Найти в Дзене
Спорт-Экспресс

«Боль казалась невыносимой. Слезы лились из глаз!». Как играл полузащитник сборной России

Удивительные истории Игоря Семшова. Семшов для нашего футбола личность неординарная. Многолетний лидер московского «Торпедо». Бывший полузащитник московского «Динамо» и питерского «Зенита». Игрок сборной и участник легендарного матча с Голландией в 1/4 финала Евро-2008. Тренировал тульский «Арсенал» и «Химки». А сейчас возглавляет «Чайку» во второй лиге. Об окончании своей игровой карьеры подробно рассказал обозревателям «СЭ» Юрию Голышаку и Александру Кружкову в 2016 году в разговоре по пятницам. - Недавно встречались с Даниилом Марковым (защитник, бронзовый призер Игр-2002 и чемпион мира-2008 – Прим. «СЭ»), тоже экспертом «Матча». Тот мечтает работать с защитниками в каком-нибудь клубе. Чем хотелось бы заниматься вам? - У меня странные ощущения. Я жил в одном мире - а сегодня познаю жизнь с новой стороны. Так нелегко! - И вам? - Разумеется. Поражает количество подлых людей. Прежде я как-то не замечал. Теперь знаю: если сам не выплывешь - никто тебе помогать не станет. Только палки в

Удивительные истории Игоря Семшова.

2011 год. Игорь Семшов в игре за сборную Россию. Фото Александра Федорова, «СЭ»
2011 год. Игорь Семшов в игре за сборную Россию. Фото Александра Федорова, «СЭ»

Семшов для нашего футбола личность неординарная. Многолетний лидер московского «Торпедо». Бывший полузащитник московского «Динамо» и питерского «Зенита».

Игрок сборной и участник легендарного матча с Голландией в 1/4 финала Евро-2008.

Тренировал тульский «Арсенал» и «Химки». А сейчас возглавляет «Чайку» во второй лиге.

Об окончании своей игровой карьеры подробно рассказал обозревателям «СЭ» Юрию Голышаку и Александру Кружкову в 2016 году в разговоре по пятницам.

- Недавно встречались с Даниилом Марковым (защитник, бронзовый призер Игр-2002 и чемпион мира-2008 – Прим. «СЭ»), тоже экспертом «Матча». Тот мечтает работать с защитниками в каком-нибудь клубе. Чем хотелось бы заниматься вам?

- У меня странные ощущения. Я жил в одном мире - а сегодня познаю жизнь с новой стороны. Так нелегко!

- И вам?

- Разумеется. Поражает количество подлых людей. Прежде я как-то не замечал. Теперь знаю: если сам не выплывешь - никто тебе помогать не станет. Только палки в колеса. Клубы, за которые играл, работу не предлагают. За это время было лишь два звонка. От «Матча» и Гурама Аджоева, генерального директора НФЛ.

- НФЛ - Народная футбольная лига?

- Да. Вхожу в правление вместе с Дасаевым, Кирьяковым, Сметаниным, Цвейбой… Интересный проект. Параллельно учусь на категорию «Б», хотя тренером быть не планирую. Вот менеджером, спортивным директором или селекционером - другое дело.

- Сколько вам нужно смотреть на футболиста, чтоб все о нем понять?

- Точно - не матч и не два. Пожалуй, пяти хватит. Надо изучать, как играет против сильных соперников, как на выезде… Дискам доверять нельзя, я представляю, какую можно слепить нарезку. Часто слышал от клубных начальников: «Берем такого-то футболиста, он тебя на скамейку усадит!» Где бы ни играл - везде под меня везли конкурентов. Но что-то не усадили.

- Легионеров тоже привозили?

- В «Динамо» - Куштодиу, например. А он вообще потерялся, хоть рядом было полно португальцев. В России сложно. У нас Эмери (бывший тренере «Спартака», трехкратный победитель Лиги Европы – Прим. «СЭ») с треском вылетает из «Спартака», а через год узнаем, что это за тренер.

- Всякому футболисту должны?

- Конечно!

- Должники бегают?

