Прогуливаясь по Александрии среди тенистых рощей старых дубов, по просторным лугам, на берегу Финского залива, получаешь совсем другие ощущения по сравнению с соседним парадным районом фонтанов Петергофа . А в такое время года, когда деревья еще не обзавелись зеленой листвой, парк соответствует своим постройкам, которые в основном выполнены в популярном на момент их постройки стиле -неоготика.
Само название парка Александрия связано с императрицей Александрой Федоровной, в честь которой Николай I назвал эту усадьбу. И про одну из первых построек этого парка хотела бы рассказать подробно.
Дворец Коттедж является одной из самых ярких построек парка "Александрия". Построен был коттедж по заданию Николая I для его супруги Александры Федоровны. Царь дал поручение шотландскому архитектору Менеласу построить рядом с парадным Петергофом "сельский домик" в духе английских загородных вилл. Такой стиль был выбран не случайно, так как Александра Федоровна избегала парадных интерьеров. Здание было выполнено в популярном стиле Неоготика.
Сама усадьба и коттедж являются даром Николая I любимой супруге Александре Федоровне, и поэтому символично, что в коттедже сейчас проходит выставка Дар. Выставка эта посвящена дару, который был подготовлен Николаю I и Александре Федоровне на 25-летие супружеской жизни 1 июля 1842 года. Но , к сожалению, так и не был представлен к этой дате. Долгое время он хранился в фондах Эрмитажа, при этом не узнанный, и только спустя столько лет открылась удивительная история его создания.
Так что же за дар, которому посвящена эта выставка. Это живописный образ Святого Георгия Победоносца. Написано оно Евграфом Романовичем Рейтерном на строки стихотворения Василия Жуковского "1 июля 1842" к празднованию 25-летия супружеской жизни Николая I и Александры Федоровны.
Жуковский был близким другом семьи Николая I и Александры Федоровны, наставником и воспитателям наследников. К празднику серебряной свадьбы императорской четы он подготовил уникальный подарок: написал стихотворение, и по нему художник Рейтерн создал живописное произведение. Совместный дар должны были вручить в торжественной обстановке. И хоть и с опозданием на почти два века дар все таки дошел до Коттеджа в виде выставки.
Необычные для иконописной традиции атрибуты Георгия Победоносца (венки из роз и лавра) непосредственно связаны с царской четой. Бракосочетание будущих монархов состоялось 1 июля 1817 года и совпало с днем рождения юной принцессы Шарлотты, которую в домашнем кругу называли не иначе как Бланшфлёр - "белая роза". Лавровый венок символизирует воинскую славу России и ее императора Николая I. Облик Георгия Победоносца в рыцарских доспехах, попирающего левой ногой дракона, а также сама легенда, связанная с чудесным спасением царевны, созвучны идее празднования серебряной свадьбы, задуманного как рыцарский турнир и окутанного романтикой Средневековья.
На полях картины расположен текст из 127 псалма, который обычно читается во время венчания. Указанные на раме первые буквы имен и годы соответствуют датам рождения детей Николая I и Александры Федоровны.
Венчальные иконы
Со временем принятия христианства на Руси иконы играли важную роль в жизни каждого верующего,, сопровождая его от рождения и до самой смерти. Несколько святых образов принимали участие в брачном ритуале. Главными выступали две иконы - одна со стороны жениха, другая со стороны невесты. к XIX веку сложилась устойчивая традиция благословлять молодых на брак образами Спаса Вседержителя и Богоматери (чаще всего Казанской или Владимирской), которые составляли венчальную пару. Эти иконы жених и невеста держали в руках в церкви во время венчания, а затем бережно хранили в течение жизни как главные реликвии , оберегавшие их семейную жизнь и домашний очаг.
Серебряная свадьба, которую Николай I и Александра Федоровна отмечали 1 июля 1842 года, стала важным событием в жизни императорской семьи. В этот день Митрополит Серафим преподнес августейшей чете две иконы: Спаса Вседержителя и Богоматери Казанской, украшенной драгоценными окладами.
