Мы на протяжение своей жизни решаем много проблем, принимаем огромное количество решений, но есть один вопрос, который объединяет абсолютно всех людей на земле, который многие избегают и прячутся от него, за бытом, делами, развлечениями, но рано или поздно мы с ним встретимся, либо как свидетели чужого исхода, либо лично, речь идёт конечно же о смерти и отношению к ней.
Многие поколения, человечество задается вопросом, что такое смерть? Это один из самых непростых вопросов цивилизации, ответить на него однозначно, не просто. Как говорил французский философ Франсуа де Ларошфуко - "ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор", но давайте попробуем рассмотреть, как менялось отношение философов в разное время.
Как говорил Платон - "Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью". По Платону, мир разделяется на два понятия, это идеи и вещи. Идеи вечны и приблизиться к их сути можно только с помощью разума, а вещи представляют собой лишь отголоском, тенью вещей. Философ должен выйти за рамки мира вещей и отринуть материальное, чтобы приблизиться к миру идей и к истине. Во время смерти, душа приближается к миру идей, а значит, смерть, это не конец, а освобождение и переход в другое состояние. В поздней античности несколько философских школ отрицали трагедию смерти.
Эпикур как то заметил: "когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет, мы сталкиваемся со смертью других, но опыт собственной смерти нам недоступен, а значит бояться его нет смысла".
Стоицизм исходит из того, что не стоит переживать о смерти, так как смерть это прекращение всех ощущений, а раз нас не беспокоит то, что мы ничего не ощущали до своего появления на свет, то почему нас должно беспокоить, что мы вернёмся в состояние до рождения, это состояние не несёт страданий.
Для средневековой Европы был распространен художественный сюжет под названием "Пляска смерти", это действо представляло собой разношёрстный хоровод под предводительством смерти, которая ведёт всю процессию в могилу, с ней под руку шли короли, патриархи церкви, чиновники и прочие представители общества, тем самым подчёркивалось бренность жизни, равенство всех перед смертью, не зависимо от статуса, возраста и достатка, кончина как благ, так и неприятностей. Это давало успокоение во времена постоянных войн, тяжелого труда и очень слабой медицины. Также это подкрепляло христианское учение, которое считало жизнь на земле лишь подготовкой к лучшему миру, в котором господь воскресит души в молодых, здоровых телах. Такое разделение на смертную плоть и бессмертную душу приводило к пренебрежению к телу после смерти, из-за чего были распространены массовые захоронения, погосты находились в центре города, покой умерших никого не волновал.
Реформация внесла свои коррективы не только в церкви, но и в смерти. С развитием науки, культуры, медицины, смерть начинает осознаваться через призму естествознания и становиться практической проблемой, появляются анатомические театры, учащаются бальзамирования, в культуре встаёт вопрос поиска философского камня, чтобы обмануть смерть. Начинается переезд кладбищ за черту города, после обнаружения того факта, что труп это причина распространения заболеваний. Смерть приобретает социальный аспект, в культуре и искусстве появляется представление о достойной смерти, либо в собственной постели, в окружении близких и родных, либо героическая гибель за честь, долг или любовь. Некоторым отходом от религиозного мышления является символическое бессмертие, которое заключается в продолжении жизни через своё наследие в культуре, науке, историческом событие или своих потомков.
В начале 20 века, Сабина Шпильрейн, российский и советский психоаналитик, ученица К. Г. Юнга, в своей докторской диссертации писала о стремлении к смерти, как признак мазохизма, который лежит в основе общества с первобытных времён, когда жизнь отдельного члена общества не имела ценности по сравнению с целями всего племени, что является по сути "мы-опытом", противоположность ему индивидуальный "я-опыт". Уход от собственного "я", распад личности и единение с обществом, в то время, отлично показывает становление тоталитаризма в отдельных государствах. На полях этой диссертации, Фрейд вывел свою концепцию о двух движущих силах человека, о сексуальном желании, эросе, и стремлении к смерти, танатосе. По его мнению, мы осознаем ценность вещей или явлений, только в том случае, если они не вечны. Научные работы ранней советской культуры выделяют такой феномен как красный танатос, это особое отношение к смерти, выражающееся в героической смерти ради общей цели, воспевание и пропаганда смерти во имя подвига, культ павших бойцов. Современник раннего СССР Олдос Хаксли в своей антиутопии "О, дивный новый мир", показывает прагматичное отношение к смерти, где дети с раннего возраста посещают "умиральницы", где наблюдают отход к смерти людей и для них это становиться естественным физиологическим процессом.
Двадцатый век знаменателен не только появлением тоталитаризма и размытием индивидуальности в контексте изучаемого вопроса, но и самыми массовыми уничтожениями людей, во время войн и применением оружия массового поражения. Особую роль смерти уделяли экзистенциалисты. В 1945 году, Жан-Поль Сартр в своей лекции "Экзистенциализм — это гуманизм" говорил, что мысли о смерти помогают нам понять истинные желания и приоритеты, перед лицом смерти мы обретаем полную свободу. Современная философия в лице трансгуманизма утверждает, что смерть это всего лишь медицинская проблема. Осталось решить не тривиальную проблему, что такое смерть, ведь можно продолжительное время держать человека в коме, в состоянии анабиоза, сейчас развиваются технологии искусственных органов, но можно ли считать человека живым, если сознание не функционирует, если это принять за смерть, то можно ли считать сохранение сознания в другой субстанции, победой жизни над смертью? Есть несколько вариантов бессмертия, имплантация мозга в искусственное тело, тем самым стать киборгом, либо переезд в банку, как писал Пелевин в своей трилогии, где все богатые люди могли за определённую сумму лишиться тела и стать бессмертными, пока хватает денег на содержание банки. Другой вариант это цифровое бессмертие, учёные решают проблему оцифровки сознания и перенос его из тела в сеть, либо вариант попроще, можно подключить к своим соцсетям искусственный интеллект и он будет повторять все лексические паттерны владельца, основываясь на предыдущих высказываниях, конечно, стоит решить много этических проблем, но последний вариант возможен.
С изменение человеческой культуры, меняется отношение и осознание смерти, но нам сегодня жизненно необходимо понять, не повторяем ли мы за другими, паттерны поведения в этом вопросе, как искусственный интеллект, и не исполняем ли мы чужую волю, ведь собственная жизнь, как и смерть, вещь интимная и личная, и только мы лично должны ими распоряжаться.