Большая Цивиль», «Исток реки Большая Цивиль», «Куда впадает река Большая Цивиль». Википедия утверждает. Что Цивиль – он, мужского рода.

Похоже, нас сбивает с толку понятие «река» – ну, говорим же «Большая Волга». Волга из женского рода легко превращается в мужской. По-чувашски главная река Европы называется Атал – с умляутом на последнем слоге. (По-татарски – Идель. По-казахски – Едил, по-марийски – юл).

Знатоки связывают слово «Атал» – река – со словом «Аттал» - великий полководец Империи гуннов. Аттала чуваши считают своим дальним предком. Венгерский тюрколог Ласло Рашоньи считал, что имя гуннского вождя Аттилы, наводившего ужас на Римскую империю в эпоху Великого переселения народов, могло означать «человек с Волги».

Специалисты полагают: понятие «гунны» – собирательное, нет такой национальности, как и языка с письменностью. Говорим же «грузины», а кто в грузинах: сваны. мингрелы, карты, лазы. В «штат» гуннов входили племена: сами хунны, а всего 24 рода. Русские историки ХIХ века И.Забелин и Д.Иловайский полагали, цитируем: «Гунны – это восточная ветвь славянских племен, еще не успевшей перейти от кочевого образа жизни к оседлому».

Конечно, это не так. Однако, сами видите, имелась предпосылка считать предков чувашей славянами.

«Железно» доказано: в пору правления Аттилы в гуннскую империю входили даже германские племена, например, остготы. Вопреки сложившемуся в обществе мнению об огромном полчище гуннов, скажем: войско Аттилы не превышало 3000 человек. Однако конница была вооружена мощными луками.

В гуннской «армии» состояли булгары и славяне. Но те и другие непосредственно в боях не участвовали. Булгары и славяне были поставщиками продуктов, оружия и женщин. Ныне такие поставщики именуются некомбатантами. «Армия марширует на брюхе. – говаривал известный король-полководец Фридрих II Прусский.– а главный родвойск обоз. Потому что голодный солдат – уже не солдат».

Но вернемся к волжским булгарам. О них мы упоминали в прежниж публикациях неоднократно. Пришли к выводу, что в Поволжье в давние времена существовало весьма крупное государство булгар с трудолюбивым населением и весьма развитой средневековой культурой. Затем государство это перестало существовать, и население его как бы исчезло с лица земли, забылось и затерялось где-то среди других народов. Если учесть, что в истории народы не исчезают, а исчезают лишь их племенные названия и государственные образования, то следует полагать, что булгарский народ также не исчез с лица земли, что потомки его и сейчас живут и трудятся среди нас в общей семье народов. Но кем же они стали теперь? Какая народность является ныне наследницей булгар? На эти вопросы наука до сих пор не дала окончательных ответов, существуют различные точки зрения, противоречащие одна другой.

Русские историки Ю.Венелин (1829), Д.Иловайский (1881) и Ф.Флоринский в свое время утверждали, что булгары были славянами и, следовательно, наследниками булгар следует считать нынешнее русское население. Известный европейский востоковед Тунманн считал булгар финно-уграми, родственными с мордвой, удмуртами и марийцами.

Другой европейский востоковед Клапрот считал булгар помесью трех различных народов — славян, финнов и тюрков — и, соответственно, потомками их считал представителей различных народов, живущих ныне в поволжском регионе.

Известные советские ученые М.Н.Тихомиров, П.Н.Третьяков, А.П.Смирнов и многие другие утверждают, что потомками булгар являются одновременно и татары, и чуваши, что-де, прежние булгары впоследствии раскололись на две самостоятельные народности. Один из современных ученых – Х.И.Хаджилаев – утверждает, что потомками булгар являются три тюркоязычные народности Поволжья, а именно: башкиры, татары и чуваши[.

Как видите, ученые дискутируют. И я, автор сих строк, позволю себе вступить в научный спор. И даже могу предположить, что чуваши – это китайцы. Исхожу из того, что гунны – восточная ветвь славян – вышли из территории Восточного Китая, и, гонимые голодом, двинулись на запад. Ну, китайцы – по ареалу обитания, ведь порой мы называем себя то европейцами, то азиатами, а то и африканцами.

А что вы имеете против китайцев? Я, чувашский мальчик, в детстве переписывался с девочкой из КНР – с подачи газеты «Пионерская правда». У нас вечная дружба с китайцами. Кроме пограничного инцидента на острове Даманском. Китайцы скопировали все передовые технологии СССР. В КНР сохраняется коммунистический режим. Сегодня Китай занимает первое место по ВВП в рамках паритета покупательной способности. Китай делает солнечные панели, оборудован е для ветряков – весь коллективный Запад на них держится. Китай производит микрочипы – до них промышленности Рф очень даже далеко.

