Найти в Дзене

Бронированная машина разминирования БМР-3МА «Вепрь»

БМР-3МА «Вепрь» с тралом ТМТ-С
БМР-3МА «Вепрь» с тралом ТМТ-С

Современные конфликты наглядно подсветили проблему преодоления минных полей в наступательных действиях и необходимость в специализированной технике разминирования. Как показывает опыт, такой техники надо очень много.

Очень часто сами машины разминирования и инженерные машины разграждения становятся первыми целями для средств поражения противника. Понятно, что от современных ПТРК, дронов и другого оружия нет стопроцентной защиты, но боевые машины, построенные на базе танков, обладают наибольшей выживаемостью на поле боя.

В США свою машину разминирования/разграждения создали на базе основного танка «Абрамс», как ответ на новые вызовы в Афганистане. Все боевые машины, получившие обозначение M1150 Assault Breacher Vehicle (ABV), находились на вооружении Корпуса морской пехоты. Всего было выпущено 239 таких машин.

В России есть свой аналог данной системы – бронированная машина разминирования БМР-3М «Вепрь». Данная техника может выпускаться на шасси основных боевых танков Т-72/90А.

В 2017 году боевая машина, разработанная конструкторами Уралвагонзавода, была принята на вооружение. Вариант, построенный на базе танка Т-90А, получил обозначение БМР-3МА. По всей видимости, в более-менее товарных количествах данная техника начинает появляться в армии только сейчас.

БМР-3МА «Вепрь»
БМР-3МА «Вепрь»

Фишкой российской боевой машины является наличие роботизированного комплекса разминирования. В варианте «Проход-1» на базе БМР-3МА с тралом ТМТ-С создан безэкипажный вариант машины. В обычном исполнении – экипаж БМР-3МА состоит из двух человек: механика-водителя и командира.

В отличие от американской M1150 Assault Breacher Vehicle российская боевая машина разминирования не несет на себе линейных подрывных зарядов. Единственной отечественной гусеничной боевой машиной с реактивной системой разминирования остается УР-77 «Метеорит».

Получив корпус от танков Т-72/90, бронированная машина разминирования лишилась башни, вместо неё установлена рубка. Несмотря на это боевая масса машины выросла до 48 тонн, в первую очередь за счет используемых тралов и усиления бронирования.

Бронирование лба корпуса эквивалентно танковому, дополнительную защиту представляют блоки динамической защиты, которые обильно прикрывают лоб и борта корпуса, а также лоб и борта рубки. Основное отличие от обычных танковых корпусов – усиленная противоминная защита. Так бронирование днища в стальном эквиваленте составляет до 300 мм.

Основное предназначение машины – разведка, преодоление и разминирование минных полей. Создаваемые машиной проходы в ширину равны межгусеничному или межколесному расстоянию основных российских БМП и БТР.

БМР-3МА «Вепрь»
БМР-3МА «Вепрь»

В минных полях с противоднищевыми минами БМР-3МА создает сплошной проход шириной 3,2 метра при использовании мин с контактными взрывателями и до 6-7 метров – при использовании мин с магнитными взрывателями.

В качестве тралов могут использоваться – колейные минные тралы КМТ-7, КМТ-8, а также новейший отечественный катковый минный трал ТМТ-С.

Танковый минный трал ТМТ-С обеспечивает траление противогусеничных мин, противоднищевых мин с контактными и неконтактными взрывателями, а также противобортовых мин с неконтактными сейсмооптическими взрывателями, то есть не только советских, но и современных НАТОвских мин. Дополнительно он разрушает имеющимися корчевателями провода, предназначенные для подрыва мин и фугасов.

Масса такого тралящего оборудования составляет 13 тонн, скорость траления – 15 км/ч. Взрывоустойчивость трала составляет до 6 мин ТМ-62. При этом скорость самой бронированной машины разминирования БМР-3МА при движении по шоссе доходит до 50 км/ч.