Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых является важным видом профессиональной деятельности, который способствует развитию и образованию людей вне формальной учебной программы. Педагог дополнительного образования детей и взрослых играет ключевую роль в организации и проведении образовательных мероприятий, которые направлены на расширение знаний, навыков и воспитание личностных качеств учащихся разных возрастных групп.
А с 01 сентября 2022 года до 01 сентября 2028 года действует профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный Приказом Минтруда России № 652н от 22.09.2021 г., характеризующий наименование вида профессиональной деятельности как «педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых». В соответствии с ч. 2 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023 г.) дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на:
📌 дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые для детей;
📌 дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, реализуемые для детей;
📌 дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, реализуемые для детей и взрослых.
При этом особенности реализации дополнительных:
💡 предпрофессиональных программ в области искусств определяются в соответствии с частями 3–7 ст. 83 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
💡 общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта определяются ст. 84 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Дополнительное образование детей и взрослых имеет свою специфику и особенности. Оно охватывает широкий спектр образовательных программ и деятельности, направленных на удовлетворение различных интересов и потребностей учащихся. В сферу дополнительного образования взрослых и детей входят такие области, как художественное творчество, спорт, музыка, танцы, языковые курсы, наука, информационные технологии и многое другое. К освоению дополнительных общеобразовательных программ, согласно ч. 3 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
Организация дополнительного образования детей и взрослых требует от педагога глубоких знаний в своей области и гибкости в работе с разными категориями учащихся. Педагог должен уметь создавать комфортную и поддерживающую обстановку, в которой каждый участник обучения сможет раскрыть свой потенциал. Важной задачей педагога является стимулирование интереса и мотивации учащихся к саморазвитию и стремлению к новым знаниям. Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденным Приказом Минтруда России от 22.09.2021 г. № 652н, к педагогу дополнительного образования предъявляются следующие требования:
1. К образованию и обучению: высшее образование (далее – ВО) или среднее профессиональное образование (далее – СПО) в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки ВО и специальностей СПО «Образование и педагогические науки» или ВО либо СПО в рамках иных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки ВО и специальностей СПО при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования педагогической направленности или успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации не менее чем за два года обучения по образовательным программам ВО по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ. Подробнее о получении профессиональной переподготовки для педагога дополнительного образования детей и взрослых можно узнать в Институте переподготовки и повышения квалификации.
2. К опыту практической работы: не менее 2 лет в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника - для старшего педагога дополнительного образования; а также не менее 2 лет в должности тренера-преподавателя или педагога дополнительного образования соответствующей направленности - для старшего тренера-преподавателя.
📌 Дополнительное образование детей и взрослых выполняет ряд функций, которые способствуют формированию полноценной и гармоничной личности. Одна из главных функций заключается в развитии творческих способностей и творческого мышления учащихся. Педагог применяет разнообразные методы и приемы, которые позволяют учащимся проявить свою индивидуальность и креативность. Еще одной важной функцией является социализация учащихся. В процессе дополнительного образования дети и взрослые находятся в обществе сверстников и имеют возможность развивать коммуникативные навыки, учиться работе в коллективе и сотрудничеству. Педагог создает условия для формирования дружеских отношений и взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Одной из основных задач педагога в дополнительном образовании детей и взрослых является поддержка и помощь учащимся в их самоопределении и профессиональном выборе. Педагог может предоставить информацию о различных профессиях, ориентацию на рынке труда и помочь учащимся развить навыки, необходимые для успешного будущего.
Таким образом, педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых является значимой и многообразной профессиональной сферой. Педагоги дополнительного образования детей и взрослых играют важную роль в формировании и развитии личности учащихся, предоставляя им возможности для раскрытия своих талантов и интересов, социализации, самоопределения и подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Получить больше информации и повысить свою квалификацию можно на сайте https://педработник.рф/