Антигитлеровская коалиция сложилась из непохожих друг на друга стран. Социалистический сталинский Советский Союз, капиталистические США и Великобритания.
Последняя мало того, что являлась монархией (пусть и такой, где король «царствует, но не правит»), мало того, что веками была колониальной державой (и нередко конкурировала с Российской империей).
Так ещё и премьер-министр Великобритании — Уинстон Черчилль, в не столь отдаленном прошлом — один из главных проводников Интервенции и фактически основной «снабженец» белого движения.
Да-да, именно благодаря Черчиллю в свое время белые получили танки и прочее вооружение, с которым взяли Царицын (ставший потом Сталинградом), дошли до Курска и Орла. Позднее Уинстон неоднократно высказывался на тему того, что белые сражались «за наше дело» (Черчилль убеждал английскую элиту в том, что поддержка белых выгодна Лондону).
А теперь... Черчилль официально стал союзником СССР. Впрочем, скоро произойдет «Фултонская речь», после чего англичане вновь станут для Советского Союза «недругами».
До 1941 года довольно прохладными были и советско-американские отношения, в основном — из-за Советско-финской (хотя в целом в тридцатые годы имело место и эффективное экономическое сотрудничество, и официальное признание).
Напротив, победы Красной Армии привели к тому, что в Голливуде начали снимать фильмы, в которых СССР представал в положительном свете. Эта эпоха тоже скоро пройдет, а некоторые деятели американского кино позднее станут целями «маккартизма».
Но в 1941 — 1945 гг. И. В. Сталин, У. Черчилль и Ф. Д. Рузвельт неоднократно хвалили своих союзников, не скупились на комплименты друг другу. Я решил привести несколько примеров того, как Франклин Делано Рузвельт и Уинстон Черчилль оценивали вклад СССР в борьбу и успехи Красной Армии.
Начнем с Уинстона Черчилля, все-таки с ним ситуация более интересная: Рузвельт явно относился к СССР и даже коммунистическим идеям «теплее». Черчилль же всю свою жизнь был ярым антикоммунистом, о чем постоянно напоминал окружающим.
В октябре 1941 года Уинстон написал И. В. Сталину следующее:
«Словами не выразить наших чувств по поводу Вашей колоссальной борьбы — мы надеемся скоро засвидетельствовать это делами...» (с) Переписка И. В. Сталина с У. Черчиллем и К. Эттли в годы войны.
Летом-осенью 1941 года иностранные лидеры не были уверены в том, удастся ли Красной Армии отстоять Москву. Многие аналитики соглашались с генералами вермахта и давали СССР несколько месяцев.
Но Битва за Москву завершилась победой советского оружия... а Черчилль после этого поздравил Иосифа Виссарионовича с 23 февраля:
«24-я годовщина со дня основания Красной Армии празднуется сегодня, после восьми месяцев боев, покрывших величайшей славой её командиров и рядовых и запечатлевших навеки её деяния в истории...» (с) Приветствия иностранных государственных деятелей по случаю 24-й годовщины Красной Армии. / Газета «Звезда», № 48. 26.02.1942.
Вот они, «политические зигзаги в истории». Финансировавший и снабжавший белое движение Черчилль поздравляет Красную Армию с годовщиной.
В ноябре 1942 года Черчилль поздравил Сталина «по случаю прославленной навеки обороны Сталинграда». А мы помним, что в Гражданскую И. В. Сталин находился в Царицыне.
Правда, его тогда пытался взять «немецки ориентированный» атаман П. Н. Краснов (1918 год). Когда Царицын штурмовали снаряженные Черчиллем «деникинцы» (1919 год), Сталина там уже не было.
Разгром 6-й армии вермахта Черчилль назвал «изумительной победой».
Ну а в 1943 году Уинстон написал И. В. Сталину о том, что масштабы операций союзников в Северной Африке «невелики по сравнению с громадными операциями, которыми Вы руководите...»
А в 1944 году Черчилль фактически «провозгласил» Красную Армию сильнейшей в мире, причем сделал это в британском парламенте.
Полагаю, тут самое время перейти к американскому президенту Рузвельту. Если уж британский премьер-министр «рассыпался в любезностях», то лидер США был ещё убедительнее, на мой взгляд.
«Соединенные Штаты хорошо понимают тот факт, что Советский Союз несёт основную тяжесть борьбы и самые тяжелые потери на протяжении 1942 года, и я могу сообщить, что мы весьма восхищены великолепным сопротивлением, которое продемонстрировала Ваша страна...» (с) Переписка И. В. Сталина с Ф. Рузвельтом и Г. Трумэном в годы войны — 1942 год.
Не могу не отметить того, что президент США хвалил СССР и Красную Армию и в своих обращениях к американскому народу. Благодаря Рузвельту американские «культурно-пропагандистские мощности» двинулись в лояльном к СССР направлении.
Американский лидер неоднократно затрагивал тему того, что именно советские солдаты наносят гитлеровцам наиболее значимый урон:
«Русские истребляют больше нацистских солдат, уничтожают больше вражеских самолетов и танков, чем противники Гитлера на любом другом фронте...» (с) «Беседы у камина» (обращение 7 сентября 1942 года).
Рузвельт много раз высоко оценивал вклад советского народа в победу, обращал особое внимание на беспрецедентный процесс переноса промышленности в глубокий тыл.
Будет ли здесь какая-то мораль? Конечно.
Политика — «дело гибкое». Тот, кто вчера был «агрессором-интервентом, снабжающим белогвардейцев», завтра может стать официальным союзником по Антигитлеровской коалиции. А послезавтра — вновь превратится в «геополитического противника». А «на прошлой неделе» он тоже являлся союзником, только по Антанте.
Часто в агитации используется прием «векового врага». Так вот, вечной борьбы не бывает, как и вечных союзнических отношений. Политическая выгода — на первом месте. Плюс куча субъективных факторов, вроде роли лидера в истории. Благо, перед лицом общей угрозы Черчилль, Рузвельт и Сталин объединились...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!