Конец 20 века был самым тяжелым для России. Грабежи, разбои, высокая преступность, развал СССР и многое другое. Однако даже в такое тяжелое время всё же для народа оставался единственный луч солнца – рассвет российского футбола.
В 90-ые российские клубы громко заявляли о себе в международных чемпионатах, громили европейские гранды, наши футболисты были трансферной целью многих зарубежных клубов, а некоторые отечественные футболисты были основными игроками лучших клубов мира.
Но такое время тяжелое время затронуло даже российскую футбольную деятельность. В 1997 году случилось вопиющие убийство генерального директора «Спартака» Ларисы Нечаевой. События, которого мы сегодня рассмотрим в нашей статье.
В сезоне 1993/94 года столичному «Спартаку» предстояло впервые выступить в Лиге Чемпионов. По регламенту клубу было необходимо распечатать собственную программу и афишу, тогда Олег Иванович Романцев обратился в издательский дом «Максим», собственницей, которого была как раз Лариса Нечаева.
В тот момент Романцев был практически единоличным владельцем столичного клуба, однако совмещать должности, тренера и владельца было сложновато, поэтому всеми финансовыми вопросами занимался Григорий Есауленко, которому на тот момент Олег Иванович перестал доверять и заподозрил в махинациях. Именно в тот момент Романцев познакомился с Ларисой Нечаевой и предложил ей должность коммерческого директора столичного клуба.
Придя в клуб, Лариса Нечаева смогла сделать клуб финансово успешным, приведя для команды новых спонсоров в лице гонконгской компании «Akai», которая занималась производством аудиотехники, электроники и музыкальных инструментов. На тот момент компания проинвестировал в российский клуб более 200 000 долларов.
Также новый коммерческий директор правильно руководил финансами, следствием чего стало возможность «Спартака» приобретать лучших футболистов страны. В скором Нечаева уже занимала должность генерального директора клуба.
Однако сказка длилась не долго. 14 июня 1997 года после победы столичного клуба над «Локомотивом» из Нижнего Новгорода в рамках 13 тура чемпиона России, Лариса в компании друзей отправилась на свою дачу отметить победу команды. В посёлок Таратино Владимирской области генеральный директор «Спартака» направилась вместе со своим братом – Геннадием Сорокиным, подругой – Зоей Рудзате и товарищем – генералом таможенной службы.
После празднования, на следующее утро 15 июня, Лариса и Зоя направились в магазин, находившийся в соседнем посёлке. Но по пути домой им на хвост сел красный москвич, который сопроводил иномарку Нечаевой до дома. Как оказалось в машине сидели будущие убийцы, Владимир Теношвили и Алексей Здор.
По прибытию к дому они ворвались в коттедж Нечаевой, и начали угрожать оружием и требовали деньги за сохранение жизни.
«За твое убийство нам заплатят 10 000 долларов, хочешь жить платить 100 000 долларов. И убирайся из страны», - цитата бандитов исходя из воспоминаний Геннадия Сорокина
Лариса была согласна на условия налётчиков, однако при себе таких средств не имела, и попросила отсрочку на день. Именно в тот момент на первый этаж спустился брат Ларисы, они опешили и начали стрельбу. Ларису ранили сначала в живот, а после убили выстрелом в затылок, также от выстрела скончалась Зоя, и пострадал брат Ларисы – Геннадий, получив две пули.
После полученных ранений Геннадию удалось доползти до бани, где спал товарищ Ларисы и оповестить его о случившемся, тот в свою очередь уже вызвал милицию и скорую.
«Какой – то мужик заявился ко мне на порог с криками: «Убили, убили». Он, оказывается, спал в бане и его не заметили. Мы сразу туда, Лариса ещё была жива, но до приезда скорой не дотянула. Её подруга уже была мертвая. Её брат спускался на первый этаж и его ранили», - цитата соседа Нечаевой, Александра Хаджи
Однако преступников найти не удалось, после налёта они утопили машину, но в дальнейшем машину обнаружили, и удалось найти причастных. После Теношвили видели в городе Лыткарино, что следует из показаний его друзей и знакомых. Второй налётчик – Алексей Здор был обнаружен в Сочи, но поймать его не удалось. Из материалов дела стало известно, что оба преступника были замечены в Дагестане и Чечне, однако после след их простыл.
