Что делать, если не складываются отношения с самыми близкими? Как простить родителей? Как нужно молиться за обижающих? В том числе об этом шла речь на одной из Пастырских встреч, которую провел иеромонах Лавр (Архипов).
– Сказано: «Полюби ближнего, как самого себя» (см. Мф. 22: 39). Как это?
– Это золотое правило – то, чего не желаешь себе, не делай другим. И то, чего я себе желаю, я буду делать и для ближнего.
– А как любить себя?
– Плохого не делать. Здесь не о самолюбии говорится, а о совсем другом. Человек себе злого не сделает, поэтому Господь говорит: «Раз себе злого не желаешь, и другим не делай». Кстати, апостолы на первом Соборе в Иерусалиме научали язычников, которые крестились, не делать другим того, чего они не желают себе.
– Можно ли в храме молиться об ушедших некрещеных родственниках в Родительские субботы?
– Записки подавать нельзя, так как Церковь молится за тех, кто являлся ее членом. А членами Церкви являются только крещеные. Но вы сами можете помянуть этих людей в своей личной молитве.
– Просто называть имена про себя?
– Да, Господь же слышит. Когда вы исключительно священника просите помолиться, это не отменяет необходимость молиться сами. Пришлю на литию, не упускайте момента и молитесь вместе со священником, а не так, чтобы только он один это делал.
– Как быть, если не можешь простить родителей за жестокое обращение, властность, принимаешь помыслы ненависти и не желаешь общаться?
– Какие бы родители ни были, Господь призывает нас к их почитанию – это пятая заповедь. И не просто к почитанию родителей, но и к прощению, и не только родственников, но и врагов. А уж родители – это не враги, они дали нам жизнь, и поэтому мы должны относиться к ним по-особому. Найдите в себе силы, если самостоятельно не можете, то просите Бога, чтобы Он дал вам силы простить родителей, не поминать зло, которое исходило от них. И в молитве «Отче наш» говорится, что надо простить должникам нашим. Если у ваших родителей есть долги перед вами, отпустите их. Перед Богом отпустите, пусть Господь им не вменит этого греха. Сам Христос Своим примером показал нам на кресте, когда молился за тех, кто распинал Его: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (см. Лк. 23: 34).
Мы, христиане, призваны подражать Христу, поэтому молитесь Господу, чтобы ваше сердце умирилось, чтобы оно приобрело спокойствие, и живите дальше спокойно. Вы будете разрушать и себя изнутри, если эти злоба и обида из вас не уйдут.
– Как научиться полностью предаваться воле Божией, если постоянно присутствуют тревога и страх за свою жизнь?
– Как научиться доверять Богу? Это очень сложный вопрос. Как научиться любви? Как научиться какой-либо добродетели? Добродетели своим источником имеют Самого Бога. Научиться добродетелям можно только от нашего Божественного Учителя. В таком случае нам нужно соблюсти несколько условий:
Прежде всего с нашим Учителем нужно общаться, чтобы Он научил нас той или иной добродетели. Мы должны к Нему стремиться. А как христиане стремятся к своему Божественному Учителю? Молитва, таинства, добродетельная жизнь, добрые дела, потому что вера без дел мертва есть (Иак. 2: 26) – все это является стремлением к Богу. Таким образом человек не просто свои намерения в сердце имеет, но и еще как-то двигается.
Святейший Патриарх Кирилл сказал, что подвижник – это тот, кто двигается вперед. Каждый христианин призван быть подвижником – двигаться вперед усилием своей воли, становиться все ближе и ближе к своему Божественному Учителю. Без практики добродетели не появятся. Да, что-то будет не получаться, но Господь за такие усилия дарует каждому из стремящихся к Нему особые добродетели, среди которых будет и доверие к Самому Богу.
Итак, условия мы перечислили: участия в таинствах, добродетельная жизнь, добрые дела, молитва.
– Что делать, если не встретил Христа Живого, как митрополит Антоний Сурожский, и слаб в вере в Него?
– Значит, вы не прикладываете должного усердия, если не встретили Христа. Он-то к вам идет навстречу каждодневно, а вы все время проходите мимо. Придите к священнику и не в рамках исповеди обсудите с ним свою жизнь. Скажите: «Батюшка, может быть, я что-то неправильно делаю? Может, я чего-то не понимаю, но я до сих пор не встретил Господа в своем сердце». И если батюшка опытный, то вы вместе с ним найдете причину, которая мешает вам это сделать. Иногда мы не замечаем Господа, когда Он рядом и находится с нами.
– Грехи исповедала, но мысленно возвращаюсь к ним.
– Духовная брань всегда начинается с наших помыслов. Мы должны быть на страже нашего разума и не пропускать врага в виде злого, хульного, грешного помысла, который, если мы будем с ним беседовать, рассматривать его, приведет нас к действию. Мы должны научиться отсекать эти помыслы – это самое главное. Не на уровне, когда человек уже готов сделать всё, что ему диктует помысел, а на уровне зародыша. «Разбиет младенцы твоя о камень» (Пс. 136: 9). Только зарождается грех в вашей голове, вы еще не порабощены им, сознание еще не омрачено, отсекайте сразу же, моментально.
Бес-то знает, в какую точку нас бить, он знает, что мы уже были порабощены каким-то грехом, но поняли, что это нехорошо, пришли ко Господу, покаялись и пообещали, что больше этого совершать не будем, а бес будет вам напоминать, будет напоминать ощущения, которые вы испытывали, чтобы случился рецидив. Он попытается вас вернуть обратно. Вы вроде бы на ступеньку выше стали, стали ближе ко Господу, но беса это не устраивает, и он, конечно же, будет напоминать вам о вашем грехе.
