Найти тему

280. Для чего лунный флаг воткнули не в грунт, а в стенку павильона?

"Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочники!" И каких только способов не придумают кинематографисты НАСА, чтобы обмануть наивного зрителя. Вот взяли, и флаг, вместо того чтобы воткнуть в лунный грунт, вбили в вертикальную стенку павильона. И даже не настоящий флаг взяли, а так себе, маленький флажок, размером с ладошку. А в стенку вбили, чтобы он под своей тяжестью свисал вниз. При этом на стене изобразили лунный пейзаж с кратерами, в масштабе 1:10 - и всё для того, чтобы на этом фоне снять имитацию взлёта лунного модуля якобы с поверхности Луны.

Флаг на стене и вентилятор снизу - вот секрет этой сцены.
Флаг на стене и вентилятор снизу - вот секрет этой сцены.

Снизу под флагом ветродуй установили. Правда не такой большой, что применяют во время киносъёмок - для имитации сильных порывов ветра, в виде авиационного двигателя с пропеллером, - а так себе, небольшой вентилятор, чтобы заставить затрепетать маленький флажок.

И справа тень отбросили от маленького бутафорского лунного модуля, как будто это вид из иллюминатора.

-2

Потом камеру повернули вокруг оси объектива на 120 градусов, чтобы вы не поняли, где верх, а где низ, и назвали кадр: "старт Аполлона-14 с Луны".

-3

Эти кадры легко найти в интернете. Вначале мы видим на фоне серого песка установленный американский флаг, который отбрасывает тень, и флаг стоит неподвижно. Через несколько секунд сильная струя воздуха разворачивает полотнище флага в противоположную сторону. Эта струя бьёт исключительно в одну сторону, и действует только на флаг. Следы на песке при этом даже не шелохнулись, потому что они нарисованы на куске старого холста, представляют собой, скорее всего, обычную фотографию.

-4

Местность отсняли в виде фотографии, чтобы избежать киноляпов. Была вначале какая-то местность в павильоне, около лунного модуля, по которой бегали артисты, изображая астронавтов на Луне. Потом эту местность сфотографировали немного сверху, и сделали снимок в уменьшенном масштабе, чтобы применить его в виде фона во время имитации отлёта. И на этом снимке остались все те следы, которые натоптали "астронавты".

И вот пришла пора, по легенде НАСА, бесстрашным астронавтам покидать Луну. И вот мы видим, как съёмочная камера начинает удаляться. Снизу из-за границ кадра вылетают какие-то ошмётки - якобы от сильного потока невидимых горящих газов разлетается теплообшивка. Но этот поток не в силах повлиять на лунный песок: флаг трепещет, древко гнётся, а следы на песке, тут же рядом, остаются нетронутыми.

По замыслу НАСА, такая бутафорская съёмка должна создать ощущение, что взлётная часть лунного модуля поднимается с поверхности Луны вверх на струе раскалённых газов работающего двигателя. У дотошных читателей, наверняка, возникают два вопроса:

1. Почему данный кадр снят в павильоне с использованием игрушечного макета и миниатюрного флага в масштабе 1:10?

2. Для чего горизонтальную поверхность "луны" поставили вертикально?

Ответы на эти вопросы очень просты. Съёмка макетов (миниатюр) вместо реальных объектов - хорошо отработанная технология не только в Голливуде, но и во всём мире.

Съёмка комбинированного кадра к фильму "Назад, в будущее"
Съёмка комбинированного кадра к фильму "Назад, в будущее"

Причём в виде макета могут выполняться целые города.

Подготовка кадра к фильму "Побег из Нью-Йорка!, 1981 г.
Подготовка кадра к фильму "Побег из Нью-Йорка!, 1981 г.

Особенно, если по сюжету фильма город нужно разрушить наводнением, торнадо или бомбардировкой.

-7

Одним из самых известных миниатюрных городов в истории кино стал Метрополис из одноименного фильма немецкого режиссёра Фрица Ланга, 1927 г. Город построили в небольшом павильоне с использованием усиленной перспективы. Это значит, что по мере удаления от зрителя все постройки дополнительно уменьшались в размерах, чтобы создать иллюзию большего пространства, чем есть на самом деле. Так три метра в глубине декорации превращались в сто.

На съёмках фильма "Метрополис", 1927 г.
На съёмках фильма "Метрополис", 1927 г.

Так и в случае с Луной - большое пространство вместили в небольшом павильоне. И это пространство легко осветить одним мощным прожектором, изображающим солнце.

А вертикальная стена понадобилась для получения плавного отъезда. Вы, наверное, догадываетесь, что трудно получить плавный РАВНОУСКОРЕННЫЙ подъём съёмочной камеры вверх с помощью тросов или гигантского крана. Камера будет раскачиваться. Стабилизационные устройства для кинокамер, способные компенсировать отклонения в трёх плоскостях, появились только в конце 90-х годов ХХ века.

-9

Сейчас, конечно, никого не удивишь стабилизаторами - простейшие модели доступны любому кинолюбителю и видеографу.

Стабилизационное устройство
Стабилизационное устройство

А в те годы, когда снималась лунная афера, таких стабилизаторов просто не существовало. И чтобы получить плавное удаление от декорации, разработчики кинотрюков придумали расположить "лунную поверхность" вертикально, а съёмочную камеру двигать по рельсам в горизонтальной плоскости, т.е по полу павильона.

Разгадка съёмки взлёта с Луны в миссии "Аполлон-14"
Разгадка съёмки взлёта с Луны в миссии "Аполлон-14"

Так появились на свет киношедевры НАСА под названием "Взлёт с Луны". Да и посадку на "Луну", с приближением лунной поверхности якобы через иллюминатор лунного модуля, снимали точно так же - камера двигалась по рельсам на полу павильона, а вертикальная стена изображала приближающуюся лунную поверхность. А разлёт пыли снимали с помощью ветродуя и подброшенной пыли. При этом "лунный реголит", лежащий на поверхности никак вообще не отреагировал.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!