Найти тему

Философия и смерть

Мы на протяжение своей жизни решаем много проблем, принимаем огромное количество решений, но есть один вопрос, который объединяет абсолютно всех людей на земле, который многие избегают и прячутся от него, за бытом, делами, развлечениями, но рано или поздно мы с ним встретимся, либо как свидетели чужого исхода, либо лично, речь идёт конечно же о смерти и отношению к ней.
Многие поколения, человечество задается вопросом, что такое смерть? Это один из самых непростых вопросов цивилизации, ответить на него однозначно, не просто. Как говорил французский философ Франсуа де Ларошфуко - "ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор", но давайте попробуем рассмотреть, как менялось отношение философов в разное время.

-2

Как говорил Платон - "Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью". По Платону, мир разделяется на два понятия, это идеи и вещи. Идеи вечны и приблизиться к их сути можно только с помощью разума, а вещи представляют собой лишь отголоском, тенью вещей. Философ должен выйти за рамки мира вещей и отринуть материальное, чтобы приблизиться к миру идей и к истине. Во время смерти, душа приближается к миру идей, а значит, смерть, это не конец, а освобождение и переход в другое состояние. В поздней античности несколько философских школ отрицали трагедию смерти.
Эпикур как то заметил: "когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет, мы сталкиваемся со смертью других, но опыт собственной смерти нам недоступен, а значит бояться его нет смысла".
Стоицизм исходит из того, что не стоит переживать о смерти, так как смерть это прекращение всех ощущений, а раз нас не беспокоит то, что мы ничего не ощущали до своего появления на свет, то почему нас должно беспокоить, что мы вернёмся в состояние до рождения, это состояние не несёт страданий.

-3

Для средневековой Европы был распространен художественный сюжет под названием "Пляска смерти", это действо представляло собой разношёрстный хоровод под предводительством смерти, которая ведёт всю процессию в могилу, с ней под руку шли короли, патриархи церкви, чиновники и прочие представители общества, тем самым подчёркивалось бренность жизни, равенство всех перед смертью, не зависимо от статуса, возраста и достатка, кончина как благ, так и неприятностей. Это давало успокоение во времена постоянных войн, тяжелого труда и очень слабой медицины. Также это подкрепляло христианское учение, которое считало жизнь на земле лишь подготовкой к лучшему миру, в котором господь воскресит души в молодых, здоровых телах. Такое разделение на смертную плоть и бессмертную душу приводило к пренебрежению к телу после смерти, из-за чего были распространены массовые захоронения, погосты находились в центре города, покой умерших никого не волновал.

-4

Реформация внесла свои коррективы не только в церкви, но и в смерти. С развитием науки, культуры, медицины, смерть начинает осознаваться через призму естествознания и становиться практической проблемой, появляются анатомические театры, учащаются бальзамирования, в культуре встаёт вопрос поиска философского камня, чтобы обмануть смерть. Начинается переезд кладбищ за черту города, после обнаружения того факта, что труп это причина распространения заболеваний. Смерть приобретает социальный аспект, в культуре и искусстве появляется представление о достойной смерти, либо в собственной постели, в окружении близких и родных, либо героическая гибель за честь, долг или любовь. Некоторым отходом от религиозного мышления является символическое бессмертие, которое заключается в продолжении жизни через своё наследие в культуре, науке, историческом событие или своих потомков.

-5

В начале 20 века, Сабина Шпильрейн, российский и советский психоаналитик, ученица К. Г. Юнга, в своей докторской диссертации писала о стремлении к смерти, как признак мазохизма, который лежит в основе общества с первобытных времён, когда жизнь отдельного члена общества не имела ценности по сравнению с целями всего племени, что является по сути "мы-опытом", противоположность ему индивидуальный "я-опыт". Уход от собственного "я", распад личности и единение с обществом, в то время, отлично показывает становление тоталитаризма в отдельных государствах. На полях этой диссертации, Фрейд вывел свою концепцию о двух движущих силах человека, о сексуальном желании, эросе, и стремлении к смерти, танатосе. По его мнению, мы осознаем ценность вещей или явлений, только в том случае, если они не вечны. Научные работы ранней советской культуры выделяют такой феномен как красный танатос, это особое отношение к смерти, выражающееся в героической смерти ради общей цели, воспевание и пропаганда смерти во имя подвига, культ павших бойцов. Современник раннего СССР Олдос Хаксли в своей антиутопии "О, дивный новый мир", показывает прагматичное отношение к смерти, где дети с раннего возраста посещают "умиральницы", где наблюдают отход к смерти людей и для них это становиться естественным физиологическим процессом.
Двадцатый век знаменателен не только появлением тоталитаризма и размытием индивидуальности в контексте изучаемого вопроса, но и самыми массовыми уничтожениями людей, во время войн и применением оружия массового поражения. Особую роль смерти уделяли экзистенциалисты. В 1945 году, Жан-Поль Сартр в своей лекции "Экзистенциализм — это гуманизм" говорил, что мысли о смерти помогают нам понять истинные желания и приоритеты, перед лицом смерти мы обретаем полную свободу. Современная философия в лице трансгуманизма утверждает, что смерть это всего лишь медицинская проблема. Осталось решить не тривиальную проблему, что такое смерть, ведь можно продолжительное время держать человека в коме, в состоянии анабиоза, сейчас развиваются технологии искусственных органов, но можно ли считать человека живым, если сознание не функционирует, если это принять за смерть, то можно ли считать сохранение сознания в другой субстанции, победой жизни над смертью? Есть несколько вариантов бессмертия, имплантация мозга в искусственное тело, тем самым стать киборгом, либо переезд в банку, как писал Пелевин в своей трилогии, где все богатые люди могли за определённую сумму лишиться тела и стать бессмертными, пока хватает денег на содержание банки. Другой вариант это цифровое бессмертие, учёные решают проблему оцифровки сознания и перенос его из тела в сеть, либо вариант попроще, можно подключить к своим соцсетям искусственный интеллект и он будет повторять все лексические паттерны владельца, основываясь на предыдущих высказываниях, конечно, стоит решить много этических проблем, но последний вариант возможен.

-6

С изменение человеческой культуры, меняется отношение и осознание смерти, но нам сегодня жизненно необходимо понять, не повторяем ли мы за другими, паттерны поведения в этом вопросе, как искусственный интеллект, и не исполняем ли мы чужую волю, ведь собственная жизнь, как и смерть, вещь интимная и личная, и только мы лично должны ими распоряжаться.

-7