Ямал СПГ — один самых крупных и современных российских проектов по добыче природного газа, начатый в 2012 году и запущенный в 2017-м. Он поражает не только своими масштабами, но и высочайшим уровнем создавших его специалистов, сложностью инженерных решений, которые пришлось применять в условиях вечной мерзлоты, полярной ночи и непогоды. Рассказываем, чем уникален “Ямал СПГ” и какие задачи в строительстве объекта выполняли машины компании “ГРИНКРАН”
Мелодичное название посёлка Сабетта меньше всего ассоциируется с тем местом, где он находится. Этот топоним подошёл бы беззаботному, утопающему в зелени курорту, южному острову. Но Сабетта — это царство холода, льда и темноты.
В переводе с ненецкого красивое название означает “река в шапке” и образовано от названия реки Сабетта-яха. По другой версии, в названии заложено имя древнего ненецкого рода Сабе. “Ямал” же на ненецком означает “конец Земли”. И в этом нет преувеличения. Сабетта расположена в северо-восточной части полуострова, на берегу Обской губы — залива Карского моря, почти весь год покрытого льдами. До ближайших городов — Надыма, Салехарда, Нового Уренгоя — более шестисот километров. Добраться сюда можно только по воздуху. Полярная ночь — с ноября по конец января. Температура зимой не поднимается выше минус двадцати пяти градусов, но из-за почти стопроцентной влажности переносится, будто это минус пятьдесят.
Колючие метели и постоянные ветра скоростью до пятидесяти км\ч, пронизывающие насквозь, до костей.
Сабетта — место, малопригодное для жизни человека. Но покоренное им и использованное для блага людей.
Коренное население Ямала — ненцы. В советское время они соседствовали в Сабете (тогда название писалось с одним “т”) с геологами. Учёные жили в нескольких деревянных домиках геологоразведочной станции.
В 1974 году здесь было открыто огромное месторождение природного газа и газового конденсата: доказанные и вероятные запасы месторождения по стандартам системы оценки нефтяных ресурсов PRMS (Petroleum Resources Management System) составляют 926 млрд куб. м.
Тогда российский газ только начал завоевание международного рынка: зарождалась газовая эпоха в экономике. В 60-е — 70-е, было также открыто несколько месторождений газа в Западной Сибири: условия для разработки там были проще, чем в ямальской тундре с её вечной мерзлотой.
Долгие годы Южно-Тамбейское месторождение оставалось нетронутым. К началу двухтысячных в Сабетте жили всего 19 человек.
Строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) началось только в 2012 году ОАО “Ямал СПГ” — совместным предприятием российского ОАО “НОВАТЭК” (50,1%), французского концерна TOTAL (20%), Китайской Нефтегазовой Корпорации (20%) и китайского инвестиционного фонда “Фонда Шелкового пути” (9,9%).
В отличие от воды газы можно сжать и привести в жидкое состояние, понизив их температуру до определённой точки.
Сжиженный природный газ или СПГ — это природный газ, состоящий в основном из метана, который сжижают, охлаждая в специальных цистернах под давлением холодильными агентами до -160 градусов .
Таким образом газ получается сделать компактнее: в жидком состоянии он занимает в шестьсот раз меньше места, чем в газообразном. Так, в одном кубометре сжиженного “умещается” 643 кубометра природного газа. А в один арктический танкер “Совкомфлота” “Кристоф де Маржери” можно загрузить 170 тысяч кубометров. Такого объема газа хватит на 12-часовое обеспечение нужд всей Японии. Метод сжижения позволяет перевозить большие объемы газа по всему миру — туда, куда невозможно или слишком дорого протягивать газопровод.
Специалисты использовали суровые для человека условия при разработке месторождения: низкая среднегодовая температура позволяет сжижать газ эффективнее, чем в тёплом климате. Кроме того, Сабетта находится вблизи береговой линии: не пришлось строить трубопровод для транспортировки газа. Благодаря большой глубине уже у берега стало возможным строительство уникального арктического порта, куда могут заходить большие танкеры — практически 100% добываемого газа были законтрактованы еще до окончания строительства объекта. Круглогодичная морская навигация обеспечивает поставки топлива по всему миру.
Возведение завода и инфраструктуры велось тремя очередями: их сдали поочерёдно в 2017, 2018 и 2019 годах.
