Учебный год близится к своему завершению. Все мечтают об отдыхе, особенно родители, на которых легло дополнительное бремя - домашняя работа. Это не та работа по дому, которую мы обычно представляем, а задания, связанные со сравнением скоростей бабочек и написанием рефератов по физкультуре.
В родительских чатах можно услышать жалобы и стоны. Взрослые проклинают школу, считают дни до окончания. Некоторые даже готовы согласиться с депутатом, который предлагал отменить домашнее задание.
– Кто-нибудь понял, что нужно сделать по окружающему миру? Мой сын не понимает, что от него требуется. Я сама впадаю в ступор от формулировки в учебнике.
– Есть ли кто-нибудь, кто понял, как оформлять задачу? Мы её решили, но не знаем, нужна краткая запись или схематический чертёж. Ребёнок отвергает все варианты, и у нас истерика!
– Прошу прощения за позднее сообщение, но есть ли кто-нибудь, кто может поделиться шишками с Колей завтра? У нас есть тыквенные семечки!
– Народ, что случилось? Никто не может сказать моему сыну по телефону, что задано. И тут (в этом чате) тишина...
– Что задали по математике? Электронный дневник снова не работает, все висит.
– У меня одной ссылка на тест не открывается?
– Что делать, если система не принимает ответ?
– Оказывается, есть ошибка в программе: нужно писать «лисий хвост» и «медвежья лапа», тогда ответ будет засчитан.
– Поделитесь, какие успокоительные лучше? Пустырник не помогает!
"И такая дребедень целый день..."
"Сейчас она ("дребедень") происходит только в двух параллельных чатах. Было время, когда этот сложный роман сочинялся на ходу одновременно в четырёх сюжетных линиях: за тремя я следила как мама школьников, ещё за одним – как классный руководитель" - говорит моя коллега.
Как мы дошли до этого? Что случилось с миром, если вопрос о домашнем задании в школах стал неразрешимой проблемой? И не пора ли уже что-то делать с этим?
Нет, я не поддерживаю мнение об отмене домашнего задания. Я понимаю, что это было бы покушением на основы мироздания. Домашние задания - это закрепление пройденного!
Но я убеждена, что к домашнему заданию относится нужно тоже с умом.
Например, есть СанПиН. Он регулирует объём домашней работы школьника по времени. Так, в начальной школе объём домашних заданий по всем предметам не может превышать 2 часов. Но тут тоже спорный момент: написал число, домашняя работа, пошёл водички попил, открыл учебник, прочитал задачу, ой, мультик начался, 15 минут его не трогать и т.д.
В средней школе предел устанавливается на отметке в 3 часа, в 9–11-м классе – 3,5 часа. Тоже немало, учитывая, что в старших классах ежедневно проводится по семь уроков. А ведь ещё есть «Разговоры о важном», классные часы, элективы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, то какая-нибудь финансовая грамотность.
Вообще многие дети, уже начиная с пятого класса, проводят в школе полноценный 8-часовой рабочий день. Прямо как взрослые.
Нагрузку на детей в школе, конечно, надо снижать. Пока же мы не можем похвастать даже соблюдением нынешних размытых норм.
Существуют также требования ФГОС, которые определяют характер домашних заданий, их связь с уроками, сложность, возможность самостоятельного выполнения учащимися, дифференциацию и другие аспекты.
Согласно государственным стандартам, ученики не должны самостоятельно изучать новые темы. Однако, на практике это часто происходит из-за противоречий между учебной программой и образовательным стандартом.
Многие, кто занимался опытами из учебника Плешакова по "Окружающему миру", могут понять, о чем идет речь.
После периода дистанционного обучения были уточнены требования, касающиеся использования цифровых устройств. В основном они касаются контроля времени, которое ученики проводят с гаджетами.
Вписать цифровое домашнее задание в жизнь современного школьника стало уже нормой.
При этом задания сыплются без какой-либо системы, используя различные мессенджеры и платформы, такие как WhatsApp, "ВКонтакте", "Сферум", вордовские файлы, PDF и другие форматы. Здесь также необходимо навести порядок.
Нет необходимости срочно создавать еще одну универсальную платформу или мессенджер. Гораздо правильнее было бы закрепить норму, согласно которой цифровое домашнее задание не может быть обязательным.
Однако есть также родители, которые требуют сложных и объемных домашних заданий, чтобы жизнь их детей не казалась легкой. Иногда родители жалуются на учителей, которые задают мало домашней работы или не задают ее вовсе.
Мои попытки успокоить таких родителей часто оказывались безуспешными, и даже доходило до просьб к директору о замене учителя на более строгого.
По какой-то причине некоторые родители не понимают, что домашнее задание - это всего лишь закрепление материала, пройденного на уроке, и оно не должно быть ни сложным, ни изматывающим, ни занимать все время до сна. Да, таких родителей немного, но они могут создать проблемы всему классу. Энергию таких родителей также можно было бы сдерживать, ссылаясь на нормативные документы.
Что касается тревожных родителей, то с ними одновременно и сложнее, и проще. Они не вредят обществу, но могут нанести вред своим детям. Это люди, которые не признают, что домашняя работа - это ответственность учеников, даже если эта работа будет состоять только из простых упражнений в учебнике или решения элементарных примеров.
Они будут сидеть с детьми за уроками до их совершеннолетия, не позволяя им проявлять самостоятельность и независимость. И они же будут жаловаться в чатах о том, как они сидят до ночи и все выходные...
Да, эти жалобы на домашнюю работу будут продолжаться бесконечно...
- Как вы относитесь к домашним заданиям в школе?
Подписывайтесь на канал! Поддержите автора.
Спасибо за внимание