"Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня и будете живы." (Амос: 5: 4).
В среду вечером на пятой седмице Великого поста (17 апреля в 2024 году) в храмах будет совершаться богослужение, получившее название Мариино стояние. На этом богослужении читается Великий покаянный канон Андрея Критского, который читался по частям на первой седмице Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Практика этого богослужения появилась примерно в IX веке. Связано это со следующими событиями. 17 марта 790 года в Константинополе случилось землетрясение. Во время землетрясения монахини монастыря Святого Патапия (святой VII в., память 8 декабря) в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать покаянный канон. Сначала чтение Великого канона было закреплено за постоянной датой 17 марта. Землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Впоследствии память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. По причине неудобства такой ситуации было принято решение закрепить службу Великого канона за определенным днем Триоди. Этим днем был выбран четверг 5‑й седмицы, и произошло это во 2‑й половине IX века (впрочем, стабилизация дня Великого канона произошла позже, в IX – XI вв. канон еще читали в разные дни поста). Начиная с XI века в службу четверга 5‑й седмицы стали добавлять житие и тропари в честь преподобной Марии Египетской.
Богослужение Мариино стояние повествует о покаянном и непростом пути грешной человеческой души к Совершенному Создателю. В Великом каноне Андрея Критского речь идет о покаянии души и о сложном пути души по направлению к Небесному Отцу, к Богу. В каноне приведены примеры из Ветхого и Нового Завета, имеющие целью показать не только губительные последствия греховного состояния, но и бесконечное милосердие Божие к человеку, наиболее полно раскрывается весь ужас греха и страдания души, поражённой им. Канон Андрея Критского напоминает нам о силе Божьей благодати, которая очищает любое сердце. Даже то, которое, казалось бы, окончательно погрязло во грехе.
Также на богослужении читается житие преподобной Марии Египетской, которая прошла путь покаяния, непростой путь души к Создателю, принеся всецелое покаяние, выстояла в подвиге и достигла святости, была грешницей, а стала невестой Христовой. А в наше время, когда среди людей увеличилось число беззаконий, житие Марии Египетской является примером, ведь в наше время много людей обращаются во взрослом возрасте от греха к Богу. Многие приходят к покаянию уже во взрослом возрасте, имея за плечами опыт прошлых ошибок, грехов, совершённых в годы юности. Житие Марии Египетской является для нас примером покаяния и подвига.
Мария родилась в IV веке. Когда Марие, исполнилось двенадцать лет, она покинула родительский дом, отправилась в Александрию и стала блудницей. Она была очень красива внешне. В Александрии Мария в течение семнадцати лет жила, как блудница, не ради денег в основном, а ради получения удовольствий. Однажды увидев паломников, которые направлялись в Иерусалим поклониться Кресту Господню, Мария решила отправиться в Иерусалим с ними, чтобы повеселиться в компании молодых людей. Паломники и Мария в день праздника Воздвижения Креста Господня пришли в храм Воскресения Христова. Все заходили в храм, чтобы поклониться Кресту Господню, Мария тоже захотела зайти, но невидимая сила воспрепятствовала ей. Она поняла, что её грехи препятствуют ей зайти в храм. Мария расплакалась, осознав свои грехи перед Господом. Затем, посмотрев наверх, она увидела икону Пресвятой Богородицы и обратилась к Богоматери за заступничеством. В своей молитве Мария обещала больше не осквернять себя блудом. Её молитва была услышана, она смогла войти в храм и поклониться Кресту Господню. Когда Мария вышла из храма, то думала, как жить дальше, искренне раскаялась в своих грехах и просила Богородицу наставить её на путь истинный. Тогда она услышала голос, который сказал ей: «иди за Иордан, там обретёшь блаженный покой».
