Найти в Дзене
Popular culture

Почему супергероика теряет зрителя

Оглавление

В прошлом десятилетии супергероика была наверное самым главным жанром в кино, по крайней мере самым популярным, но в последнее время теряет зрителя. А почему?

Взлет

Нулевые и десятые стали временем, когда кинокомикс перестал быть нишевым жанром и по настоящему встряхнул кинорынок.

В нулевые вышло много годной супергероики
В нулевые вышло много годной супергероики

Причин на то было несколько:

  • Спецэффекты позволили максимально близко передать атмосферу комиксов и изобразить на экране персонажей, которые раньше смотрелись бы на экране нелепо. А с учетом того, что качество той же графики из года в год росло, фильмы становились все зрелищнее
  • Но на одних спецэффектах не каждый фильм можно вытянуть. Но можно вытянуть сюжетом, который стал более проработанным (да, не везде, но во многих случаях)
  • А там где не вытягивал сюжет, вытягивала атмосфера и режиссерский почерк. Халк, Фантастическая Четверка и Призрачный гонщик считаются провалами, но как не крути в каждом из фильмов есть своя индивидуальная атмосфера. Особая атмосфера была и у Бэтмена Нолана и в первых фильмах Marvel
  • Сыграла роль и смена жанров. Боевики всем приелись, фантастика начала набирать обороты и супергерои пришлись очень кстати
  • В 2010-х фильмы про супергероев стали продуманнее. Вместо разрозненных сюжетов пошло построение киновселенных, где каждый фильм, частичка одного пути, ведущего к чему то грандиозному.
  • К тому же Marvel выработали идеальную на тот момент формулу фильмов. Немного эпика + немного юмора + качественный экшн и проработка персонажей= классный супергеройский блокбастер
Мстители Финал стали кульминацией, после которой пошел спад
Мстители Финал стали кульминацией, после которой пошел спад

Спад


Причин спада жанра опять же несколько. И начнем мы с Marvel:

  • Marvel разом задействовали всех более-менее известных персонажей. Хотя есть еще Фантастическая Четверка и Люди Икс, но на их раскачку нужно время, плюс Marvel слишком лениво знакомят зрителя с новыми героями.

(Те же Стражи галактики и Человек муравей тоже для многих зрителей стали новыми в свое время ибо не были популярными, но Кевин Файги привлек нужных людей к созданию фильмов и последовал успех)

  • Однообразие. По сути почти все кинопроекты Marvel плюс минус одинаковые по построению сюжета и атмосфере. Стерильное приключение на ближайшие два часа с экшном, с ироничными шутками и сценой после титров. Пространства для маневра для режиссеров нет, а за персонажей не переживаешь. Иногда Marvel решаются на поворотные решения, но крайне редко. (Формула фильмов хоть и хороша, но ее нужно время от времени чем то дополнять, чтобы не было стагнации)
  • Отсутствие глобального сюжета. Помните как каждый фильм Marvel в 2010- х был частичкой общего пазла? Так вот, забудьте. Сейчас фильмы и сериалы более разрозненны и действия персонажей в одном проекте никак не отражаются в другом. Сериал Локи создал глобальные перемены во вселенной, но это мало на чем отразилось, как например эпопея с камнями бесконечности.

  • Таймлайн. Если раньше хронология была плавной(по большей части), то сейчас возникают сильные вопросы, где происходит действие например сериала Сокол и Зимний солдат, куда во вселенной вставить фильм про Черную вдову и т.д.
  • Мультивселенные. Это тот еще ящик Пандоры. С одной стороны мы можем увидеть новые итерации знакомых персонажей, и получить заряд ностальгии от встречи с персонажами предыдущих фильмов. С другой стороны использование мультивселенных идет только для фан-сервиса и выжать что то интересное из этого пока не удается.

(хотя судя по анонсам и обещается что то интересное, пока что самое удачное - это "Человек-паук: Нет пути домой" Хоть фильм и смог хорошо задействовать концепцию мультивселенной, но по большей части это тот же фан-сервис)

Один из последних громких провалов Marvel. Здесь "прекрасно" всё. И сюжет и актерская игра и персонажи
Один из последних громких провалов Marvel. Здесь "прекрасно" всё. И сюжет и актерская игра и персонажи

  • Современные веяния, а как же без них. Мы живем в очень странное время когда принято обижаться на всякую ерунду, отменять медийных людей из - за высказываний(в нашей стране кстати тоже). А еще в эти веяния входит так называемая "повесточка", когда в угоду всяким меньшинствам и прочим людям приходится перекраивать сценарии и логику фильмов. Marvel и DC являясь дочерними компаниями Disney и Warner Bros вынуждены перенимать эту "моду".

