Отправляясь в Абхазию, соотечественник вправе считать, что едет в неотъемлемую часть Русского мира, в гости к союзникам России. Здесь чтут память русских добровольцев, защищавших суверенитет Абхазии в 1991-93 годах; многие уроженцы этой земли отправились защищать русских на Донбасс. Недруги нашей страны называют Абхазию «марионеткой Кремля», но и при взгляде с враждебной колокольни связь абхазов и русских видится неразрывной.
Однако, при глубоком рассмотрении приходится признать, что не всё так безоблачно в русско-абхазских отношениях, и от Москвы требуется глубокая, деликатная и умная политика, чтобы:
а) сохранить столь ценного внешнего союзника в бассейне Чёрного моря;
б) сберечь внутреннюю государственную стабильность и межнациональное единство на своём крайнем юго-западном рубеже.
Штрихи иной картины
В центре Сухума вам может встретиться вывеска «Черкесский мир». Напомним, абхазы входят в абхазо-адыгскую группу народов. Тому, кто считает Абхазию частью многонационального Русского мира, это напоминание даёт повод задуматься – оказывается, параллельно с большим Русским миром здесь существует локальный мир, у которого могут быть свои законы и история.
Десять лет назад, накануне Сочинской зимней Олимпиады, значительная часть планеты (с подачи западных СМИ) имела возможность наблюдать попытку противопоставить и разорвать два наших мира, поссорив черкесов с русскими.
Откуда пошла черкесская земля
Под именем черкесов иностранцам известны две близкородственные группы народов: к одной относятся адыгейцы, кабардинцы, собственно черкесы и шапсуги, к другой – абхазы и абазины. Фактически же провести чёткие границы внутри каждой из двух обозначенных групп довольно сложно. Самоназвания абхазов и абазин – «апсуа» и «абаза» - являются всего-навсего разными фонетическими формами одного и того же корня.
Предки черкесов были расселены на обоих склонах западной части Кавказского хребта. Здесь начинали христианскую проповедь два апостола – Андрей Первозванный и Симон Кананит (могила последнего, по преданию, находится в Ново-Афонском монастыре). Более тысячи лет в регионе наблюдалось влияние Византии, и народы западного Кавказа стали частью Восточно-Христианской цивилизации. Этот период, по мнению кабардинского просветителя девятнадцатого века Шоры Ногмова, можно считать настоящим «золотым веком» черкесской культуры.
Падение Константинополя и возвышение Османской империи привели к драматическому перелому в судьбах черкесских народов. Византия полагалась на «мягкую силу», а распространение османского доминирования являло священную войну. Например, в XIV-XVIII веках абхазский православный католикосат под ударами турок во второй половине шестнадцатого века был вынужден перенести резиденцию из Пицунды в Гелати (западная Грузия). В этот же период проживающие к северу от Кавказского хребта адыги вступили в войну с союзниками османов – крымскими ханами, защищая соплеменников от набегов работорговцев.
Крымско-адыгские войны сблизили черкесов с Московским царством. В 1552 году Москву для заключения военного союза посетило посольство с князем Иваном Езбозлуковым. Тогда же принял крещение от русского митрополита абазинский князь Василий Черкесский. Вершиной сближения стала в 1561 году свадьба царя Ивана Грозного с дочерью кабардинского князя Темрюка Идарова, - династический брак присоединил черкесские земли к Русскому государству.
Время раздора
Однако, следующие два века в регионе безраздельно доминировала Турция. Когда в конце восемнадцатого века Российская империя, одержав серию побед над османами, вышла на берега Чёрного моря, православие сохранялось лишь у части абхазов. Большинство черкесского населения в семнадцатом и восемнадцатом веках находилось под османским влиянием.
Драматическим итогом противостояния стала Кавказская война. Конфликт шел долго, шансов на компромисс становилось все меньше. В итоге царское правительство предложило воинственным горцам сделать выбор между переселением на Кубань, подальше от морского побережья, которое было уязвимо для атак со стороны турок, либо эмигрировать в Османскую империю.
