Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«О крупных недостатках в репертуаре кинотеатров»

Римские каникулы
Римские каникулы

В Комиссии ЦК КПСС «О крупных недостатках в репертуаре кинотеатров» (4 января 1961 г.)

Проект Постановление Секретариата ЦК КПСС

«ЦК КПСС отмечает, что в организации кинопроката в стране допускаются серьезные ошибки, состоящие в том, что в кинотеатрах большое распространение получили фильмы капиталистических стран, выпускаемые массовыми тиражами независимо от их художественного качества и идейного содержания.

В результате внимание широкого круга советских зрителей приковывается к темам и идеям, далеким от наших задач в идеологической работе, а нередко и противоречащим этим задачам.

Союзное и республиканские министерства культуры, многие местные партийные, советские и профсоюзные органы не осуществляют должного контроля за репертуаром кинотеатров и клубов, мирятся с крупными недостатками в организации кинопроката».

ЦК КПСС постановляет:

«Обязать Министерство культуры СССР, ЦК компартий союзных республик, обкомы и крайкомы КПСС рассмотреть вопрос о репертуаре кинотеатров, принять меры к устранению недостатков в работе киносети, создать необходимые условия для широкого показа отечественных фильмов и лучших картин стран социалистического лагеря, ликвидировать увлечение показом буржуазных кинофильмов, значительно сократить тиражи этих картин и число киноустановок для демонстрации фильмов капиталистических стран, отбирать для показа советским зрителям фильмы, наиболее правдиво отображающие современную буржуазную действительность...» (Ф. 11. Oп. 1. Д.564. Л.2-3).

Бабетта идет на войну
Бабетта идет на войну

Записка отдела культуры ЦК КПСС (19 декабря 1960 г.)

Считаем необходимым доложить ЦК КПСС о крупных недостатках в репертуаре кинотеатров. …

Советская кинематография создала за минувшие пять лет 375 художественных фильмов, многие из которых получили широкое общественное признание. Так, кинофильмы ≪Чрезвычайное происшествие≫ за год просмотрели 47 396 тыс. зрителей, ≪Судьба человека≫ —39 240 тыс., ≪Баллада о солдате≫ —23 467 тыс. зрителей. В среднем посещаемость одного советского фильма составляет 19,4 млн человек. Это является свидетельством огромной популярности советской кинематографии среди широких масс трудящихся.

Однако в практике кинопроката и кинообслуживания населения имеют место крупные недостатки. В киносети страны получили непомерно большое распространение фильмы капиталистических стран.

В результате внимание широкого круга советских людей приковывается к темам и идеям, далеким от наших задач в идеологической работе и нередко противоречащим этим задачам.

В 1959 году на экраны страны было выпушено 103 советских и 102 зарубежных фильма, из них 30 фильмов производства капиталистических стран. За 11 месяцев 1960 г. выпущено 88 советских фильмов и 98 зарубежных, в том числе 50 —производства капиталистических стран.

Некоторые кинофильмы капиталистических стран имеют известную художественную и познавательную ценность, раскрывая в той или иной степени противоречия буржуазного общества. … Однако нельзя признать правильным, когда буржуазные фильмы печатаются массовыми тиражами, независимо от их художественного качества и социального содержания, демонстрируются во всех без исключения кинотеатрах страны.

Следует отметить, что с начала 1960 г. органы кинопроката Министерства культуры СССР несколько сократили тиражи фильмов капиталистических стран. Однако и сейчас количество копий большинства буржуазных фильмов не уступает средним тиражам советских фильмов и намного превосходит тиражи кинокартин социалистических стран.

Кинопрокатные организации по-прежнему устанавливают тиражи фильмов капиталистических стран, руководствуясь главным образом коммерческими интересами, упуская из виду идеологическую сторону дела.

В результате более высокими тиражами выпущены в прокат как раз те американские, английские и французские кинокартины, в которых в приукрашенном свете показывается буржуазный образ жизни.

Тиражи таких буржуазных фильмов, проникнутых неприемлемыми для нас идеями, как ≪Римские каникулы≫ —1157 копий, ≪12 девушек и один мужчина≫ —1304 копии, ≪Мистер Питкин в тылу врага≫ — 1350 копий, ≪Бабетта идет на войну≫ —1367 копий, превышали тиражи ряда советских кинокартин и фильмов других стран социалистического лагеря, имеющих серьезное идейно-художественное значение.

Из выпускаемых ежемесячно 16—8 кинокартин 4— фильмов из капиталистических стран. В сентябре с.г. тираж двух буржуазных фильмов (1150 и 1350 копий) превышал тиражи выпущенных в этом же месяце удачных советских фильмов и кинокартин других социалистических стран.

Фильмы капиталистических стран печатаются не только на широкой, но и на узкой пленке и таким образом попадают на экраны почти всех без исключения кинотеатров и сельских кинопередвижек страны.

Круг показа фильмов буржуазных стран ничем не ограничен, что наносит ущерб делу правильного воспитания советских людей.

В то же время в главных капиталистических странах (США, Англия, Франция) закупленные советские фильмы, как правило, печатаются ничтожно малым количеством копий и демонстрируются во второэкранных кинотеатрах.

