Найти в Дзене

Биография Суворова. 151. Русско-Польская война (часть 36). Реакция российского общества на победу Суворова в Русско-польской войне. 1794 г.

В противовес завистливой знати, российское общество с великим восторгом встречает известие о блестящей победе Суворова в Русско-польской войне 1794 года. Вся Россия восхищается Суворовым, удивляется его военному искусству. Имя великого Суворова гремит на всю страну, проникая в каждый ее уголок. Отовсюду слышатся славословия и восхваления новоиспеченного фельдмаршала Суворова. Его блистательные подвиги передаются из уст в уста. В стороне не остаются и представители русской литературы, в то время еще младенческой. Знаменитый в то время русский писатель и поэт Василий Григорьевич Рубан, восхищенный победой Суворова, посылает великому полководцу посвященный ему акростих и пеан (хоровая лирическая песнь, которую в древности посвящали богам). Другой знаменитый поэт Ермил Иванович Костров посылает Суворову эпистолу — послание в стихах. А самый великий в то время поэт Гавриил Романович Державин присылает в Варшаву поздравительное письмо с таким четверостишьем: Пошел, и где тристаты злобы? Чем
Гавриил Романович Державин великий русский поэт, современник Суворова.
Гавриил Романович Державин великий русский поэт, современник Суворова.

В противовес завистливой знати, российское общество с великим восторгом встречает известие о блестящей победе Суворова в Русско-польской войне 1794 года. Вся Россия восхищается Суворовым, удивляется его военному искусству. Имя великого Суворова гремит на всю страну, проникая в каждый ее уголок. Отовсюду слышатся славословия и восхваления новоиспеченного фельдмаршала Суворова. Его блистательные подвиги передаются из уст в уста.

В стороне не остаются и представители русской литературы, в то время еще младенческой. Знаменитый в то время русский писатель и поэт Василий Григорьевич Рубан, восхищенный победой Суворова, посылает великому полководцу посвященный ему акростих и пеан (хоровая лирическая песнь, которую в древности посвящали богам). Другой знаменитый поэт Ермил Иванович Костров посылает Суворову эпистолу — послание в стихах. А самый великий в то время поэт Гавриил Романович Державин присылает в Варшаву поздравительное письмо с таким четверостишьем:

Пошел, и где тристаты злобы?

Чему коснулся, все сразил:

Поля и грады стали гробы;

Шагнул — и царство покорил.

Суворов поручает своему доверенному лицу при Дворе Дмитрию Ивановичу Хвостову выдать вечно нуждающемуся поэту Кострову 1.000 рублей и, кроме этого, отвечает ему также письмом в стихах:

Воспоминаю я, что были Юлий, Тит,

Ты к ним меня ведешь, изящнейший пиит.

Вергилий и Гомер, о если бы восстали,

Для превосходства бы твой важный слог избрали.

В виде комплимента поэту Гавриилу Романовичу Державину, Суворов отвечает смесью прозы и стихов; уверяя, что «изливает чувство своей души в простоте солдатского сердца», восхваляя императрицу Екатерину, на прославление которой он призывает и Державина. Начало этого послания:

Царица севером владея,

Предписывает всем закон.

В деснице жезл судьбы имея,

Вращает сферу без препон.

Она светила возжигает.

Она и меркнуть им велит;

Чрез громы гнев свой возвещает,

Чрез тихость благость всем явит.

Вслед за поэтами, Суворова в Варшаве начинают буквально заваливать поздравлениями и восхвалениями и другие лица. После великолепной награды, поднесенной ему самой Императрицей, это не является для Александра Васильевича неожиданностью.

Однако, магистрату Варшавы удалось все-таки удивить Суворова. 5 декабря, в Екатеринин день, чиновники варшавского магистрата подносят Александру Васильевичу именем варшавян золотую эмалированную табакерку с лаврами из бриллиантов. На середине крышки изображены городской герб и плывущая сирена; над нею надпись: «Варшава своему избавителю». А ниже еще одна надпись, обозначающая пражский штурм: «4 ноября 1794 года».

Суворов остается в Варшаве, управлять дальнейшим замирением Польши, и этот подарок является не только историческим свидетельством гуманного отношения Суворова к жителям Варшавы, но и презентом ему, как полновластному владыке Польши на ближайшее время.