– Ваше отношение к соцсетям? Вести ли их христианину и как? Не грешна ли жизнь напоказ, духовная в том числе?
– К социальным сетям отношение нейтральное, потому что социальные сети – это не хорошо и не плохо. Вопрос в том, как вы ими пользуетесь. Если вы выставляете напоказ свою личную, духовную жизнь, например, как вы молитесь, или вы показываете свою еду: «Вот сегодня я ем семечку тыквенную и запиваю маленьким наперстком воды – это пост мой Великий, всем советую подражать мне», или вы кичитесь своими богатствами: мерседесы свои выкладываете, свой дом снимаете и выкладываете, новые свои брюлики, которые вы накупили, – это плохо.
А если вы социальные сети используете для проповеди, это, наоборот, хорошо, здесь нет ничего плохого. Мы, например, выкладываем богослужения, бывают прямые трансляции – это все миссионерская работа. Вы съездили, допустим, с группой активных православных христиан на вашем приходе в госпиталь Бурденко, в какой-то другой военный госпиталь, посетили тюрьму, пообщались, как-то поддержали – и этим самым вы подаете пример. И люди смотрят и говорят: «А вот они какие все-такие христиане, не сидят там у себя по домам, не говорят только о высшем, но и ручками что-то делают».
– Где написано, что исповедь должна быть тайной?
– Исповедь должна быть тайной, чтобы не соблазнять других. В Древней Церкви, в первые века христианства была исповедь, которую слышали все. Грех был совершен, и весь приход знал об этом. Допустим, про блудницу все знали, что она блудница, ей нужно было покаяться прилюдно, при всех обратиться к священнику в храме, и тогда все знали, видели, что этот человек покаялся. Тогда община уже принимала этого человека в покаянии, и больше никто эту женщину не считал блудницей, ибо она исправила образ жизни.
– Как быть, когда неверующие люди злословят Бога и Библию?
– Не обращать внимания – Бог поругаем не бывает (Гал. 6: 7). Понятно, что нам тяжело, когда Бога оскорбляют, и нам хочется сразу вступиться. Но если человек злословит Бога и Священное Писание, то он колоссальный вред наносит сам себе, и здесь нужно пожалеть этого безумца и сказать: «Господи, прости ему, он не ведает, что делает. Направь его». В этом проявляется наша христианская любовь.
– В сердце рождается злоба на таких людей.
– Это неправильный путь.
– И когда не отвечаю на такую провокацию, ощущение, что предаю себя и Бога.
– Если не отвечаете на провокацию, никого вы не предаете: ни себя, ни Бога. Как только вы с таким человеком заведете разговор – возможен скандал, крик, поэтому такие провокации нужно сразу отсекать. Ответил – отсек. Если больше, то ушел. Если дальше продолжать, все может плохо закончиться. Этот путь уже ясен, он в никуда. Помолиться за человека и за себя, сказать: «Господи, и мое сердце умири и приведи в порядок».
– Правильно ли оценивать свои поступки по отношению к другим?
– Не надо оценивать ничьи поступки. Не оценивайте никого. Это сродни суду, мы судим – хорошо человек поступил или плохо. Взор верующего христианина направлен внутрь себя, мы смотрим на себя и несем ответственность только за себя. Только если вы начальник и несете ответственность за сотрудников, работников, либо у вас есть дети, тогда вы можете сказать: «Вот, сыночек, здесь ты неправильно сделал. Надо было поступить так». В этом случае вы имеете право.
– Батюшка, если не знаешь, есть ли в случившемся твоя вина, как быть, ведь сказано, что какие грехи возьмешь на себя, за те и отвечать будешь?
– Какой путь у христианина, если он виновен в чем-то? Во-первых, принести покаяние: «Да, я виновен! Господи, прости». Если вы обидели близкого человека, поняли, что вы перед ним виноваты, вы примиряетесь с этим человеком, просите у него прощения, просите у Бога прощения за то, что вы неправильно поступили, и налаживаете ваши добрые отношения через покаяние. Через покаяние, через примирение нужно такие вопросы нужно решать.
– А можно быть и православным христианином, и человеком со здоровой самооценкой?
– Смотря что вы понимаете под самооценкой. Если неуемную гордыню, то нет. А если вы здраво себя оцениваете, то все нормально. Христиане – это не забитые люди! Среди христиан есть удивительные хирурги, врачи, которые спасают жизни людей, есть правоохранители, военные, учителя. У нас иногда считают, что забитый человек – равно христианин, смирение – равно человекоугодие. Это не так. Должно быть здоровое отношение к себе.
– Постоянное самобичевание.
– Тут можно дойти до крайностей.
– Я самый грешный, я как свинья во калу. А можно жить так: «Да, я грешу, но работаю над собой»?
– Да, Господи, я грешен. Ведь смирение в чем заключается? Не в том, что вы себя хрюшками называете, а в том, что вы осознаете, что без Божией помощи победить грех и страсть в своей жизни вы не в состоянии, никто не в состоянии. Только с Божией помощью можно изменить себя, но здесь нужно трудиться и работать.
– Не утаи благодеяния, или лучшее хранилище для добрых дел – забвение? Что выбрать?
– В любом случае вы не должны трезвонить: «А я вот этому помог и этому помог». Жизнь христианина все равно не утаится (я говорю о настоящем христианине), он как светильник, который под спуд не ставят. Он как город на вершине холма. Настоящий христианин не бегает, не трезвонит о своих личных добродетелях, но все окружающие люди видят, что человек добродетелен. Так же и святые: они пытались что-то скрыть, но все равно об их добрых делах все узнавали. Не утаишь благодеяния – о нем в любом случае будут говорить. А сам себя не прославляешь, но говоришь: «Господи, не мне, но имени Твоему да будет слава». Через нашу жизнь мы прославляем Самого Бога.