Найти тему

Почему утро – доброе?

Номинантом на Российскую национальную премию в области неигрового кино «Золотая Свеча» 2024 (номинация «Лучший полнометражный фильм») стала картина «Почему утро – доброе?» (2022, 67 мин, ООО «ДжемСтудия», 12+).

Автор исследует тему счастья и рассказывает о буднях и истории одной из старейших московских лечебных учреждений - Детской городской клинической больницы святого Владимира

Лечебница основана известным русским предпринимателем, строителем железных дорог в Российской империи, действительным статским советником при императоре Александре II Павлом Григорьевичем фон-Дервизом. Он любил роскошную жизнь, но не забывал о людях, нуждающихся в помощи, при этом говорил, что его капиталы должны работать на благо любимого Отечества.

В память о двух сыновьях, Владимире и Андрее, Павел Григорьевич пожертвовал четыреста тысяч рублей на строительство детской больницы, назвав ее в честь небесного покровителя старшего сына. Условий Павел Григорьевич поставил всего три:

- сохранять за лечебницей имя святого Владимира;

- построить и содержать её как образцовую;

- оставить навсегда в больнице бесплатными 100 коек для сирот и детей беднейших родителей.

И 1 августа 1876 года лечебное учреждение было открыто. Подробнее

О картине мы побеседовали с её автором – режиссёром, сценаристом Марией Волчанской.

Режиссёр Мария Волчанская
Режиссёр Мария Волчанская

- Расскажите о себе, как выбрали профессию?

- Мне хотелось заниматься делом, которое будет совмещать в себе сразу несколько вещей: искусство, исследовательскую работу, технологии, путешествия и общение с интересными людьми.

Моя мама была геологом, доктором наук, папа и одна из бабушек — журналистами-международниками; другие бабушка и дедушка — скульпторами. Мне хотелось совместить всё, и документальное кино казалось идеальным решением. До сих пор считаю это самой увлекательной работой на свете и одним из самых интересных направлений человеческой деятельности. Жаль, что так мало людей со мной в этом согласны.

Режиссура — мое второе высшее образование, по первому я филолог-германист, несколько лет занималась литературным переводом. Понимала, что во многом придется себя переделывать, а самым страшным мне, «книжному червю», казалась необходимость брать интервью… На Высшие Курсы Сценаристов и Режиссеров я поступила в 2000 году, в мастерскую А.Н. Герасимова и Л.А. Гуревича. Так случилось, что Леонид Абрамович Гуревич успел прозаниматься с нашей группой совсем недолго, всего два-три месяца… Он улетел на съемки в Америку и там умер в аэропорту. За недолгое время я успела так к нему привязаться, что, узнав о его смерти, плакала несколько дней. Думала бросить курсы, но все же осталась... И с тех пор каждый раз, когда сложно и хочется бросить профессию, остаюсь...

- Как выбираете героев?

- Странным образом я унаследовала от Леонида Гуревича любовь к подвижникам и бессеребренникам. Среди моих героев врачи, ученые, художники, музейные работники, есть и простая деревенская женщина, решившая во что бы то ни стало жить в родной вымирающей деревне и растить детей, если не своих, то чужих. Возможно, меня увлекает не само по себе подвижничество, а стойкость и упрямство людей в их желании заниматься любимым делом, даже если оно не приносит дохода. Иногда мне кажется, что я исследую тему счастья, потому что мои герои обычно очень счастливые, несмотря ни на что.

- О чём была первая работа?

- Пожалуй, я расскажу о своем первом и единственном фильме, снятом на кинопленку, так как это для меня самый уникальный и незабываемый опыт.

Фильм назывался «Джеки и другие» и рассказывал о буднях ветеринарной клиники при онкоцентре. Особенность клиники была в том, что все врачи являлись сотрудниками онкоцентра и их жизнь состояла словно из двух реальностей, в одной они блистательно лечили четвероногих пациентов, а в другой, параллельной, ставили опыты над животными. Мне хотелось погрузиться в их узкопрофессиональное бытие и разобраться, как они живут, постоянно находясь на грани добра и зла, жизни и смерти.

