Настоящее имя и фамилия : Норма Джин Бейкер Мортенсон . Родилась 1.6.1926 в Лос - Анджелесе , умерла 5.8.1962 в Брейтвуде (Калифорния) . Училась в актерской студии в Нью-Йорке .
Легенда при жизни и легенда после смерти , Мэрилин Монро прожила яркую , но короткую и трудную жизнь . Секс-символ Америки , предмет мечтаний тысяч мужчин , красавица , которой завидовали миллионы женщин , актриса , чей стремительный "взлет " на вершину киноолимпа казался чудом , она на самом деле была фигурой трагедийной. Неудавшаяся личная жизнь и напрасные попытки доказать режиссерам , что " красотка Мэрилин " способна на нечто большее на экране , чем демонстрация своих прелестей - вот основные причины трагедии , разыгравшейся в богатом особняке , где утром 5 августа 1962 года полицией было обнаружено тело Мэрилин.
Но , наверное , для того чтобы понять всю глубину этой трагедии , имеет смысл вернуться в прошлое , когда белокурая Норма Джин постигала первые уроки жизни. А они были более чем суровы : нищета , истерика матери , износилование отчимом , когда девочке минуло лишь восемь лет , ощущение одиночества и тоски.
И кто знает , как сложилась бы дальнейшая судьба Нормы, если бы природа не наградила ее прекрасным телом , удивительной кожей и хорошеньким личиком , где обаяние ангела сочеталось с соблазнительностью искусительницы. Неудачный ранний брак , быстро завершившийся разводом и приглашения работать фотомоделью и манекенщицей - такова была юность Нормы. Первое предложение сняться в кино поступило в 1947 году , когда начинающая актриса появилась в эпизоде фильма " Опасные годы" . Затем последовало еще несколько небольших ролей в фильмах " Скудда-У! Скудда -эй! (1947), " Дамы из кордебалета " (1949) , " Шаровая молния" (1950) и др. Хорошенькая молодая актриса понравилась публике и критикам. Особенно была отмечена ее игра в знакомом нам фильме " Все о Еве " , где в небольшом эпизоде Мэрилин Морло ( к этому времени она уже выбрала себе псевдоним ) сумела передать целую палитру чувств и эмоций , которые снедают маленькое честолюбивое создание - ее героиню мисс Косуэлл , начинающую актрису , мечтающую стать звездой и не брезгующую для этого никакими средствами .
Однако для режиссеров Мэрилин прежде всего оставалась красивой , сексапильной женщиной , и никто из приглашавших ее сниматься не видел и не хотел видеть в ней актрису. Этим объясняется и репертуар лент с ее участием . О содержании фильмов можно судить даже по их названиям : " Любовное гнездышко" (1951) , " Давай поженимся" (1951) , " Мы не женаты " 1952) , "Джентельмены предпочитают блондинок " (1953), " Как выйти замуж за миллионера " (1953) и др. Мэрилин становится звездой , ее фотографии в вечерних туалетах и "без" расходятся в миллионных тиражах , а на страницах прессы постоянно смакуются мельчайшие подробности ее личной жизни . Когда же в 1956 году становится известно , что очередным мужем М.М. ( так ее теперь величают зрители и журналисты) стал знаменитый американский писатель и драматург Артур Миллер , ажиотаж вокруг актрисы достиг своего апогея ...
И вновь все попытки Мэрилин изменить свой экранный "имидж" обречены на неудачу. Она посещает занятия в театральной студии Э. Казана и Ли Страсберга - это вызывает усмешки , в своих личных интервью говорит о желании сниматься в серьезных картинах и ... приглашает на участие в очередных мелодрамах , комедиях , где ей по -прежнему отведена роль соблазнительной и пустоголовой красотки . ( " Нет лучше бизнеса , чем шоу-бизнес " , 1954; " Через семь лет после свадьбы ", 1955; " Принц и хористка " , 1957). И хотя многие актеры и режиссеры , в том числе и знаменитый Лоуренс Оливье ( партнер М.М. по фильму "Принц и хористка " ) отмечают ее бесспорный талант драматической актрисы , ничто не меняется в жизни Мэрилин . Для зрителей - она по-прежнему душечка - героиня самого известного фильма " Некоторые любят погорячее " , 1959 ( в нашем прокате - " В джазе только девушки ") - милая , хорошенькая солисточка веселого дамского оркестра , мечтающая выйти замуж за миллионера , но нашедшая свое счастье в объятиях такого же нищего , но обворожительного музыканта ( Тони Кертис) .
Пожалуй , лишь раз удалось Мэрилин выйти за рамки привычного амплуа - это было в последней экранной работе , носящей весьма символическое название "Неприкаянные " (1961).
Увы , в тот момент , когда " родилась " актриса Мэрилин Монро, женщине , носящей это имя , оставалось жить совсем немного ... Постоянные мысли о приближающейся старости , развод с Артуром Миллером (1961) , неудовлетворенность работой закономерно привели актрису к депрессии , и как выходу из нее - злоупотребление алкоголем , наркотиками и снотворным . И все же ... хотя официальное заключение "самоубийство" пока никем не опровергнуто , и по сей день смерть Мэрилин Монро вызывает немало пересудов и догадок. И версия убийства по политическим мотивам ( в последнее время в прессе много писалось о бурном романе Мэрилин с сенатором Робертом Кеннеди) также имеет право на существование . Единственный мужчина из близких М.М. , который проводил актрису в последний путь , был ее второй муж , знаменитый спортсмен Джи Ди Маггио .
Но и после смерти Мэрилин продолжала привлекать к себе внимание. И в Америке и в Европе было опубликовано немало книг и статей , где делалась попытка понять феномен М.М. , а на экраны было выпущено несколько фильмов , посвященных ее творчеству : "Мэрилин "(1963) , " До свидания , Норма Джин !" (1976) ; " Мэрилин : нерассказанная история (1980) " ; "Последние дни Мэрилин Монро " (1985) ; " Мэрилин Монро : что кроется за легендой "(1987) . Каждый по - разному , авторы этих лент стремились проникнуть в душу женщины , которая ушла из жизни не понятой... И то , что спустя более шестидесяти лет , минувших после ее смерти , жива память о ней , доказывает , что в истории кино М.М. была гораздо большим явлением , чем просто красивая и сексуальная блондинка .
Автор : Ирина Звегинцева
Фильмография : " Счастлив в любви ,1949; "Билет до Томагавка" ,1950; " Асфальтовые джунгли ",1950 ; " Кросс правой ",1950 ; " Это случилось в родном городе " , 1951 ; " Ночная схватка " , 1952; " Полный сбор О.Генри " , 1952; " Подозрительная суета " , 1953; " Ниагара ", 1953 ; "Шалость " 1953; " Река , откуда не возвращаются " , 1954; " Автобусная остановка " , 1956; " Займемся любовью" , 1960.