За десять лет Сабетта из посёлка с официальным населением в девятнадцать человек превратилась в огромный промышленный объект.
Побывать в космосе, не покидая Земли
Каждый, кто побывал в Сабетте, скажет: это — другая планета. Космические пейзажи и будто ожившие декорации фантастического кино: исполинские металлические конструкции возвышаются посреди снежной пустыни, в свете тысяч электрических огней.
Но “Ямал СПГ” — это не только завод. Прежде, чем из вечной мерзлоты вырос промышленный гигант, в этот суровый край приехали тысячи людей. В пики строительства в вахтовом посёлке одновременно жили до тридцати пяти тысяч человек.
В Сабетте построили жилые разноцветные дома и тёплую автостоянку, гостиницу, медпункт, кафе, столовые, баню, спорткомплекс, прачечную, склады хранения продовольствия, пункт полиции, пожарное депо и православный храм.
Есть даже международный аэропорт: рейсы выполняются из Нового Уренгоя и Салехарда, из Москвы летают самолёты Red Wings, в Москву — борты авиакомпании «Ямал». Но свободных билетов в продаже нет: в Сабетту можно приехать только по спискам приглашающей стороны.
Проект “Ямал СПГ” — иллюстрация силы воли и знаний человека на практике.
Ошибочно думать, что достаточно при возведении фундамента продолбить вечную мерзлоту. Крайне важно, чтобы грунт не таял от тепла, выделяемого оборудованием, иначе мерзлота превратится в грязь и конструкции начнут рушиться.
По этой причине все объекты пришлось строить на сваях. Инженеры и геологи следят, чтобы вечная мерзлота под объектами сохранялась.
Завод возводили по модульному принципу: всё, что можно было сделать и собрать в более комфортных условиях, привозили в Сабетту морем уже готовым к монтажу. Путь одного модуля занимал от одного до двух месяцев в зависимости от выбранного пути.
Именно поэтому порт появился в Сабетте одним из первых объектов: в 2013 году он уже мог принимать первые грузовые суда. Строительство порта завершилось с 2017 году: в марте того же года произошла первая тестовая швартовка трёхсотметрового арктического танкера-газовоза “Кристоф де Маржери” — современного российского судна, названного в честь трагически погибшего в аэропорту “Внуково” исполнительного директора французской нефтегазовой компании “Total”.
Благодаря порту Сабетта сжиженный газ стало возможным отправлять по короткому Северному морскому пути — в Китай, Юго-Восточную Азию, в Европу.
Северный морской путь — это судоходный маршрут в Российской Арктике, проходящий по морям Северного Ледовитого океана — Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому и Берингову. СМП соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек. Его длина — 5,6 тыс. км. Маршрут проходит в непростых погодных условиях, зато почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток. Благодаря ледоколам использовать путь возможно круглый год.
Северный морской путь обеспечивает вывоз минерального сырья с нефтегазовых предприятий России. Его значение для экономики трудно переоценить: по данным Минэнерго, извлекаемые запасы нефти и газа в Арктическом регионе составляют порядка 60% всех извлекаемых углеводородных ресурсов России.
В 2020 году было принято решение о расширении инфраструктуры и строительстве в порту Сабетты терминала "Утренний", который бы позволил увеличить отгрузку углеводородов на экспорт.
Предстояло построить защищенную от внешних воздействий акваторию с причалами различного назначения, инженерную инфраструктуру, береговую часть с административными зданиями и сооружениями. В реализации этого проекта приняла участие и компания “ГРИНКРАН”.
“Такие условия сложны даже для машин”
Для строительства терминала “Утренний” на Ямал были отправлены гусеничные краны японской фирмы Kobelco грузоподъемностью 250 тонн.
“Наши краны помогали возводить портовую инфраструктуру терминала №2 в “Утреннем”. Строили причалы и причальные стенки. Это сложные работы на большой глубине, которая начинается сразу у берега. Кран с берега поднимает и опускает в воду шпунтовые сваи, шпунты Ларсена, а гидромолот и свайный погружатель загоняют их в морской грунт”, — рассказывает механик “ГРИНКРАН” Евгений Герасименко.
Шпунты Ларсена — это металлический профиль c закруглёнными краями боковых стенок, выполняющими функцию пазов и замков. За счет такой конструкции отдельные элементы можно легко соединять в прочную стенку в вертикальной плоскости. Шпунты Ларсена используют для отделения грунта от воды, для укрепления нестабильных склонов, котлованов, береговых линий, предотвращения их осыпания и размыва грунта.