А для китайцев татары, чуваши, марийцы, коми, башкиры – это все – русские! Взаимовыгодное сотрудничество продолжается, вот только что министр иностранных дел РФ Сергей Лавров вернулся из Пекина.

На вкус и цвет товарищей нет. Дзен предоставил нам платформу, на которой читатели высказывают разные точки зрения. Мою последнюю публикацию прочитали 4202 человека, 613 – дочитывают: 127 лайков, 217 комментариев. Я не в состоянии обозреть все «комменты». Остановимся на тех, что ближе к сердцу – ну, касаемых лично автора. Поехали!

Подписант под ником Oscar Bonavena выразился так:

«Чуваши никогда не были православными».

Обратимся к открытому источнику, т.е. книге «чуваши» под редакцией В.Иванова, цитируем:

«В 1720 -1722 г.г Петр I издал несколько указов о христианизации народов Поволжья, по которым тем. кто принял крещение, на три года предоставлялись льготы (освобождение от податей и сборов, от рекрутской повинности). Однако некоторые народы упорно не желали креститься. Тогда правительство указом от 22 сентября 1740 г. и рядом других решений определило методы насильственного крещения.

... В первые же годы массовой христианизации в чувашских селениях начали возводить церкви (в основном на народные деньги).... В начале ХХ века в Чувашии действовали свыше 400 церквей».

У некоторых храмов – тогда недействующи – мы побывали. Мы – это автор сих строк и мой дядя Валя Журавлев, коренной москвич. Дядя показывал мне церкви, где когда-то служил мой дед, православный батюшка. Дядя желал продлить семейные традиции, он усстраичвал меня в церковную школу в Белокаменной на Красной Пресне. Мои родители не согласились.

В семейном альбоме хранится фото: мы с дядей Валентином в конце хождений по святым местам присели на берегу кристально чистого озера у деревни Кюльхири. (Вурнарский район Чувашии). Сидим мы, глядючи, ак огромные карпы резвятся в камышах, а дядя рассказывает о нашем славном предке.

В речном порту города Чебоксар батюшка устраивал на пароход «Князь Владимир святой» общества «Самолетъ» церковный хор с музыкантами – и этот «ансамбль» выступал в приволжских городах и весях. Увы, не уродился я в предка. Да и медведь на ухо наступил.

А вот речной порт Чебоксары мне очень даже запомнился. Я, тгда юный курсант, проходил первую плавательскую практику на трехпалубном лайнере «Эльбрус» Волжского объединенного речного пароходства. И я вместе с однокашниками участвовал в погрузке картошки для Астрахани.

Да, мы, пацаны, попали под воздействие золотого теленка: за доставку одного груженого мешка весом в 80 кило с дебаркадера на третью палубу платили 70 копеек – большие по тем временам деньги!

Так как лайнер «Эльбрус», то шефство над судном взяли народы Кавказа – карачаевцы и балкарцы: экипаж просто купался деликатесных фруктах. И тут – кажется, в Чебоксарах же, радист принял сообщение: судно переименовывается в «Валентину Терешкову» – она только что вернулась из космоса. Литые бронзовые буквы заменили топорно-фанерными. Поставку груш, винограда, айвы, персиков, слив, черешни, вишни, абрикосов, яблок – как обрезало. А ведь раньше фрукты свободно громоздились в кают-компании – подходи, матрос, рулевой, механик, боцман, штурман, да хоть и сам капитан Абалкин.

В одной статье я вспоминал, как бабушки-чувашки из моей родной деревни Чирш-Шинеры (Вурнарский район. ЧР), накинув праздничные кафтаны, накануне Пасхи топали до церкви в селе Синьял –это километров пятнадцать. Отозвался читатель под ником Владимир Кудряшов, цитирую:

«Надо же! Я тоже родился в селе Синьял (в переводе с чувашского –"Новое село"). Рядом – в семи км – находилось село Кивьял ( «Старое село"). Только это в Самарской губернии, у истоков Черемшана.

Еще было сообщение – забыл ник комментатора: в той же Самарской губернии имеются деревни некрещеных чуваш. Ну да, народ еще при Петре I осознал: религия – опиум для народа.

Однако без Бога нельзя. Ходят язычники под верховным богом Турă, олицетворяемый солнцем. Кажется, ему и ныне кладут поклоны православные чуваши. С раннего детства помню: отмечали в моей деревне зимний праздник «Сурхури», потом наступал праздник почитания солнца «Çӑварни» (Славянская масленица).

Уже хотел было поставить последнюю точку в этой публикации. Вдруг получаю комментарий читателя под ником Кирил Бартов, цитирую:

«Чуваши – славяне-именьковцы».