В Абхазии христианская часть элиты и народа придерживалась российской ориентации. Среди приобщившихся к исламу шапсугов и убыхов, населявших черноморское побережье в зоне нынешнего Сочи, возобладали эмигрантские настроения. Этих людей, покинувших родину в шестидесятых годах позапрошлого века, и назвали махаджирами («мухаджирами»). Они растворились в чужих краях, утратив национальное самосознание.
«Бомба» под олимпийские игры в Сочи
Спустя полтора столетия драма махаджиров была использована западными врагами России. Британский публицист Оливер Буллоу назвал её «первым геноцидом в новой европейской истории» и возложил вину за случившееся на Россию. Ещё дальше пошёл американский историк Уолтер Ричмонд, объявивший переселение черкесских народов «первой в истории этнической чисткой». Лицемерие представителя Британии, где за полтора десятилетия до переселения черкесов были уничтожены и проданы в рабство сотни тысяч ирландцев, и представителя США, чьи власти убили миллионы индейцев, согнав остатки в резервации, крайне цинично.
Небывалый информационный шум вокруг событий полуторавековой давности англосаксы подняли накануне Зимней Олимпиады в Сочи. Русофобское олимпийское лобби решило по отомстить стране-победительнице, разыграв «черкесскую карту». Западные провокаторы заявили на весь мир, что игры в Сочи приурочены к 150-й годовщине изгнания махаджиров, а Олимпиаду Москва проводит на месте последнего сражения Кавказской войны. Раздались требования признать действия России в 1864 году «геноцидом», а Олимпиаду отменить. По инициативе политика-афериста Саакашвили в мае 2011 года грузинский парламент принял резолюцию о «геноциде черкесов, осуществленном Российской Империей».
Конечной цели эти провокации не достигли – Зимняя Олимпиада-2014 в Сочи состоялась и принесла России мировую спортивную славу. Режиссёры кампании пытались вбить клин в многонациональную структуру Российской государственности и разжечь антирусские настроения у абхазо-адыгской группы народов, но у них ничего не получилось.
Насколько послужила этой цели антиолимпийская кампания, судить сложно, потому что у неё был и обратный эффект: многие адыгейцы, черкесы, кабардинцы и абазины России восприняли замысел акции как попытку под надуманным предлогом отнять спортивный праздник у их родной страны. Например, большая группа молодёжи из абазинских сёл совершила конный переход в поддержку Сочинской олимпиады.
«А судьи кто?»
Обращение западных пропагандистов к трагическим эпизодам прошлых лет используется для того, чтобы множить ненависть. В европейском массовом сознании культивируется образ «азиатской жестокости», ярким символом которой является монгольский завоеватель Чингисхан.
Однако включение народов в Монгольскую ойкумену было на самом деле менее трагичным, чем поглощение других – Западной цивилизацией. Практически все народы, ставшие данниками Чингисхана – русские, персы, корейцы, китайцы, таджики – сохранили свою идентичность, культуру, религию и возродили независимую государственность.
В то же время народы, попавшие под власть западных империй – полабские славяне, пикты, пруссы, аборигены Северной Америки и Австралии – либо полностью стёрты с лица земли, либо превратились в исчезающие реликты. Западноевропейские «коллеги» во все времена стремились проводить политику дискриминации, эксплуатации и ассимиляции побеждённых, которая и оборачивалась геноцидом, кратным сокращением и уничтожением этнических групп.
Американским пропагандистам, рассказывающим о «первой в новой истории этнической чистке», надо сравнить переселение горцев Кавказской войны 1818-64 годов с «дорогой слёз» индейских племён, переселявшихся из штатов Флорида, Джорджия, Миссисипи и Алабама в 1830-38 годах.
