Найти тему
Алексей Коновалов

Историческая дстоверность Нового Завета. Часть вторая.

Здравствуйте, друзья. Это вторая часть статьи. Тем из вас, кто не читал начало, лучше перейти по ссылке, прочитать что там написано, а уж потом вернуться сюда. Вот ссылка:

Историческая достоверность Нового Завета. Часть первая.

Ну, а мы продолжим. Насколько я помню, в прошлый раз мы остановились на личности Понтия Пилата, мол пытался отпустить Христа, спасти от казни, а в памяти христиан так и остался извергом, отрицательным персонажем. С чего бы это? Да, первые христиане были иудеями, а с ними у Пилата как-то сразу не заладилось. Помимо случая, описанного в первой части нашей истории, бывали ещё казусы. Сейчас Иосиф Флавий вам всё расскажет:

"...Затем Пилат соорудил водопровод в Иерусалиме. На это он употребил деньги святилища. Водопровод питался ключами, находившимися на расстоянии двухсот стадий от города. Однако население воспротивилось этому, и много десятков тысяч иудеев собралось около рабочих, и стало громко требовать, , чтобы наместник оставил свой план. Как то обыкновенно бывает в таких случаях, некоторые из них позволили себе при этом оскорбить Пилата ругательствами. Последний распорядился переодеть значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем, и велел им окружить толпу со всех сторон. Толпа, в свою очередь получила приказание разойтись. Но так как она продолжала поносить его, то он подал воинам условный знак и солдаты принялись за дело более рьяно, чем то было желательно самому Пилату. Работая дубинами, они одинаково поражали как шумевших мятежников, так и совершенно невинных людей. Иудеи, однако, продолжали держаться стойко; но так как они были безоружны, а противники их вооружены, то многие из них тут и пали мёртвыми, а многие ушли, покрытые ранами. Таким образом было подавлено возмущение."

При этом Пилат, вероятно, был уверен, что совершает благое дело. Ещё бы он подарил этим дикарям величайшее благо—водопровод!

С точки зрения "дикарей" Понтий Пилат совершил святотатство: он самовольно растратил храмовые деньги, на которые не имел никакого права! Помните Христову формулу: "Кесарю кесарево, а Божие Богу"?

Справедливости ради надо сказать, что от Пилата страдали не только евреи, досталось раз и самарянам. Но самаряне молчать не стали, нажаловались сирийскому наместнику. Это стало концом карьеры прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Пруф из "Иудейских древностей" Иосифа Флавия:

"...Также и самаряне не удержались от возмущения. Их смутил некий лживый человек, который легко во всём влиял на народ. Он побудил их забраться к нему на гору Гаризим, которую они считают особенно священною. Тут он стал уверять пришедших самарян, , что покажет им зарытые здесь священные сосуды Моисея. Самаряне вооружились, поверив этой басне, и расположились в деревушке Тирафане. Тут к ним примкнули новые пришельцы, чтобы возможно большею толпою поднятся на гору. Однако Пилат предупредил это выслав вперёд отряды всадников и пехоты, котоые, неожиданно напав на собравшихся в деревушке, часть из них перебили, а часть обратили в бегство. При этом они захватили многих в плен, Пилат же распорядился казнить влиятельнейших и наиболее выдающихся из этих пленных и беглецов.
Когда этим дело кончилось, представители верховного совета самарян явились к бывшему консулу Вителлию, который теперь был прокуратором сирийским, и стали обвинять Пилата в казни их погибших единоплеменников, говоря, что последние пошли в Тирафану вовсе не с целью отложиться от римлян, но для того, чтобы уйти от насилий Пилата. Тогда Вителлий послал Марцелла, одного из своих приближённых, в Иудею, чтобы принять там бразды правления, Пилату же велел ехать в Рим для ответа перед императором в возводимых на него обвинениях. Проведя в Иудее десять лет, Пилат поехал в Рим, так как не смел ослушаться приказания Вителлия. Но раньше, чем он успел прибыть туда, Тиберий умер."

Про Понтия Пилата на этом довольно, как говорится. Есть и иные прописные злодеи, которые "засветились" в другом месте, нежели в Новом Завете. Можете не ванговать, да, это те же самые "Иудейские древности" Иосифа Флавия.

В общем, после того как Тиберий стал римским императором, он назначил в качесве прокуратора Иудеи Валерия Грата, который начал увольнять иудейских первосвященников одного за другим.

"Он сместил первосвященника Анана (это тот самый Анна и есть), и поставил на его место Исмаила, сына Фаби. Впрочем, недолго спустя он уволил и Исмаила, и назначил на его место Элеазара, сына первосвященника Анана (Анны). По прошествии года он удалил и его и передал этот пост Симону, сыну Камифа. Однако и последний удержался не более года, и приемником ему был назначен Иосиф, прозванный также Каиафой. После всего этого Грат возвратился в Рим, проведя в Иудее одиннадцать лет, и вместо его прибыл его приемник Понтий Пилат."

Анна к тому же был тестем первосвященника Каиафы, как видно из Евангелия от Иоанна, и арестованного Иисуса привели вначале к нему:

"...и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником.
Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ."
от Иоанна 18,13—18;14

В Новом Завете и Анна по привычке почитается за первосвященника, так как само слово "первосвященник" написано во множественном числе: 

 "И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка."
от Матфея 21;45—21;46

Кстати, фарисеи возненавидели Христа за то, что он не щадил их в своих проповедях:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
дополняйте же меру отцов ваших.
Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
от Матфея 23;13—23;33

На самом деле секта фарисеев пользовалась тогда огромным влиянием на народ, и Иисус, общаясь таким образом, завёл себе опаснейших врагов. Вот что писал о них главный специалист по иудеям в Римской империи l века Иосиф Флавий:

"...фарисеи могут сильно повредить в глазах иудеев тому, кто относится к ним недружелюбно, равно могут оказать поддержку тому, кто к ним отнесётся ласково. Дело в том, что народ им очень верит, если они из зависти говорят о ком-нибудь дурно..."

Вообще примерно лет за 150 до рождения Христа в Иудее сформировалось три секты, своего рода филосовских школы: фарисеи, саддукеи и ессеи.

Фарисеи вели строгий образ жизни, отказывались от всяких удовольствий, почтительно относились к престарелым людям, верили в бессмертие души и суд после смерти, награда за добродетель и возмездие за преступность при жизни. Грешники подвергаются вечному заключению, а добродетельные люди имеют возможность вновь воскреснуть.

По учению саддукеев, души людей умирают вместе с телом. Они не признавали никаких учений, кроме постановлений закона.

Ессеи требовали предоставить всё на Божью волю, признавали бессмертие душ и считали стремление к справедливости высшей целью. В храм они доставляли пожертвования, но совершали своё богослужение отдельно от храма.

В Новом Завете о фарисеях сказано достаточно, саддукеи также противодействуют Христу, когда задают ему каверзный вопрос, что, если после смерти мужа жена выходит замуж за его брата, и если братья поочерёдно умирают один за другим и жена побывала замужем за всеми ими, и ни от кого она не имела детей, после воскресения души, кому из них она будет женой? Христос ответил, что по воскресении не женятся и не выходят замуж, а живут, как ангелы на небесах.

Про ессеев в Новом Завете не сказано ничего.

Друзья, пришло время немного отдохнуть, но вскоре мы с вами встретимся на этом канале. Жду ваших комментариев, подписок и лайков. До скорой встречи.

P.S. В данное время уже опубликована третья часть, вы можете пройти по ссылке:

Историческая достоверность Нового Завета. Часть третья