Воплощением идеи счастливого брака становятся изображения патрональных святых, соименных монархам и их детям. По сторонам образа Вседержителя располагаются небесные покровители мужской половины семьи. На иконе Богоматери изображены соименные святые императрицы Александры Федоровны.
Кабинет Александры Федоровны.
В кабинете императрицы все, вплоть до мелочей выполнено в неоготическом стиле: лепной декор потолка, окно-эркер с цветными стеклами, резьба на откосах оконных и дверных проемов, рисунок паркета, роспись печи. Средневековые готические мотивы использованы также в отделке мебели люстр, изделий из фарфора, бронзы, серебра и чугуна. Среди сохранившихся вещей много семейных реликвий: подарков , сувениров.
Александра Федоровна окружила себя очень личными вещами, напоминавшими ей о самых близких и дорогих людях. Особенно бережно хранила она память о матери, прусской королеве Луизе. Ее портрет представлен в интерьере на стене справа от окна. На окне - бронзовая копия надгробия рано умершей королевы, исполненная по модели немецкого скульптора Рауха.
Центральная комната первого этажа - гостиная Александры Федоровны. Огромные окна в экере и застекленные балконные окна-двери непосредственно связывают этот интерьер с природой. Мотивы лепного декора потолка переплетаются рисунком ковра. Этот ковер в подарок царской семье вышили вручную крестом воспитанницы Смольного института Благородных девиц. Замечу, что все материалы, текстиль представлены оригинальные, поэтому для сохранности они накрыты вуалью.
На этажерках, столах, окнах, каминах - множество ларцов, шкатулок, вазочек, статуэток, изящных безделушек.
На центральном столе - Постдамский кубок. Для императрицы он напоминает о летних днях 1829 года. Тогда в городе Постдаме был устроен грандиозный праздник "Волшебство белой розы", приуроченный ко дню рождения и свадьбе Александры Федоровны. В организации рыцарского турнира активное участие принимал ее отец - король Пруссии и братья.
Камины украшают парные канделябры и часы в виде фасада Руанского собора, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе. Вазы рядом выполнены на знаменитой Севрской королевской мануфактуре.
Библиотека
Данная комната выполнена исключительно в готическом стиле. Такие элементы как винтовая лестница, книжные шкафы во всю стену, напоминающие хоры готических соборов, модель замка-руины на Павлиньем острове близ Постдама, изготовленная из 12000 пластинок слоновой кости и перламутра немецкими мастерами в 30-е годы XIX века воссоздают особую атмосферу.
Большая приемная
Хоть приемная и именуется большой, но судя по ее размерам больших приемов она не принимала. Одно время она выполняла роль столовой, в другое комнаты для послеобеденного отдыха, в которой можно было сыграть на рояле фирмы К. Шредера.
В отделке Приемной выделяется роспись печи в виде решетки с готическим переплетом и гербом Александрии, выполненная гризалью мастером перспективной живописи Д.-Б. Скотти.
Мотив цветка белой розы использован и в оформлении оригинальной люстры в виде двух цветочных корзин с 25 серебряными розами, выполненной ювелиром Хоссауэром по проекту прусского короля Фридриха-Вильгельма IV, брата Александры Федоровны. Люстра была подарена Николаю I и императрице к серебряной свадьбе.
Ванная
Летняя дача императрицы отвечала самым высоким требованиям современности. В Коттедже были проведены канализация и водопровод, и ванные комнаты с ватерклозетами находились на каждом этаже.
Ванна высечена из цельного блока красного каррарского мрамора в мастерской знаменитого итальянского скульптора Трискорни в 1829 году.
В убранстве комнаты использованы предметы русской работы - комод из красного дерева, на нем рукомойный кувшин и тазик накладного серебра, бронзовые подсвечники и бра.
Кабинет Николая I
Рабочий кабинет Николая I - это комната с большими окнами, обращенными к Финскому заливу. Мебель кабинета выполнена в готическом вкусе. На письменных столах можно видеть предметы, связанные с деловыми занятиями императора.