У DC тоже была попытка создания супергеройской вселенной, но проблемы начались довольно быстро.

Фильмы в противовес конкурентам позиционировали себя как серьезный эпик. С Человеком из Стали это работало, но на одном эпике и серьезной атмосфере долго не продержишься. Ну или хотя бы можно было как то плавно вносить новые элементы, но нет, начался разброс концепций.

И пошло "галопом по Европам". Пытаясь догнать Marvel, Warner Bros запустили Бэтмен против Супермена, не показав толком что из себя представляет Бэтмен из этой вселенной, да и одного фильма про Супермена было недостаточно, чтобы зритель привязался к персонажу. Причем Бэтмену даже история становления не нужна была, просто бы показали кино в духе Возвращения Темного рыцаря, где Бэтмен уже в годах.

Чем то новым и интересным стала Чудо Женщина, не появлявшаяся на экране с 70х, но структура как в Marvel не выстраивалась. Поспешная Лига Справедливости познакомила зрителей с остальными героями экстерном и кадровые перестановки при создании фильмов не пошли на пользу.

И еще про атмосферу. Серьезность конечно пытались понизить Отрядом Самоубийц и Шазамом, но они сильно выбивались из общей картины, как мне кажется.

Если бы не вечная гонка с Marvel, возможно мы бы увидели долгоиграющую вселенную, дающую что то новое.

Сначала сольники основных персонажей Лиги Справедливости. Не копируя конкурентов можно было не интегрировать персонажей между фильмами, а просто отсылками или какими то еще элементами показать, что это одна вселенная. Далее общий фильм про Лигу Справедливости.

Лига Справедливости Снайдера стала прощальным подарком для фанатов киновселенной
Лига Справедливости Снайдера стала прощальным подарком для фанатов киновселенной

В итоге франшиза бесславно сгинула в 2024 году с выходом мертворожденного Флэша. Её даже завершать как следует не стали, а могли бы например с сериальными героями скооперировать в адаптацию Кризиса на бесконечных Землях, где решилось бы кто переходит в новую киновселенную, а кто нет.

А что про остальных? Выстрелил сериал Пацаны, за счет рейтинга R, он пока стоит особнячком и дает что то новое. Был сериал по Хранителям, но за первым сезоном продолжения не последовало. Но это все сериалы, в полнометражки другие издательства лезут пока неохотно.

И еще пожалуй общей бедой современной супергероики можно назвать спецэффекты. Графика некоторых фильмов смотрится хуже чем в фильмах нулевых. И тут стоит отдать должное тем же Lucasfilm. Да, у Звездных воин тоже качество контента сильно скачет от хорошего к плохому, но они хотя бы додумались в большинстве проектов объединить практические эффекты и графику, что смотрится уже интереснее и живее.

А я все думал, кого мне напоминают компьютерные модельки из Флеша
А я все думал, кого мне напоминают компьютерные модельки из Флеша

К слову Человек - Паук Рэйми и Бэтмен Нолана тоже следовали данному подходу, благодаря чему их фильмы визуально выглядят живыми и сейчас.

Итог

А итог не веселый. Рынок перенасыщен однотипным контентом, как в свое время перенасытился боевиками и банально жанр приелся. Супергероев стало слишком много.

Marvel все еще держится на персонажах первых фаз. Пытаются выходить за рамки рейтинга PG-13, но пока все идет очень туго ввиду груза от основной киновселенной. Выйдет ожидаемый всеми Дэдпул, но думается это будет разовый аттракцион,по крайней мере, до полноценного введения Людей Икс в сюжет.

В обойме есть перспективные Сорвиголова и Фантастическая четверка, но что будет с персонажами, которых Marvel развивают сейчас в сериалах- трудно сказать.

Что до DC, у них все поинтереснее. Создается новая киновселенная, что конечно не гарантия успешности и что то новое в этом контексте выжать сложнее. Но также есть и независимые фильмы типа Бэтмена и Джокера, позволяющие раскрыться режиссерам вне общей концепции.

Супергероика вряд ли уйдет из кино, но вполне может смешаться с общей массой фильмов. А так, как в кино сейчас кризис, доминирующий жанр не скоро увидим.