И, если российское правительство предложило черкесским племенам, населявшим черноморское побережье и горный хребет, возможность выбора: кубанские равнины, долины Лабы, Белой, Псекупса и Пшиша, либо эмиграцию в Турцию, то индейцам чокто, чероки, семинолам и прочим аборигенам США выбора не дали – их согнали на место будущей Оклахомы.
Коренным жителям западного Кавказа требовалось отселиться на расстояние от 30 до 150 километров, в пределах своего историко-географического ареала, а коренным жителям американских штатов предстояло преодолеть от 500 до 1500 километров, что означало полный разрыв с родной землёй.
Определяя горцам зону для переселения, российское правительство предоставляло самые плодородные земли во всей империи, американские же власти выселяли аборигенов с продуктивных в аграрном отношении земель в сухие, скудные степи.
Переселение черкесов происходило с целью положить конец кровопролитию и сберечь человеческие жизни, переселение же пяти «цивилизованных индейских племён» происходило ради приобретения американскими плантаторами плодородных земель и получения выгоды.
Роковой выбор
Исторические траектории двух частей черкесской этнической общности - тех, кто выбрал Россию и тех, кто выбрал Турцию, продолжали расходиться. В России черкесские народы получили в итоге самоуправление. С двадцатых годов прошлого века в составе СССР были созданы национальные автономии - Абхазия, Кабардино-Балкария, Адыгея, Карачаево-Черкессия, черкесские народы получили возможности для сохранения и развития национальной идентичности.
На языках адыго-абхазских народов созданы письменность и литература, издаются средства массовой информации, эти языки – не исключая малочисленного абазинского – изучаются в школах. Перепись населения РФ 2021 года зафиксировала 523 тысячи кабардинцев, 115 тысяч черкесов, 111 тысяч адыгейцев, 42 тысячи абазин и почти 2 тысячи шапсугов. В ареале Российской цивилизации эти народы смогли сохранить идентичность и культуру (а абхазы, благодаря поддержке России, – отстоять свою независимость в ожесточённой Абхазско-Грузинской войне).
В Турции – несмотря на то, что именно там оказалось более половины черкесов – создать устойчивые национальные очаги не удалось. Считается, что от полутора до трёх миллионов граждан Турции имеют черкесские корни, но владеет языками предков не более 200-300 тысяч. Самая большая черкесоязычная община – менее 40 тысяч человек. При переписях населения все они обязаны называть себя турками, этническое обособление Анкара осуждает. Он предлагает черкесам путь ассимиляции. В итоге один из черкесских народов, полностью переселившийся в Турцию (убыхи) полностью прекратил существование.
Примечательно, что в исчезновении убыхов американские историки и публицисты не преминули обвинить русских – хотя последний убых покинул российский берег в 1870 году, а последний носитель этого языка скончался в Турции в 1992 году.
Существует единственный аргумент, которым махаджиры могли бы оправдать свой турецкий выбор – религия. Многие из черкесских лидеровбыли готовы пренебречь материальными выгодами и даже этнической идентичностью во имя нахождения в обществе, где господствует ислам. Огромную роль здесь играла и пропаганда, которая шла с турецкой стороны.
Половина этнических абхазов, несмотря на века турецкого доминирования в регионе, сохранила православную христианскую веру. В серии войн между Россией и Османской Империей абхазские христиане брали сторону России, а мусульмане предпочитали Турцию. Однако подавляющая часть попавших в Турцию абхазов также подверглась ассимиляции. Оставшиеся в Российской империи абхазы-мусульмане не испытали каких-либо притеснений.
Между двух миров
В конце ХХ века началось оживление связей между двумя частями Черкесского мира – эмигрантами и оставшимися на родине. При этом именно наследники махаджиров чаще выступают в роли «старшего», «богатого брата».