- Почему вы сделали ленту о больнице святого Владимира?

- Здесь нет личной истории. Дело было так: однажды нам случайно предложили сделать фильм к юбилею урологического отделения этой лечебницы, и таким образом мы оказались там с моим мужем и оператором Иваном Алферовым. Отнеслись к нам с доверием, рассказывали искренно, все показывали. Но буквально через несколько дней главврача перевели на другую работу и фильм не состоялся. Однако образ этих людей и места очень глубоко запал в душу. Бывают такие места, люди и ситуации, с которыми чувствуешь очень глубокую внутреннюю связь. Возможно, в тот момент хотелось найти в жизни что-то абсолютно настоящее, на что можно положиться наверняка, что однозначно ассоциируется с родным городом, его историей и представлением о настоящих москвичах. Для меня это фильм о Москве, о смысле жизни, о стойкости и о братстве порядочных людей.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

- Что было самым трудным при работе над фильмом?

- Наверное, организация съемок… В больнице поменялась администрация и никто не понимал, чего мы хотим и зачем снимаем, или мне так казалось от волнения. Кроме того, продолжался ковид, и каждая смена висела на волоске - мы получали согласования подолгу и с большим трудом. Я постоянно не была уверена, что назначенные съемки состоятся.

- На съемках произошло что-то необычное?

- Четно говоря, каждый день этих съемок кажется мне чудом... Бывают такие моменты, когда точно чувствуешь, что кино «идет». Тебя словно подхватывает какой-то особый ветер, и все обстоятельства, все происходящее начинает словно само собой выстраиваться для фильма, а ты оказываешься полностью вовлеченным в жизнь героев. Тебе только надо успевать ловить этот дар судьбы. Здесь несколько раз было это фантастическое чувство: утром в травматологии, когда мы сняли разом сцену «тайной вечери», как я ее про себя называю, ночью на дежурстве в той же травматологии, в реанимации, в приемном покое, на улице весной после дождя… В общем, как это ни парадоксально, я была счастлива снимать этот фильм...

- Что вы вынесли для себя из общения с героями фильма?

- Что человеку очень важно работать в коллективе, что настоящее большое дело делается сообща и из поколения в поколение. Это то, чего современный документалист фактически лишен, мы очень разобщены.

- Работа над фильмом повлияла на вас?

- Думаю, я стала мужественнее.

- Что вы считаете самым важным при создании фильма?

- Честность.

- Над чем сейчас работаете?

- Над фильмом-притчей о трамвае в городе Волчанске, это 2 000 км от Москвы, северная граница Свердловской области. Городок вошел в российскую книгу рекордов Гиннеса как самый маленький населенный пункт с собственной трамвайной линией. Линия соединяет две далеко расположенные друг от друга части города и пять километров идет через тайгу. Экономически она не целесообразна, но уже лет тридцать город и горожане прилагают массу усилий, чтобы эту линию сохранить. Сейчас трамвай не ходит, город меняет рельсы, старые уже совсем негодные. Меняют постепенно, участками, на зиму работы прекращаются. В общем, жду трамвая…

Беседу вела Ирина Иванова.

Фотографии и кадры предоставлены Марией Волчанской

Трейлер фильма

Фильм можно посмотреть онлайн

Краткая фильмография режиссёра:

«Ре/продуктивные будни доктора Тарусина» (2020)

«Диалог с подростком» (2018)

«Медовый месяц на Луне» (2016)

«Быль-небыль» (2011)

«Провинциальные музеи России», цикл документальных видеофильмов (2004 – 2022) и др.

Мария Волчанская о кинопремии «Золотая Свеча»

В Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями (Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), киноклуб "Русский путь", Дом русского зарубежья им. А. Солженицына).

Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.

Благодарим вас за отметки "Мне нравится" - они помогают развитию нашего канала! Будем стараться радовать вас новыми интересными и познавательными публикациями.