В прошлом десятилетии супергероика была наверное самым главным жанром в кино, по крайней мере самым популярным, но в последнее время теряет зрителя. А почему?
Взлет
Нулевые и десятые стали временем, когда кинокомикс перестал быть нишевым жанром и по настоящему встряхнул кинорынок.
Причин на то было несколько:
- Спецэффекты позволили максимально близко передать атмосферу комиксов и изобразить на экране персонажей, которые раньше смотрелись бы на экране нелепо. А с учетом того, что качество той же графики из года в год росло, фильмы становились все зрелищнее
- Но на одних спецэффектах не каждый фильм можно вытянуть. Но можно вытянуть сюжетом, который стал более проработанным (да, не везде, но во многих случаях)
- А там где не вытягивал сюжет, вытягивала атмосфера и режиссерский почерк. Халк, Фантастическая Четверка и Призрачный гонщик считаются провалами, но как не крути в каждом из фильмов есть своя индивидуальная атмосфера. Особая атмосфера была и у Бэтмена Нолана и в первых фильмах Marvel
- Сыграла роль и смена жанров. Боевики всем приелись, фантастика начала набирать обороты и супергерои пришлись очень кстати
- В 2010-х фильмы про супергероев стали продуманнее. Вместо разрозненных сюжетов пошло построение киновселенных, где каждый фильм, частичка одного пути, ведущего к чему то грандиозному.
- К тому же Marvel выработали идеальную на тот момент формулу фильмов. Немного эпика + немного юмора + качественный экшн и проработка персонажей= классный супергеройский блокбастер
Спад
Причин спада жанра опять же несколько. И начнем мы с Marvel:
- Marvel разом задействовали всех более-менее известных персонажей. Хотя есть еще Фантастическая Четверка и Люди Икс, но на их раскачку нужно время, плюс Marvel слишком лениво знакомят зрителя с новыми героями.
(Те же Стражи галактики и Человек муравей тоже для многих зрителей стали новыми в свое время ибо не были популярными, но Кевин Файги привлек нужных людей к созданию фильмов и последовал успех)
- Однообразие. По сути почти все кинопроекты Marvel плюс минус одинаковые по построению сюжета и атмосфере. Стерильное приключение на ближайшие два часа с экшном, с ироничными шутками и сценой после титров. Пространства для маневра для режиссеров нет, а за персонажей не переживаешь. Иногда Marvel решаются на поворотные решения, но крайне редко. (Формула фильмов хоть и хороша, но ее нужно время от времени чем то дополнять, чтобы не было стагнации)
- Отсутствие глобального сюжета. Помните как каждый фильм Marvel в 2010- х был частичкой общего пазла? Так вот, забудьте. Сейчас фильмы и сериалы более разрозненны и действия персонажей в одном проекте никак не отражаются в другом. Сериал Локи создал глобальные перемены во вселенной, но это мало на чем отразилось, как например эпопея с камнями бесконечности.
- Таймлайн. Если раньше хронология была плавной(по большей части), то сейчас возникают сильные вопросы, где происходит действие например сериала Сокол и Зимний солдат, куда во вселенной вставить фильм про Черную вдову и т.д.
- Мультивселенные. Это тот еще ящик Пандоры. С одной стороны мы можем увидеть новые итерации знакомых персонажей, и получить заряд ностальгии от встречи с персонажами предыдущих фильмов. С другой стороны использование мультивселенных идет только для фан-сервиса и выжать что то интересное из этого пока не удается.
(хотя судя по анонсам и обещается что то интересное, пока что самое удачное - это "Человек-паук: Нет пути домой" Хоть фильм и смог хорошо задействовать концепцию мультивселенной, но по большей части это тот же фан-сервис)
- Современные веяния, а как же без них. Мы живем в очень странное время когда принято обижаться на всякую ерунду, отменять медийных людей из - за высказываний(в нашей стране кстати тоже). А еще в эти веяния входит так называемая "повесточка", когда в угоду всяким меньшинствам и прочим людям приходится перекраивать сценарии и логику фильмов. Marvel и DC являясь дочерними компаниями Disney и Warner Bros вынуждены перенимать эту "моду".