Кавказский культурный центр города Кайсери отправляет гуманитарную помощь малообеспеченным семьям Абхазии и ветеранам Абхазско-Грузинской войны 1991-93 годов. Аналогичные акции проводят турецкие отделения Всемирного Абхазо-Абазинского Конгресса, общественные организации «Апсуара», «Абазамара», мусульманская благотворительная организация «Садакатаси» и другие.
Турция сегодня, как и в минувшие века, основной геополитический конкурент России на Кавказе и в Черноморском бассейне. Слава Богу, эта конкуренция не принимает, как прежде, форму острого политического, а тем более военного конфликта – тем не менее, это акцентированное соперничество за приоритет влияния.
В географическом плане Османская империя взяла под контроль наследие Византии, а в религиозном – Арабского Халифата. Султан Великой порты долгое время считался халифом, то есть лидером всех мусульман-суннитов на планете. До восхождения западных колониальных империй Турция являлась, пожалуй, самой мощной и динамичной державой мира. Затем, вплоть до середины XX века, Турецкая ойкумена переживала упадок и теряла влияние, однако сегодня мы наблюдаем её очевидный ренессанс.
Не только республики Средней Азии, но и бывшие юго-восточные окраины Османской империи, Сирия и Ирак, но и её северо-восточные пределы – Грузия, Абхазия, Крым, черкесские общины в России – вызывают самый живой интерес турецких официальных лиц. И черкесская община выступает одним из важных элементов проецирования «мягкой силы» Анкары.
Преимущества турецкой «мягкой силы»
Для Абхазии Россия является первым по значимости партнером. Объём российской помощи республике более чем на порядок превышает турецкий. С точки зрения количественных показателей лидерство России выглядит неоспоримым. Но с точки зрения завоевания популярности и влияния на умы эффективность нашей помощи оставляет желать лучшего.
Рассмотрим, например, абхазскую деревню. Все её жители получают, благодаря России, электроэнергию и природный газ по льготным ценам, но не замечают этой помощи, воспринимая её как должное, как норму. В то же время одна инвалидная коляска, доставленная из Турции, становится объектом благодарных обсуждений на несколько лет вперёд. Намного большая гуманитарная помощь из России менее заметна, чем турецкая. России нужно научиться правильно подавать себя.
Кроме того, трудно игнорировать то, что во время двусторонних связей черкесы-граждане России выступают в первую очередь как «черкесы», а черкесы-граждане Турции прежде всего, как «граждане Турции». Укрепление двусторонних связей даёт ассиметричный эффект, усиливая турецкое влияние.
Черкесская стратегия для Москвы
Российские государственные структуры и общество должны активно искать формы позитивного взаимодействия с черкесскими общинами – как в РФ и Абхазии, так и за пределами постсоветского пространства. В частности, можно задействовать спортивную инфраструктуру Сочи для развития черкесского этноспорта – скачек, стрельбы из лука, преодоления препятствий.
Перспективными могут оказаться совместные российско-абхазские проекты на базе уцелевшей со времён СССР туристической инфраструктуры. Речь идёт, к примеру, о создании в Гаграх филиала сочинского «Сириуса».
Для будущих «айтишников», лётчиков, энергетиков, биотехнологов РФ может предложить более заманчивые идеи, чем Турция. Те немалые средства, которые наша страна выделяет для поддержки дружественной Абхазии, должны быть персонифицированы, и передаваться в руки, как это делают наши турецкие партнёры.
Черкесский мир – яркое, многогранное и дееспособное сообщество народов, исторически проживавших на Кавказе, а также разбросанных судьбой по Малой Азии и Ближнему востоку. Он может жить в этнокультурной и политической симфонии с Русским миром, а может превратиться в сферу влияния наших конкурентов.
Для укрепления русско-черкесских связей России нужна открытая, умная, гибкая и энергичная политика. Необходимо давать объективные оценки историческому прошлому, находить способы общения в настоящем и сформулировать цели общего будущего. Тогда Черкесский мир не станет антонимом Русского мира.
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!