Итак, сегодня речь пойдет о таком бизнес-направлении, как кофейня формата «Кофе с собой» или «To go». Советы пойдут из первых уст, от владельца действующих сети кофеен, делюсь своими ошибками и промахами своих коллег.
За все время существования такого формата кофеен, многие владельцы кофейных «точек» знают уже другу друга в лицо, поддерживают дружеское общение, делятся советами, лайфхаками, некоторые даже входят в определенное камьюнити, где собственно откровенно рассказывают о своих победах и поражениях.
Итак, поехали:
1. Не берите кредит на первую точку!
Никогда. Никогда. Никогда!!! Это важно знать и понимать, что без опыта в этой сфере, без должного обучения или грамотного наставника, взяв кредит на первую точку кофейни – вы прогорите и останетесь с кредитом.
Я часто слышу такие высказывания; «Да, что там кофейня? Выбрал проходимую точку, взял оборудование в аренду, «затарился» зерном, молоком и всем необходимым и сиди зарабатывай спокойно». Так мыслит дилетант. И, к сожалению, большинство людей считают это действительно легким бизнесом. Но это абсолютно не так! Если у вас нет опыта, то будьте готовы к постоянным расходам, особенно в первые пол года работы кофейни, а если, опять же, у вас нет навыков работы в этой сфере, то прибыль вам, первое время будет взять неоткуда. Будут только расходы, таки как:
1) Брендирование и нейминг (название кофейни, логотип, брендбук)
2) «Расходники» (стаканчики, ложки, вилки, салфетки, трубочки и т.д.)
3) Оборудование, техника, барная стойка, столы и стулья, рабочее место бариста и т.д.
4) Закуп у поставщиков (хотя бы кондитерка, молоко, сливки и т.д.);
5) Контроь за санэпидем нормами, снабжение кофейни необходимыми средствами;
Я сюда не включаю принципиально аренду помещения. О ней пойдет речь дальше.
2. Внимательно выбирайте помещение и заключайте договор аренды!
Даже если вам попалась «удачная» по вашему мнению «точка», например, в трех минутах от метро, договор аренды подписывайте только с юристом. Если нет своего юриста, то можно обратиться в любую юридическую компанию или найти консультанта по этим вопросам. Что может грозить, если понадеетесь на себя и на порядочность арендодателя?
1) Арендодатель-мошенник. В итоге может выяснится, что он вообще не имеет право сдавать это помещение
2) Здание под снос. Это касается помещений, которые находятся в старых, пятиэтажных домах и вам просто не скажут об этом при подписании договора. Юрист обязан будет проверить эту информацию в списках жилых/нежилых помещений, которые заявлены под снос.
3) Ежегодное повышение арендной ставки. Некоторые арендодатели мелким шрифтом прописывают это в договорах или не прописывают вовсе, а через год поднимают аренду (особенно если у вас дела идут очень хорошо), на 20-30%. Если такой строчки нет, то юрист может внести этот текст самостоятельно.
3. Внимательно посмотрите кто у вас соседи. Какие торговые точки находятся у вас на одной площадке.
Например, если вы хотите открыть спешлти кофейню, с вкусным, дорогим кофе и собственной эксклюзивной выпечкой, а рядом у вас на площадке находится какая-нибудь точка с шаурмой за 100 рублей, то учтите, что ваш кофе уже изначально будет казаться дорогим и вы тем самым не соберете свою аудиторию. Или, у вас на площадке может находиться какое-либо производство, каких-нибудь готовых обедов и запах будет там такой, что просто отпугнет посетителей от вашей кофейни.
4. Это должно было идти в первых пунктах, ноя оставлю это здесь и напишу большими буквами: ИДИТЕ В ШКОЛУ БАРИСТА и УЧИТЕСЬ ТАМ!
В Москве есть несколько профессиональных школ для бариста и для собственников кофеен. Идите туда, ходите на очные занятия, проходите все курсы, практикуйтесь и учитесь всему! Вы должны знать всю эту «кухню» изнутри.
Многие мои знакомые на этом пункте говорят мне сразу «НЕТ». Мол зачем мне учится, если я найму бариста и он будет работать. Это не правильный подход! Очень часто бывает так, что например бариста заболел и некому его подменить, в этом случае либо «точка» будет в простое либо вы будете спасать ситуацию и выходить самостоятельно. Второе, не исключено, что таком бизнесе возможны воровство, недостача и прочее. Пока вы сами не постоите у станка, вы даже не сможете понять в чем именно вас обманывают.
5. Не открывайте сразу вторую точку!
Многие амбициозные молодые люди, открыв первую кофейню, сразу же через месяц открывают вторую. Повторюсь, если вы БЕЗ ОПЫТА в этом бизнесе, не вздумайте этого делать! Любой бизнес окупается в течении 6 – 12 месяцев. Даже, если у вас точка работает в плюс, даже, если у вас появились постоянные посетители, подождите !!! Пусть пройдет примерно пол года -год и тогда вы сможете смело подумать об открытии второй, третьей кофейни и т.д.