Данная ситуация взбудоражила всю общественность, многие задавались вопросом: «За что могли убить практически святую женщину, которая вложила огромный вклад в развитие народной команды?».
Рассмотрим несколько возможных вариантов, которые могли предшествовать громкому убийству.
1. Кража
Одним из доводов, которые позже звучало в деле, стала корыстная цель бандитов в легкой наживе. По материалам следствия, двое обвиняемых ранее были замечены в элитном посёлке, где находилась дача Нечаевой.
По данным дела, злоумышленники изучали вновь приезжих собственников и тщательно рассматривали территорию. Также из воспоминаний соседей Нечаевой, она всегда передвигалась на элитных иномарках и со стороны выглядела достаточно состоятельной женщиной.
Однако, исходя из событий, налётчики не взяли ничего ценного из дома и так и не смогли добиться денег от Ларисы.
«Мы полностью уверены это обычное убийство в ходе ограбления, осталось только найти виновных», - цитата прокурора
2. Трансфер Руслана Нигматулина.
В 1995 году голкипер перешёл в московский «Спартак» из «КАМАЗа», который базировался в Набережных Челнах. Однако данному заявлению не особо были ради авторитетные личности Татарстана.
«И куда ты собрался, ты тут нужен, если уедешь, то мы тебе голову отрежем», - воспоминания голкипера
В то время Руслан прятался на базе столичного «Динамо», который также хотел приобрести вратаря, однако всё же уехал в стан «Спартака». Позже татарские группировки также угрожали и представителям народного клуба, и хотели, чтобы те расторгли контракт с вратарём.
Однако решения по трансферам игроков принимал лично Олег Иванович Романцев, следовательно, данная ситуация навряд ли могла привести к смерти генерального директора «Спартака» Ларисы Нечаевой.
3. Заказное убийство.
В 90-ых годах большое влияние на территории столицы имела Лазанская ОПГ, сформированная братьями Атлангириевых – Турпала-Али и Мовлади. На тот момент они имели большое влияние и в столичном «Спартаке», куда они устроили своего человека и были в близких отношениях с вице-президентом клуба Григорием Есауленко.
Григорий быстро втёрся в доверие к частичному владельцу и тренеру клуба Олегу Романцева. Есауленко заведовал всеми средствами «Спартака», и частенько проводил их через свои счета, уверяя Олега Ивановича, что делает это с целью сокращения налогов.
«Всеми средствами клуба негласно управлял Есауленко. Поначалу Романцев доверял ему и верил ему, что деньги кладутся на личный счёт Григория, с целью сокращения налоговых выплат. А Олег Романович человек добрый, доверчивый и ещё пьющий, его было легко обмануть», - отрывок из анонимного письма в комитет ФСБ России
Однако Романцев вскоре стал догадываться о махинациях вице-президента и пригласил Ларису Нечаеву заведовать финансами.
Новый коммерческий директор сразу выявила множество недочётов в финансовой работе руководства. И сначала выгнала сотрудника подосланного Лазанским ОПГ, а после и вовсе наставила на увольнение Григория Есауленко. А именно его руками главы ОПГ, запустили в продажу напиток «Спартак Кола», учредили агентство недвижимости под именем столичного клуба и намеревались открыть сеть заправок, также под названием клуба.
Но, как было сказано ранее, именно Лариса Нечаева старалась остановить отмыв денег через московский «Спартак», чему последовала её скорейшая кончина.
Также по материалам бандиты ранее были связаны с Лазанским ОПГ, а один из них ранее отбывал срок с одним из основателей преступной группировки.
Данное предложение до сих пор остаётся ближе к правде, однако официально доказано этого не было.
За некоторое время до произошедшего, Лариса предчувствовала возможную опасность и подписала договор с охранной компанией, который должен был вступить в силу 16 июня, на следующий день после убийства. Они опоздали всего на день.
Сложно восстановить точную хронологию событий данного происшествия, однако вывод однозначен, если бы у руководства клуба осталась Нечаева, то возможно в начале нулевых не закончилась бы великая эпоха «Спартака», а клуб выигрывал бы не только российские первенства, но и международные.