Выполнять работу пришлось в сжатые сроки, но Евгений Герасименко признаётся, что самым большим испытанием и для людей, и для техники стал не напряжённый график, а суровая погода.
“В Сабетте неслучайно большинство вахтовиков — мужчины, потому что условия там тяжёлые, — рассказывает Евгений. — Я провёл в Сабетте в командировке около двух недель и на себе ощутил, какой это суровый край. Такие условия сложны даже для машин. Техника в арктическом климате работает на износ. После завершения проекта все краны, побывавшие на Ямале, капитально ремонтировали, заменили все важные узлы. Но работу они выполнили на “отлично”.
Терминал №2 состоит из универсального причала, совмещённого с административной зоной, и причальной набережной с искусственным земельным участком. На набережной размещены береговые объекты СПГ-завода.
“Наша компания работает по всей России, в крупных промышленных проектах, казалось бы, удивить нас сложно. Но завод в Сабетте поражает масштабами, своей мощью на фоне дикой суровой природы, — говорит Евгений. — Живя в городах, мы не задумываемся, откуда приходят к нам в дома блага цивилизации: тепло, газ. Здесь своими глазами можно увидеть, каким трудом это достается”.
Газ, сгущёнка и мировой пром-арт
Визитной карточкой проект “Ямал СПГ” стал оригинальный дизайн резервуаров для сжиженного газа на территории завода, разрисованных под бело-голубые банки со сгущёнкой.
Превращать промышленные строения в арт-объекты — тенденция, которая начала развиваться в конце XX века и выросла в отдельный вид искусства. Яркие примеры пром-арта можно встретить в американском Детройте, где стены двора института искусств расписал знаменитый монументалист Диего Ривьера; во Франции: там градирню АЭС в коммуне Крюа покрыли огромным граффити “Водолей”, символизирующим чистоту атомной энергетики. А владелец французских виноградников “Chateau La Grace Dieu des Prieurs”, российский предприниматель, популяризатор шахмат и коллекционер русского искусства Андрей Филатов превратил в арт-объекты огромные резервуары для вина.
В апреле 2017 года компания "Ямал СПГ" организовала международный конкурс на лучший арт-проект по декорированию четырёх резервуаров СПГ строящегося в Сабетте завода.
В нём победила Таисия Спирина, дизайнер из компании "StreetArt": она предложила стилизовать резервуары под советские жестяные банки со сгущенным молоком. Аллюзия проста и сразу считывается соотечественниками: ведь бело-голубая этикетка в стиле конструктивизма была создана художницей Ираидой Фоминой ещё в 1939 году и стала символом лакомства для нескольких поколений россиян. Сжиженный газ — тоже своего рода консервы и “сгущёнка”.
Роспись наносили летом 2018 года: на работу у художников было чуть больше месяца, пока температура воздуха не опустилась ниже ноля. Огромную площадь резервуаров 82,2 метра шириной и 43,1 метра в высоту разрисовывали по секторам с помощью краскопультов и валиков. Художники работали без подъемных механизмов, пользуясь альпинистским снаряжением и верхолазными приспособлениями.
Гигантские “банки со сгущёнкой” сразу стали знаковым объектом не только российского, но и международного промышленного искусства. В конце 2022 года изображение Сабетты и бело-голубых резервуаров попало на конверты “Почты России”.
Арт-объект в Сабетте дал стимул для развития пром-арта и стал появляться на других объектах промышленности в России. Так, в 2019 году четыре резервуара для хранения пожарной и технической воды тобольского завода “СИБУРа” расписали изображениями птиц и животных, обитающих на юге Тюменской области. В 2022 году резервуары для мазута Кольской горно-металлургической компании покрыли огромными муралами, изображающими северный пейзаж и белого медведя в воде.
Проект “Ямал СПГ” — замечательный пример того, как много могут люди, когда объединяются ради общего дела. Он появился благодаря труду десятков тысяч человек, специалистов самых разных профессий — геологов, инженеров, строителей, механиков, крановщиков, сварщиков, архитекторов, художников и многих других. Компания “ГРИНКРАН” гордится, что также внесла свой вклад в строительство одного из крупнейших проектов газовой промышленности России.