Железнодорожный монополист дефицитом провозных мощностей загнал в тупик экспортеров угля
Эксперты говорили о том, что российские угольщики столкнутся с проблемами из-за логистических ограничений. Вот и первые звоночки. Угледобывающая компания «Колмар» приостановила работу двух обогатительных фабрик в Якутии Подробности — в материале Vostok.Today.
О возникших проблемах с отгрузкой и транспортировкой угля с якутских месторождений рассказал заместитель председателя правительства Якутии Джулустан Борисов на заседании комиссии Госсовета по направлению «Энергетика».
Требуется срочное решение
По словам вице-премьера Республики Саха, компания «Колмар» была вынуждена временно остановить работу двух фабрик, а отгрузки продукции с еще одного подразделения снижены наполовину.
На предприятии объясняют принятие этих мер большим объёмом скопившихся остатков на складах. В настоящее время там находится около миллиона тонн произведенной продукции, которую невозможно доставить потребителю из-за загруженности железнодорожных магистралей.
В апреле компания планировала отправить клиентам 573 тысяч тонн твердого угля. В итоге РЖД согласовала только 428 тысяч тонн.
Джулустан Борисов считает, что нужно срочно решать вопрос с РЖД в части согласования объемов поставки грузов этой компании. Даже временная приостановка работы фабрик негативно отразится на социально-экономическом положении региона. Это предприятие является одним из крупнейших налогоплательщиков и работодателей республики. «Колмар» обеспечивает работой почти 7 тысяч жителей региона.
В прошлом году на фабриках «Колмара» было добыто 11,5 млн тонн твердого топлива. В текущем компания планировала нарастить добычу до 13,5 млн тонн угля. Сейчас сложно сказать, удастся ли реализовать эти планы.
Уголь — под давлением
Власти угольных регионов давно сигнализируют о наличии проблем с транспортировкой топлива. К решению вопроса подключился вице-премьер российского правительства — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Недавно он, напомним, провел совещание по вопросам перевозок грузов по Восточному полигону. Там-то и выяснилось, что провозная способность магистрали находится вдвое ниже потребностей грузоотправителей.
И все это происходит на фоне усугубления факторов давления на угольную отрасль. Во-первых, снизились мировые цены до уровней весны 2021 года. Во-вторых, с января этого года Китай ввел ввозные пошлины на уголь. Из-за этого ставка по ним для коксующегося угля и антрацита составила 3%, энергетического — 6%. Между тем, на Поднебесную приходится 45% российского угольного экспорта. А тут еще российский Минтранс в апреле выступил с предложением отменить скидку на перевозку угля по железной дороге.
Но ключевой проблемой, по мнению аналитиков, является все же недостаток транзитных мощностей БАМа и Транссиба. РЖД постоянно сдвигает модернизацию, а это, между тем, должно увеличить пропускную способность железнодорожных коммуникаций с 75 до 130 млн тонн. Из-за переноса сроков откладывается и проектирование Северного широтного хода. А эта магистраль должна соединить Ямал с Уралом и Северо-Западом России, обеспечив связь транспортной системы РФ с Северным морским путем. В РЖД постоянно говорят об увеличении транзитных мощностей, но при этом не могут разобраться с завалами в портах и подбором нужного числа вагонов, чтобы разрешить ситуацию.
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки очень важны для нас, именно вы помогаете развитию канала.