У DC тоже была попытка создания супергеройской вселенной, но проблемы начались довольно быстро.
Фильмы в противовес конкурентам позиционировали себя как серьезный эпик. С Человеком из Стали это работало, но на одном эпике и серьезной атмосфере долго не продержишься. Ну или хотя бы можно было как то плавно вносить новые элементы, но нет, начался разброс концепций.
И пошло "галопом по Европам". Пытаясь догнать Marvel, Warner Bros запустили Бэтмен против Супермена, не показав толком что из себя представляет Бэтмен из этой вселенной, да и одного фильма про Супермена было недостаточно, чтобы зритель привязался к персонажу. Причем Бэтмену даже история становления не нужна была, просто бы показали кино в духе Возвращения Темного рыцаря, где Бэтмен уже в годах.
Чем то новым и интересным стала Чудо Женщина, не появлявшаяся на экране с 70х, но структура как в Marvel не выстраивалась. Поспешная Лига Справедливости познакомила зрителей с остальными героями экстерном и кадровые перестановки при создании фильмов не пошли на пользу.
И еще про атмосферу. Серьезность конечно пытались понизить Отрядом Самоубийц и Шазамом, но они сильно выбивались из общей картины, как мне кажется.
Если бы не вечная гонка с Marvel, возможно мы бы увидели долгоиграющую вселенную, дающую что то новое.
Сначала сольники основных персонажей Лиги Справедливости. Не копируя конкурентов можно было не интегрировать персонажей между фильмами, а просто отсылками или какими то еще элементами показать, что это одна вселенная. Далее общий фильм про Лигу Справедливости.
В итоге франшиза бесславно сгинула в 2024 году с выходом мертворожденного Флэша. Её даже завершать как следует не стали, а могли бы например с сериальными героями скооперировать в адаптацию Кризиса на бесконечных Землях, где решилось бы кто переходит в новую киновселенную, а кто нет.
А что про остальных? Выстрелил сериал Пацаны, за счет рейтинга R, он пока стоит особнячком и дает что то новое. Был сериал по Хранителям, но за первым сезоном продолжения не последовало. Но это все сериалы, в полнометражки другие издательства лезут пока неохотно.
И еще пожалуй общей бедой современной супергероики можно назвать спецэффекты. Графика некоторых фильмов смотрится хуже чем в фильмах нулевых. И тут стоит отдать должное тем же Lucasfilm. Да, у Звездных воин тоже качество контента сильно скачет от хорошего к плохому, но они хотя бы додумались в большинстве проектов объединить практические эффекты и графику, что смотрится уже интереснее и живее.
К слову Человек - Паук Рэйми и Бэтмен Нолана тоже следовали данному подходу, благодаря чему их фильмы визуально выглядят живыми и сейчас.
Итог
А итог не веселый. Рынок перенасыщен однотипным контентом, как в свое время перенасытился боевиками и банально жанр приелся. Супергероев стало слишком много.
Marvel все еще держится на персонажах первых фаз. Пытаются выходить за рамки рейтинга PG-13, но пока все идет очень туго ввиду груза от основной киновселенной. Выйдет ожидаемый всеми Дэдпул, но думается это будет разовый аттракцион,по крайней мере, до полноценного введения Людей Икс в сюжет.
В обойме есть перспективные Сорвиголова и Фантастическая четверка, но что будет с персонажами, которых Marvel развивают сейчас в сериалах- трудно сказать.
Что до DC, у них все поинтереснее. Создается новая киновселенная, что конечно не гарантия успешности и что то новое в этом контексте выжать сложнее. Но также есть и независимые фильмы типа Бэтмена и Джокера, позволяющие раскрыться режиссерам вне общей концепции.
Супергероика вряд ли уйдет из кино, но вполне может смешаться с общей массой фильмов. А так, как в кино сейчас кризис, доминирующий жанр не скоро увидим.