Да, есть в ученой среде такое понятие: Именьковское население – крупная культурно-племенная группа славян-антов, переместившихся в условиях гуннского нашествия из Черняховского ареала на Среднюю Волгу. Славянская атрибутика населения именьковской культуры находит подтверждение в материалах лингвистики. Как-нибуудь разовьем эту тему. А пока другой «коммент» – от читателя под ником Александр З.

«Мордва, чуваши – люди наши!»

Сказано: не в бровь, а в глаз. Материальная подпитка душевным словам содержится в комментарии нашего постоянного читателя под ником shepchek. Вникаем:

«Я вот тоже вставлю свои "пять " копеек. Начну со своих родителей. Отец у меня ростом под 176 см, ширококостный. Про таких говорят: тяжёлая кость. Прямые волосы, брюнет, 1929 года рождения. Безупречно говорил на двух языках: родной чувашский и русский. По внешности везде был принимаем за своего.

Мама – темнорусая, коса ниже поясницы, глаза зелёные и веснушки на лице. И тоже плотного телосложения. Так же безупречно разговаривала на чувашском и русском. В семье мамы девять детей, у отца – трое. Так что двоюродных братьев и сестёр у меня за три десятка. И настолько все разные, что диву даюсь.

Одна сестра внешностью – ну типичная кореянка: цвет лица, разрез глаз, только рост выдаёт – в ней под 180 см. И тут же полная противоположность двоюродный брат: серые глаза, русые волосы и тоже ростом не обижен.

Бывал в разных частях Чувашии: и настолько народ различаются внешне, но всё они - чуваши. В советское время не модно было в паспорте указывать, что ты – чуваш. Поэтому многие писали: «русский». Горжусь, что советский комонавт-3 Андриян Николаев – чуваш.

Был я и на СВО в свои 62 года. И скажу, что мне не стыдно за свой народ. Да, в быту мужчины-чуваши могут и злоупотребить алкоголем. И в тылу были такие случаи. Но в бою на моей памяти ни разу не было чуваша – «пятисотого». (500-й – это дезертир. Ю.М.) И немало нас на ЛБС, хотя и не балует наше родное правительство Чувашии мерами поддержки. Всего 50 тысяч получает воин, подписавший контракт. Но всё равно идут парни на фронт.

Очень радуют и марийцы – они такие же, как и мы. Есть свободная минутка – им мариец обязательно найдёт своего земляка, чтобы пообщаться, поддержать помочь. И знайте, что наша сила реально в нашем объединении. В моём отделении – русский, татарин, башкир, манси, чуваш, еврей.

Представляете, все идут на штурм, вытаскивают «трехсотых» с поля боя, себя не жалея. Так погиб мой боевой брат-друг с позывным Пуля. Он – русский, командир отделения, старший сержант. Выносил с поля боя раненого бойца и получил сам осколочное ранение. Шедший с ним взводный фельдшер-еврей получил от взрыва танкового снаряда перелом двойной правой руки, переломы рёбер, контузию, но смог оказать первую помощь.

Но не выдержало сердце моего друга – погиб. И таких случаев могу рассказать множество. Мы все здесь люди разных национальностей, и родной язык у них тоже разный, но в бою мы все – русские. Вернёмся с Победой домой. Каждый из нас. поминая своих боевых братьев, поднимет рюмку. И каждый на своём родном языке скажет доброе слово».

Что ж, на том и стоим!

Друзья! У кого хватило терпения дочитать очерк до конца, поглядите на фото по повестке дня. Снимки автора и из открытых источников. Спасибо!

Предварительно поговорили с местным людом Тюмени. «Хозяин» чувашских сел и деревень – глава Нижнетавдинского района Валерий Борисов рассказал о полной готовности к посевной страде, а потом будет чувашский праздник «Акатуй» с чувашским же медом. Заместитель генерального директора холдинга «ТОДЭП» Алексей Павлов поведал о том, как сберечь от весеннего паводка федеральную трассу Р-402, часть международного коридора Е22, соединяющую Тюмень с Чувашией, исторической родиной Алексея Николаевича. Приятного просмотра!

Чувашский ансамбль из Нижней Тавды (Тюменская область).

-2

Мои родные края. Озеро в Кюльхири.

-3

Здесь мы отдыхали с дядей Валентином...

-4

Чебоксарский речной порт сегодня.

-5

Вот на такой лайнер. помнится, грузил картошку для Астрахани.

-6

Валерий Иванович Борисов, "хозяин" чувашских сел и деревень - глава района расскажет...

-7

... о чувашском празднике Акатуй в своем районе....

-8

... о своих пчеловодах и чувашском меде...

-9

... о местных чувашских красавицах.

-10

Алексей Павлов: "Надо подстраховать от весеннего паводка федеральную магистраль, связывающую Западную Сибирь с исторической родиной. Вода в реке Тобол прибывает катастрофически...".

-11

Земляки! Привет от автора!