Мария пошла в сторону Иордана, по пути к Иордану кто-то дал ей три монеты, на которых она купила три хлеба. По дороге Мария зашла в храм святого Иоанна Крестителя и причастилась Святых Христовых Тайн. Затем, перейды Иордан, она поселилась в пустыне, где и пробыла в покаянии сорок семь лет, оплакивая свои грехи, пребывая в молитве и посте. После того, как у неё закончились хлебы, она питалась растениями. Мария вспоминала те времена, когда ела мясо и пила вино в Александрии. У неё появлялось желание петь блудные песни, которые она пела в юности. Огонь страсти разгорался в ней, понуждая к похоти. Когда на неё находил такой соблазн, она повергалась на землю и обливалась слезами, представляя, что перед ней стоит её Заступница Богородица и осуждает её за эти преступления и грозит тяжёлыми мучениями. Тогда Мария молилась Пресвятой Богородице, и Пречистая Дева подавала ей руку помощи. Мария мучилась от жажды и голода, а также мучилась летом от зноя, зимой от холода. Случалось, что она падала на землю от изнеможения. В течение семнадцати лет Мария боролось со страстями, как с дикими зверями. Но сила Божия постепенно преобразила её душу и тело.
Обо всём этом преподобная Мария Египетская поведала старцу Зосиме, который пришёл в пустыню, перешел Иордан, чтобы увидеть подвижника, превосходящего его подвигами, по наставлению Ангела Божия. Святая поведала старцу Зосиме о своей жизни, о своём покаянии. Старец был удивлён, что святая, не державшая в руках книги, пребывая в одиночестве, цитировала Священное Писание. Также старец Зосима видел, как святая Мария при молитве приподнялась от земли на пол метра. А ещё она горько оплакивала свой грех. После своего рассказа преподобная Мария попросила старца через год в Великий Четверг принести с собой Святые Христовые Тайны, чтобы ей причаститься, ведь она не причащалась Святых Даров с тех пор, как перешла Иордан, и стремилась к этому всей душой. Затем святая попросила старца молиться за неё и ушла вглубь пустыни. Через год в день Тайной Вечери, Великий Четверг Страстной седмицы старец Зосима подошёл к Иордану, имея с собой немного еды и Святые Христовы Тайны. Он ждал прихода преподобной и думал, как она переправится на эту сторону Иордана. Спустя некоторое время появилась преподобная Мария. Затем она перекрестила Иордан и пошла по воде, как по земле. Сойдя на берег, святая взяла благословение у старца и попросила прочитать Символ Веры и молитву Господню, а затем причастить её Святых Христовых Тайн. После Причастия преподобная Мария воскликнула: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое.» Затем преподобная Мария попросила старца вернуться через год.
Через год, вернувшись в пустыню, Зосима увидел тело святой Марии мёртвой со сложенными на груди руками и рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн». https://azbyka.ru/.
Всего преподобная Мария Египетская провела в пустыне сорок семь лет. Старец удивлялся, кто же мог начертать надпись, если святая не умела писать, а ещё удивлялся тому, как святая, причастившись Святых Христовых Тайн на берегу Иордана, в один час достигла места своей кончины, куда он прошёл после двадцати дней пути. Зосима взял сук дерева и начал копать, но сухая земля не поддавалась ему. Думая, как же он выкопает могилу для тела преподобной Марии, он увидел льва, который стоял у тела святой и лизал её ноги. Старец сказал зверю, что он стар и не может копать, и попросил льва выкопать могилу для погребения тела святой. Лев послушался и стал передними лапами выкапывать яму. После того, как лев выкопал яму, достаточную для погребения, старец похоронил тело преподобной, омочив её ноги слезами и прося её молитв за весь мир. После этого лев удалился вглубь пустыни, а Зосима - в свою обитель, прославляя Христа, являющего такие чудеса. Пришедши в монастырь, старец Зосима рассказал братии о преподобной Марии, поведал её историю.
"А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим." (Рим. 5: 20-21).
Источники: https://azbyka.ru/, https://pravoslavie.ru/, https://foma.ru/ , https://www.pravmir.ru/, https://bible.by/, http://hram-troicy.prihod.ru/, https://azbyka.ru/molitvoslov/.