Американские разведывательные беспилотники дальнего действия MQ-4C «Triton» расползаются по миру. Новейшие изделия компании «Northrop Grumman» в массовом порядке закупаются Военно-морскими силами США и активно распределяются по строевым частям и удаленным базам.
В частности, известно, что один из «Тритонов» совсем недавно появился в Италии. При этом вряд ли его «любопытство» ограничится лишь акваторией Средиземного моря. Наверняка в сфере его «профессионального интереса» окажутся и Ближний Восток, и российские территориальные воды Черного моря.
Что же за машина пришла на смену стратегическому беспилотному разведчику RQ-4 «Global Hawk» и переживающему «черную полосу» (особенно в последнее время) MQ-9 «Reaper»?
- Старт разработки в рамках программы «Broad Area Maritime Surveillance» (Наблюдение за Широкой Морской Областью) стоимостью около $12,77 млрд состоялся вначале десятых годов.
Новый БПЛА рассматривался ВМС США в качестве частичной альтернативы береговому патрульному самолету P-3A «Orion» и серьезного дополнения боевых возможностей противолодочного P-8A «Poseidon».
Но поскольку ни ВПК бывшего властелина глобуса, ни Пентагон не в состоянии обойтись без превышения выделенного на разработку бюджета и отставания от запланированных сроков, ввод нового беспилотника в эксплуатацию случился лишь в мае 2018 года.
Не обошлось в истории создания «Тритона» и без неразберихи, связанной со стоимостью единицы изделия и объемами заказа. В 2012 году представители Военно-морского флота «гегемона» планировали приобрести шестьдесят восемь MQ-4C, около сорока из которых должны были быть размещены на базах «Джэксонвилл» (Флорида), «Перл-Харбор — Хикем» (Гавайи), «Пойнт МУГУ» (Калифорния) и «Андерсен» (остров Гуам). А также вне территории США — «Сигонелла» (Италия) и «Кадена» (Япония).
Однако в мае прошлого года, приняв во внимание недовольство законодателей и наличие серьезных финансовых проблем, командование Военно-морских сил вынуждено было сократить объемы заказа до двадцати семи единиц, что, естественно, привело к пересмотру существующих планов по размещению «Тритонов».
В настоящее время известно о том, что беспилотная разведывательная эскадрилья VUP-19, базирующаяся на авиационной базе «Джексонвилл», имеет на вооружении серийные образцы MQ-4C и находится в полной оперативной готовности. В ближайшей перспективе — формирование еще одного такого подразделения — VUP-11 (авиабаза «Уидби-Айленд», штат Вашингтон), выход которой на оперативную готовность планируется не ранее 2026 года.
Поставка же всей заказанной партии разведывательных «Тритонов» должна быть завершена к 2032 году.
- Очевидно, что планы развертывания беспилотных разведывательных эскадрилий на территории США нас интересуют меньше, нежели так называемое «передовое базирование» новейших БПЛА за пределами «оплота мировой демократии».
- Именно эти планы, по мнению Пентагона, обеспечат «постоянное присутствие MQ-4C в интересующих Пентагон районах планеты и приобретение ими широчайших возможностей в сфере патрулирования и разведки».
- Первое «зарубежное турне» MQ-4C «Triton» состоялось в январе 2020 года. Тогда два БПЛК из состава эскадрильи VUP-19 были отправлены на Гуам для отслеживания активности Народно-освободительной армии Китая.
Через полтора года эти же «Тритоны» передислоцировались на авиабазу Военно-воздушных сил самообороны Японии «Мисава» на острове Хонсю для отработки процесса перебазирования беспилотного звена и организации несения службы на новой площадке. Однако там их пребывание было недолгим, и уже в октябре эти машины вернулись на аэродром постоянного базирования.
И вот в конце марта текущего года появилась информация о прибытии MQ-4C на военно-морскую базу «Сигонелла» на итальянском острове Сицилия. Вероятно, что в самое ближайшее время там же появится и еще один его «коллега».
При размещении на Сицилии в «зону ответственности» «Triton» кроме акватории Средиземного моря попадают не только Северная Африка и Южная Европа, но и Ближний Восток.
А теперь — о Южном Причерноморье и, в первую очередь, о территориальных водах России. Исключать здесь появление там MQ-4C, как минимум, недальновидно. Патрулирование и разведывательная деятельность беспилотной и пилотируемой авиацией США и его партнеров по Североатлантическому альянсу в отношении ВС России ведется на регулярной основе и имеет тенденцию к активному росту. А с началом специальной военной операции вся полученная в ходе таких полетов информация используется в интересах ВСУ.
Для понимания степени угрозы нового вызова, мы приведем некоторые из тактико-технических и эксплуатационных характеристик:
габаритные размеры, м:
— длина — 14,5;
— высота — 4,6;
— размах крыла — 39,9.
масса, кг:
— взлетная — 14 630;
— пустого — 6 781.
скорость, км/ч:
— крейсерская — 575;
— максимальная — 610.
дальность полета, км — 15 200;
потолок высоты, км — 17;
продолжительность полета, ч — 30;
тип силового агрегата — турбореактивный двухконтурный двигатель Rolls-Royce AE 3007.
Говоря об экспортных перспективах MQ-4C «Triton», следует отметить, что в числе его потенциальных эксплуатантов значатся и Королевские военно-воздушные силы Австралии, желающие получить в свое распоряжение семь-восемь дальних разведывательных беспилотников производства «Northrop Grumman».
- Их планируют разместить на севере (авиабаза «Тиндал») и юге (авиабаза «Эдинбург») континента.
- Можно считать гарантированным участие австралийских MQ-4C в, так называемых, «международных программах» США и НАТО, а потому их смело можно включать в число американских «Тритонов» передового базирования.
- И в качестве резюме. Налицо продолжение Соединенными Штатами в целом, и их ВМС, в частности, выстраивания и активного развития своего флота тяжелых высотных беспилотников дальнего радиуса действия.
Этот процесс положительно влияет не только на рост их разведывательных возможностей, но и на расширение зон их постоянного (регулярного) воздушного патрулирования.
К тому же, обновленная, хоть и урезанная, программа «Broad Area Maritime Surveillance» стала реалистичной, что, несомненно, помогло ей выйти на свою завершающую стадию — поставку «Triton» в строевые части. Включая разбросанные по всему миру военные базы судорожно цепляющегося за мировое господство «гегемона».