Здравствуйте, друзья. Это вторая часть статьи. Тем из вас, кто не читал начало, лучше перейти по ссылке, прочитать что там написано, а уж потом вернуться сюда. Вот ссылка:
Историческая достоверность Нового Завета. Часть первая.
Ну, а мы продолжим. Насколько я помню, в прошлый раз мы остановились на личности Понтия Пилата, мол пытался отпустить Христа, спасти от казни, а в памяти христиан так и остался извергом, отрицательным персонажем. С чего бы это? Да, первые христиане были иудеями, а с ними у Пилата как-то сразу не заладилось. Помимо случая, описанного в первой части нашей истории, бывали ещё казусы. Сейчас Иосиф Флавий вам всё расскажет:
"...Затем Пилат соорудил водопровод в Иерусалиме. На это он употребил деньги святилища. Водопровод питался ключами, находившимися на расстоянии двухсот стадий от города. Однако население воспротивилось этому, и много десятков тысяч иудеев собралось около рабочих, и стало громко требовать, , чтобы наместник оставил свой план. Как то обыкновенно бывает в таких случаях, некоторые из них позволили себе при этом оскорбить Пилата ругательствами. Последний распорядился переодеть значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем, и велел им окружить толпу со всех сторон. Толпа, в свою очередь получила приказание разойтись. Но так как она продолжала поносить его, то он подал воинам условный знак и солдаты принялись за дело более рьяно, чем то было желательно самому Пилату. Работая дубинами, они одинаково поражали как шумевших мятежников, так и совершенно невинных людей. Иудеи, однако, продолжали держаться стойко; но так как они были безоружны, а противники их вооружены, то многие из них тут и пали мёртвыми, а многие ушли, покрытые ранами. Таким образом было подавлено возмущение."
При этом Пилат, вероятно, был уверен, что совершает благое дело. Ещё бы он подарил этим дикарям величайшее благо—водопровод!
С точки зрения "дикарей" Понтий Пилат совершил святотатство: он самовольно растратил храмовые деньги, на которые не имел никакого права! Помните Христову формулу: "Кесарю кесарево, а Божие Богу"?
Справедливости ради надо сказать, что от Пилата страдали не только евреи, досталось раз и самарянам. Но самаряне молчать не стали, нажаловались сирийскому наместнику. Это стало концом карьеры прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Пруф из "Иудейских древностей" Иосифа Флавия:
"...Также и самаряне не удержались от возмущения. Их смутил некий лживый человек, который легко во всём влиял на народ. Он побудил их забраться к нему на гору Гаризим, которую они считают особенно священною. Тут он стал уверять пришедших самарян, , что покажет им зарытые здесь священные сосуды Моисея. Самаряне вооружились, поверив этой басне, и расположились в деревушке Тирафане. Тут к ним примкнули новые пришельцы, чтобы возможно большею толпою поднятся на гору. Однако Пилат предупредил это выслав вперёд отряды всадников и пехоты, котоые, неожиданно напав на собравшихся в деревушке, часть из них перебили, а часть обратили в бегство. При этом они захватили многих в плен, Пилат же распорядился казнить влиятельнейших и наиболее выдающихся из этих пленных и беглецов.
Когда этим дело кончилось, представители верховного совета самарян явились к бывшему консулу Вителлию, который теперь был прокуратором сирийским, и стали обвинять Пилата в казни их погибших единоплеменников, говоря, что последние пошли в Тирафану вовсе не с целью отложиться от римлян, но для того, чтобы уйти от насилий Пилата. Тогда Вителлий послал Марцелла, одного из своих приближённых, в Иудею, чтобы принять там бразды правления, Пилату же велел ехать в Рим для ответа перед императором в возводимых на него обвинениях. Проведя в Иудее десять лет, Пилат поехал в Рим, так как не смел ослушаться приказания Вителлия. Но раньше, чем он успел прибыть туда, Тиберий умер."
Про Понтия Пилата на этом довольно, как говорится. Есть и иные прописные злодеи, которые "засветились" в другом месте, нежели в Новом Завете. Можете не ванговать, да, это те же самые "Иудейские древности" Иосифа Флавия.
В общем, после того как Тиберий стал римским императором, он назначил в качесве прокуратора Иудеи Валерия Грата, который начал увольнять иудейских первосвященников одного за другим.
"Он сместил первосвященника Анана (это тот самый Анна и есть), и поставил на его место Исмаила, сына Фаби. Впрочем, недолго спустя он уволил и Исмаила, и назначил на его место Элеазара, сына первосвященника Анана (Анны). По прошествии года он удалил и его и передал этот пост Симону, сыну Камифа. Однако и последний удержался не более года, и приемником ему был назначен Иосиф, прозванный также Каиафой. После всего этого Грат возвратился в Рим, проведя в Иудее одиннадцать лет, и вместо его прибыл его приемник Понтий Пилат."
Анна к тому же был тестем первосвященника Каиафы, как видно из Евангелия от Иоанна, и арестованного Иисуса привели вначале к нему:
"...и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником.
Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ."
от Иоанна 18,13—18;14
В Новом Завете и Анна по привычке почитается за первосвященника, так как само слово "первосвященник" написано во множественном числе:
"И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка."
от Матфея 21;45—21;46
Кстати, фарисеи возненавидели Христа за то, что он не щадил их в своих проповедях:
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
дополняйте же меру отцов ваших.
Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
от Матфея 23;13—23;33
На самом деле секта фарисеев пользовалась тогда огромным влиянием на народ, и Иисус, общаясь таким образом, завёл себе опаснейших врагов. Вот что писал о них главный специалист по иудеям в Римской империи l века Иосиф Флавий:
"...фарисеи могут сильно повредить в глазах иудеев тому, кто относится к ним недружелюбно, равно могут оказать поддержку тому, кто к ним отнесётся ласково. Дело в том, что народ им очень верит, если они из зависти говорят о ком-нибудь дурно..."
Вообще примерно лет за 150 до рождения Христа в Иудее сформировалось три секты, своего рода филосовских школы: фарисеи, саддукеи и ессеи.
Фарисеи вели строгий образ жизни, отказывались от всяких удовольствий, почтительно относились к престарелым людям, верили в бессмертие души и суд после смерти, награда за добродетель и возмездие за преступность при жизни. Грешники подвергаются вечному заключению, а добродетельные люди имеют возможность вновь воскреснуть.
По учению саддукеев, души людей умирают вместе с телом. Они не признавали никаких учений, кроме постановлений закона.
Ессеи требовали предоставить всё на Божью волю, признавали бессмертие душ и считали стремление к справедливости высшей целью. В храм они доставляли пожертвования, но совершали своё богослужение отдельно от храма.
В Новом Завете о фарисеях сказано достаточно, саддукеи также противодействуют Христу, когда задают ему каверзный вопрос, что, если после смерти мужа жена выходит замуж за его брата, и если братья поочерёдно умирают один за другим и жена побывала замужем за всеми ими, и ни от кого она не имела детей, после воскресения души, кому из них она будет женой? Христос ответил, что по воскресении не женятся и не выходят замуж, а живут, как ангелы на небесах.
Про ессеев в Новом Завете не сказано ничего.
Друзья, пришло время немного отдохнуть, но вскоре мы с вами встретимся на этом канале. Жду ваших комментариев, подписок и лайков. До скорой встречи.
P.S. В данное время уже опубликована третья часть, вы можете пройти по ссылке: