Найти тему
Татьяна Костырева

Опять звучат Толстой и Бунин. Какой полёт! Какой размах!

"Из случайности создать необычайность", или говоруны "Живой классики"

Живи в сердцах, родное слово!

19 марта в Центре дополнительного образования состоялся муниципальный этап Всероссийского конкурса "Живая классика", собравший вместе 19 конкурсантов, соревнующихся в чтецком искусстве.

В эпоху виртуальных коммуникаций книга остается универсальным средством общения людей, народов, поколений. Ее называют машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее.

Сколько книг прочтено – не имеет значения,

Но имеет значение очень давно

Ежедневное, ежевечернее чтение,

Еженощное – с лампой зажженной – в окно.

И пока круг от лампы на круглом столе

Выключается только на позднем рассвете-

Все в порядке на круглой и светлой Земле,

Населенной читателями планете.

(Борис Слуцкий)

Книга остается главным источником знаний. Недаром А. С. Пушкин писал: "Чтение – вот лучшее учение!" Классика – это всегда про нас. Именно русское классическое искусство формировало и поддерживало в национальном сознании непреложность таких категорий, как стыд, порядочность, сострадание, способность к покаянию и прощению, милосердие, ответственность, стремление жить по совести.

Давайте классиков читать,
Чтоб с честью жить на свете,
И за поступки отвечать,
Что совершаем на планете. (Карина Быкова)

Конкурс "Живая классика", несомненно, повышает интерес школьников к чтению, а также способствует развитию чтецкого искусства, задача которого - превратить слово написанное в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное. К.С. Станиславский утверждал: "Сказать о чем - то выразительно - значит усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании". А

по высказыванию Владимира Набокова: "Слову дано высокое право из случайности создавать необычайность, необычайное делать неслучайным".

-2

"Чинно глаголати" - это искусство

Давно известно, насколько важно знать техники сценического искусства и обладать навыками красивой правильной речи, которая формировалась с первых лет существования школы на Руси. Уже в 17 веке писатель Епифаний Славинецкий указывал: "Говорить следует приятным, некрикливым голосом, но и не тихо, чтобы не заставлять собеседника напряженно вслушиваться. Речь должна быть и не очень быстрой, дабы разума не предваряла". Симеон Полоцкий, зачинатель художественного светского чтения, придавал огромное значение устной речи в образовании и воспитании детей: "Юным в науку дати, да же возумеют чинно глаголати".

19 век принес значительные изменения в области образования. Началась борьба за русскую школу художественного слова. Основоположниками публичных чтений являлись А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь. Пушкин определил основной закон драматического искусства как "истину страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах". Гоголь впервые дал характеристику особенностей русского живого слова: "Мы как-то охотнее готовы действовать сообща, даже и читать… Искусные чтецы должны создаться у нас: среди нас мало речистых говорунов, способных щеголять в палатах и парламентах, но много есть людей, способных всякому сочувствовать". Понятие "сочувствовать" Гоголь связывает с необходимостью для чтеца прожить мысли и чувства автора, как свои собственные, добиться в чтении такой естественности и правды, чтобы вызвать встречное движение души слушателей.

В 20 - 30-е годы двадцатого века художественное чтение развилось как самостоятельный вид искусства. 14 октября 1924 года можно считать днем рождения профессионального искусства художественного чтения, когда московский актер Александр Закушняк пригласил публику на свои "Вечера интимного чтения". На них он как бы рассказывал текст, но это было художественное чтение прозы, поскольку текст не свободно пересказывался артистом, а воспроизводился им буквально.

В 50 - 70-е годы 20 столетия профессиональное искусство звучащего слова приобрело широчайший размах. Важнейшим началом стало применение в чтецком искусстве положений системы Станиславского.

Я приведу высказывания именитых деятелей искусства о чтецком мастерстве:

Лидия Огурцова, поэтесса: "Важнейшим условием искусства художественного чтения является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – неспособна воздействовать на чувства и через них на разум. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей".

Елена Третьякова, актриса: "Воплощение произведения в звучащем слове требует точного знания, что именно и для чего (с какой целью) читающий хочет донести до слушателя. Действовать словом – значит точно знать, для чего, с какой целью говорить".

Искусство художественного чтения, так же, как и театральное, - исполнительское творчество, в основе которого лежит литературное произведение. Но театр - искусство синтетическое. "Жить" в пьесе и воздействовать на публику актеру помогают декорация, свет, реквизит, грим, костюмы. А в чтецком искусстве выразительными средствами являются только инструменты, которыми он обладает: вербальные (речь: интонация и ее компоненты) и невербальные (экспрессивно- мимические – мимика и предметные – позы и жесты). Благодаря умению пользоваться ими происходит внутреннее раскрепощение чтеца, что помогает донести до слушателя смысл текста, разукрасить его эмоциями.

-3
-4

"Правдивые истории" в живом исполнении

Но вернемся непосредственно к нашему конкурсу. Школьники читали отрывки из произведений В. Крапивина, П. Бажова, А. Грина, И. Антоновой, А. Аверченко, Ю. Яковлева, И. Пивоваровой, В. Осеевой, К. Мелихана, С. Узуна, М. Петросяна, Е. Габовой, Г. Горина, М. Шолохова, А. Шипилова, В. Железникова. Яков Чебыкин (Малокарзинская ООШ) рассказал полную нежности историю любви к маме. Станислав Кочнев (АСОШ №1) прожил все этапы человеческой жизни. Мария Белорукова (Артинский лицей) примерила на себя роль Мюнхгаузена. Татьяна Мангилева (Березовская ООШ) подарила слушателям "Семь футов брамсельного ветра". Екатерина Погудина (Поташкинская школа) заставила задуматься о любви бабушки. Егор Лыткин (Манчажская СОШ) поведал о том, как заслужить оценку. Виталий Головатинский (Поташкинская СОШ) прописал лекарство от контрольной. О решении экзаменационной задачи рассказал Максим Галиев (АСОШ №1). Юлия Михайлова (Березовская ООШ) раскрылась в образе бабки Синюшки. Правдивой историей поделился Даниил Белик (Манчажская СОШ). Олеся Семендеева (Малокарзинская ООШ) рассказала о том, как трудно подарить свой первый букет. Анна Шевалдина (АСОШ №1) раскрыла историю жизни в интернате для детей - инвалидов и путешествия в параллельный мир. Олеся Маслакова (Барабинская ООШ) доказала, что надо верить в Алые паруса. Полина Власова (Артинский лицей) поразмышляла о любви. Кристина Цивилева (Поташкинская СОШ) призналась, о чем думает ее голова. Александра Бузмакова (Артинский лицей) трогательно передала переживания глухой девочки.

На празднике слова мастерами чтецкого искусства стали Ксения Шевалдина (Артинский лицей), прочитавшая "Горного мастера" П. П. Бажова -1 место; Арина Легаева (Березовская ООШ), представившая отрывок рассказа "Иванова, Петров, Сидорова" И. Антоновой -2 место; Татьяна Сташкина (Барабинская ООШ), прочитавшая отрывок из "Судьбы человека" М. Шолохова. Юным чтецам - победителям предстоит выступление на региональном этапе конкурса. Пожелаем им удачи! А всем остальным - любите и читайте классиков!

Татьяна Костырева

2024 г