Минздрав либо в другом мире живёт, либо слишком высоко летает, но отказывается видеть неэффективность целевого приёма для купирования дефицита врачей. Проблем с целевиками ведомство не отрицает, но при трудоустройстве, тогда как эксперты уверены, что целевой приём не исправит кадровой ситуации без повышения зарплат и улучшения условий труда врачей.
На отчёте правительства глава Госдумы Вячеслав Володин посетовал на дефицит врачей, но подготовку в непрофильных вузах не одобрил: «Вот, наверное, министр науки и высшего образования должен задуматься, что всё-таки здесь важна не количественная сторона, а качество подготовки специалистов». Из существующих сегодня 117 медицинских вузов и факультетов, Минздрав властен только над 48, остальные 69 – епархия Минобрнауки.
Возмутивший спикера медицинский факультет МГИМО к Минздраву никаким боком, задуман академиком Курцером для восполнения уходящих кадров компании «Мать и Дитя». Принимают на факультет с хорошей трудовой перспективой всего 50 человек, зато у ректора Курцера каждый студент как на ладони. Какие врачи получатся из «мгимошников», не проблема Минздрава, но не отказать в правоте профессору ВШЭ Ларисе Попович: «Медиков должны готовить специализированные школы с большой историей и высокопрофессиональными педагогами с большим клиническим опытом».
За обучение в таких школах Минздрав требует оброк – целевой контракт, а Минобрнауки на бюджете ничего не требует, только учись. Из получивших дипломы 39 тысяч молодых врачей далеко не все планируют дойти до медицинского учреждения. «Проблема состоит в том, что перед выпуском по разным причинам выпускники меняют свою траекторию. И законодательство позволяет им принять такое решение и в установленном законом порядке расторгнуть договор, выплатив неустойку и так далее», — озвучил причину министр образования Валерий Фальков.
«Семьи, соглашаясь на целевой приём, понимают, что они не могли бы оплатить платное образование и не смогли бы пройти по конкурсу без целевого набора. Восполнять затраты потенциального работодателя они не готовы, но эта обязанность может быть прописана в договоре», - разъясняет научный сотрудник ВШЭ Ирина Абанкина. Родители 58% школьников готовы оплачивать обучение в университете, но не больше 100 тысяч в год, действительно имеющих финансовые возможности для платного обучения всего только 2%, готовых выложить полмиллиона.
Из не выполнивших целевой договор выпускников 2022 года, а таких по отчёту Минздрава было 16%, две трети просто отказались от работы в ЛПУ без объяснений, каждый четвёртый не появился в наречённое ему ЛПУ. Каждый 21-й целевик завалил аккредитацию, благо, что сделать это нетрудно. Официально расторгли целевой договор и, следовательно, обязались восполнить финансовые затраты ЛПУ на их обучение в вузе, всего 2,5% из 1 173 отказников. Остальные «слились» за здоров живёшь.
С 1 мая по новой редакции закона «Об образовании» целевик не сможет не исполнить договора на трудоустройство без штрафных санкций, которые до того были не слишком обязательными. Бюджетное обучение в подведомственных Минобрнауке медицинских факультетах свободно от целевого контракта, и пусть качество подготовки там вызывает большие сомнения, получивший диплом легко найдёт место врача в ЛПУ.
Качество подготовки «хромает» и в новообращённых в вузы федеральных центрах, и в МГИМО, и в МГУ, но учатся не для хвастовства дипломом, а для раоты в хорошем месте с достойной зарплатой. При недостаточности 29,5 тысяч врачей вопрос об Альма Матер, скорее, ритуальный, чем практический. Система принуждения целевым набором будет оставаться малоэффективной, пока не изменится оплата и условия труда в нуждающихся во врачах ЛПУ.
Рыба ищет глубину, человек – лучшие условия жизни, что для него совершенно естественно.
Все значимые новости здравоохранения за день в кратком «Дайджесте вредного врача» в telegram