- Это я за ними бегаю. Я доверчивый. Была возможность - помогал всем, кто просил. Человек ходит вокруг тебя, облизывает, получает деньги - и пропадает… Ты же еще плохим становишься, когда просишь вернуть.

- Вячеслав Малафеев четко знает, сколько у него друзей - десять человек.

- У меня - пять-шесть. Из футбольных людей - Димка Хохлов, Слава Даев, вратарь Женька Фролов… В мой мир тяжело попасть. Близко к себе не подпускаю.

- Расставались с футболом мучительно?

- Наоборот! Это было такое облегчение!

- Неужели?

- Закончил, когда понял, что и на пятьдесят процентов не могу выкладываться. Всё, край. Можно было еще подписать контракт, постоянно перебарывать эту ужасную боль в ноге… Но для чего?

- Куда звали?

- В Саудовскую Аравию. Ну, думаю, поеду. А с людей потом спросят: «Кого привезли? Инвалида!» Уже в «Крыльях» футболисты среднего уровня были на моем фоне, словно Месси с Неймаром. Уколы не помогали!

- Вы просыпались - боль тут же подступала?

- Даже во сне не отпускала. Сейчас не проходит. Вы не заметили, что я прихрамываю?

- Заметили.

- В ноябре буду оперироваться. Поставлю новый тазобедренный сустав.

- Юрий Гаврилов поменял в 60 лет.

- Что мне тянуть до шестидесяти - если шнурки с трудом завязываю, жена помогает? Дальше будет только хуже.

- При этом у вас за карьеру - ни единой операции.

- Удивляюсь, как последние три года держался с такими мучениями. В какой-то момент хотел все бросить, боль казалась невыносимой. Слезы лились из глаз! «Динамо» вернулось со сборов, жена говорит: «Сам принимай решение». Я остался. Хотя был уже не тот, что раньше.

- Боль пришла внезапно?

- Появилась лет пять назад. Тогда уколы спасали. К играм был как новенький.

- Высказались бы, как Дерлей, который приехал в «Динамо» со стертыми коленками: «Играть могу, тренироваться – нет».

- Я скрывал. Но знал: в игре, что бы ни случилось, все равно побегу.

- Получается, по делу вас в «Крыльях» оставляли на скамейке?

29 сентября 2013 года. Химки. «Динамо» - «Крылья Советов» - 2:0. Игорь Семшов и Александр Кокорин перед началом встречи. Фото Алексея Иванова, архив «СЭ»
29 сентября 2013 года. Химки. «Динамо» - «Крылья Советов» - 2:0. Игорь Семшов и Александр Кокорин перед началом встречи. Фото Алексея Иванова, архив «СЭ»

- Нет, там другая ситуация. Я шел к тренеру Гаджиеву. Хотел чему-то учиться на будущее. Понимал, что осталось мне в футболе недолго. В итоге отработали одну тренировку, «Крылья» улетели на матч с «Амкаром». У меня два выходных. Поехал в Москву за вещами. Звонок от агента: «Гаджиев уходит».

- Ну и остались бы в Москве.

- Уже все подписал с «Крыльями».

- Сменил Гаджи Муслимовича тренер, учиться у которого нечему?

- Гаджиев - личность. Цыганков по сравнению с ним - небо и земля. Просто не готов был к работе в премьер-лиге. Видел, как к нему относятся ребята. У тренера должна быть харизма. Тренера должны уважать. Тренер должен быть фигурой! А здесь человек не хочет тебя выпускать, но боится поговорить об этом. Могли по три недели не общаться. Встретились на тренировке, поздоровались - и разошлись.

- К стыковым матчам Цыганкова в Самаре не было, однако в этих играх вы тоже не участвовали.

- В «Крыльях» оставаться не собирался. Команду принял Кухлевский, ему сказал: «Я ухожу. Но если в стыках на меня надеетесь – помогу». Он решил - доверить надо другим людям. Благодаря Самаре я узнал, насколько проще играть в командах, которые борются за первые места. Внизу постоянно какая-то «политика клуба». Нужны бойцы, а не футболисты.