Кабинет Марии Федоровны (бывший кабинет Ольги Николаевны)
В 1894 году для Марии Федоровны одна из комнат дочерей Николая I была отделана заново и оформлена в Кабинет в стиле модерн знаменитой мебельной фирмой братьев Мельцер. По новому проекту стены обили ситцем светлого тона с растительным орнаментом, а нижнюю часть стены облицевали панелью из карельской березы.
На полках коллекция изделий из многослойного стекла фирмы Галле и фирмы братьев Даум. Большое место в убранстве занимал датский фарфор Королевской фарфоровой мануфактуры в Копенгагене.
Большая коллекция фарфоровых животных и птиц представлена в Кабинете. Среди них фигурки собачек скульптора Э.Нильсена, которые имели большой успех на Всемирных выставках в Париже в 1889 и 1900 годах.
Спальня Марии Федоровны
Кровать изолирует от остальной части помещения раздвижная портьера, столики для рукоделия, стулья и столы из клена, зеркало, шкаф из волнистой березы, прикроватные столики с очаровательными предметами туалета. Покрывала, наволочки, носовые платки с вышивками инициалов Марии Федоровны выполнены из тончайшего батиста. На столике перед кроватью - саше, белая матерчатая сумка для хранения носовых платков. Сохранившиеся плечики для одежды императрицы напоминают о том, что ее гардероб всегда был элегантен, костюмы и платья шились по последней моде у лучших модельеров России и Европы.
Детская
Это единственная комната, облик которой дошел до нас без изменений. Александра Николаевна, младшая дочь Николая I, (ее в семье называли ласково Адини) умерла в 19 лет, вскоре, от обострения туберкулеза.
Ее девичья комната сохранилась в неприкосновенности, такой, какая она была при жизни своей хозяйки: светлой, радостной, с множеством безделушек и других личных вещей.
Столовая
Столовая с Мраморной террасой была построена к восточному фасаду Коттеджа по проекту архитектора Штакеншнейдера в 1842 году. Это просторное помещение соединено со старой частью дворца эффектной стрельчатой аркадой. Здесь проходили обеды в узком семейном кругу или с небольшим количеством приглашенных гостей из ближайшего окружения царской семьи.
Столовую освещают две хрустальные люстры русской работы, выполненные в сороковые годы XIX столетия.
На столе большой парадный "Собственный" сервиз на 24 персоны, выполненный из хрусталя и фарфора на Императорском фарфоровом и Императорском стеклянном заводах специально для Коттеджа.
На столе у окна готические тарелки с рисунками, воспроизводящими многоцветные, готические витражы - розы. Сервировку стола оживляют многочисленные предметы из уранового стекла необычного зеленого с золотистым отливом цвета.
Стены столовой украшают картины, среди которых произведения кисти Айвазовского.
Малая приемная
Здесь дежурные фрейлины и придворные служители ожидали распоряжений императрицы.
Комната обставлена мебелью русской работы, в стиле второго рококо. Расставленные на резных пристенных полочках статуэтки из фарфора выполнены на Мейсенской мануфактуре в XIX веке по моделям знаменитых мастеров XVIII столетия. Дамы и кавалеры, беседующие и музицирующие, влюбленные пастухи и пастушки представляют галантные и пасторальные сцены.
Вестибюль. Лестница
Камень с тугрой - вензелем турецкого султана Махмуда II и надписью, свидетельствующей о том, что сей камень был вывезен из Варны 29 сентября 1828 года. Это военный трофей русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Крепость Варна, считавшаяся неприступной, была взята русскими войсками. В этом сражении участвовал и Николай I.
Туалетная Николая I
О назначении комнаты напоминает мебельное убранство: трюмо, умывальный стол с мраморной доской и полушкаф. Это часть мебельного гарнитура из ясеня с готическим декором была выполнена в мастерской Гамбса и его сыновей в 1834 году специально для Коттеджа.
На столике у окна предметы с гербом Александрии работы Императорского фарфорового завода, необходимые для гигиенических процедур: кувшины, флакон, стакан, мыльница с сеткой, щеточка с крышкой, вазочки.