Так, в Англии фильм ≪Судьба человека≫ был отпечатан в количестве 40 копий, а фильм ≪Сорок первый≫ лишь в двух копиях. Купленная американской кинопрокатной фирмой советская кинокартина ≪Тихий Дон≫ была отпечатана в трех копиях и демонстрировалась в трех небольших кинотеатрах, имеющих по 200—300 мест.

Американские пропагандисты не скрывают этого обстоятельства и отмечают, что в Советском Союзе фильмы капиталистических стран идут широко, без всяких ограничений, что, по их мнению, приносит идеологический выигрыш в пользу Америки.

Критик Артур Л.Мейер в журнале ≪Моушн Пикчер Геральд≫ писал по поводу обмена советских и американских фильмов следующее: ≪В долларах и копейках выиграл СССР, в культурном отношении США. Американские фильмы пользуются огромным успехом в Советском Союзе, и 5 из 15 законтрактованных кинокартин широко демонстрируются и хорошо посещаются. Интерес к ним настолько велик, что в одну неделю в 45 кинотеатрах из 102 московских кинотеатров шли американские фильмы≫.

За 9 месяцев этого года в Москве каждый советский фильм в среднем просмотрело 357 тысяч зрителей, фильм других стран социалистического лагеря — 133 тыс. человек, а фильм из капиталистических стран — более полумиллиона человек.

Характерно, что наиболее крупные киноплощадки города использовались в основном для демонстрации фильмов буржуазных стран. Летом текущего года в Москве на стадионе ≪Динамо≫, во Дворце спорта и Малой спортивной арене стадиона им. Ленина в Лужниках, в Зеленом театре парка им. М. Горького демонстрировались главным образом фильмы капиталистических стран, преимущественно американские и английские.

Из 2 430 тысяч зрителей, посетивших киносеансы на этих площадках, 2 407 тысяч человек смотрели зарубежные фильмы.

Американский фильм ≪Римские каникулы≫ только на двух крупных площадках был показан 40 раз, и его просмотрело 250 955 человек. В то же время для советских фильмов было организовано всего 19 сеансов.

Руководители кинотеатров нередко снимают с экрана советские идейно-значительные фильмы, как только посещаемость их снижается до 80% процентов. В то же время на экранах в течение длительного времени демонстрируются фильмы капиталистических стран.

Так, в Москве в кинотеатре ≪Центральный≫ хороший советский фильм ≪Баллада о солдате≫ демонстрировался 5 дней, удачные фильмы ≪Мичман Панин≫, ≪Колыбельная≫, ≪Все начинается с дороги≫, ≪Простая история≫ демонстрировались по 7 дней, а слабые в художественном отношении буржуазные фильмы ≪Путешествие Синдбада≫ — 21 день, ≪Римские каникулы≫ — 12 дней, ≪Любовь с первого взгляда≫ — 14 дней.

В кинотеатре ≪Колизей≫ 21 советский фильм демонстрировался 162 кинодня, а 17 буржуазных фильмов —163 дня.

В Ленинграде французский фильм ≪Колдунья≫ просмотрели 1457 тыс. человек, ≪Путь в высшее общество≫ —849 тыс. человек, ≪Любовь с первого взгляда≫ —831 тыс. человек, а наши хорошие фильмы ≪Баллада о солдате≫ и ≪Колыбельная≫ были на экране 2— дня.

В г. Вильнюсе австрийский фильм ≪Двенадцать девушек и один мужчина≫ демонстрировался ежедневно на 15 сеансах, английский — ≪Адские водители≫ — на 5 сеансах, а советский фильм ≪Сережа≫, получивший первую премию на международном фестивале, демонстрировался всего лишь на двух сеансах.

Такое же явление наблюдается во многих других городах страны. В Калинине фильм ≪Сережа≫ шел 209 сеансов, ≪Баллада о солдате≫ — 171 сеанс, а австрийский фильм ≪12 девушек и один мужчина≫ —212 сеансов, ≪Римские каникулы≫ —216 сеансов. В крупнейшем кинотеатре г. Сталино три фильма капиталистических стран демонстрировались в октябре с.г. на 262 сеансах, в то время как советские кинокартины ≪Простая история≫ и ≪Домой≫ лишь на 130 сеансах. В панорамном кинотеатре города, имеющем 900 мест, в течение месяца демонстрировались 4 буржуазных кинофильма и лишь одна наша кинокартина.

Нередко работники кинофикации и кинопроката пытаются оправдывать неправильную практику работы тем, что якобы только заграничные фильмы позволяют им выполнять финансовый план. Но это не так. Во-первых, опыт кинотеатров страны показывает, что там, где работники кинопроката правильно понимают свои задачи, умело планируют кинофильмы, —там с успехом выполняется финансовый план без увлечения показом буржуазных фильмов.

Во многих районах Московской области с успехом демонстрируются на экранах и собирают наибольшее количество зрителей советские кинофильмы, и особенно на современную тему. Целый ряд советских фильмов просмотрело в области 500 и более тысяч зрителей «Ссора в Лукашах≫ 655 тыс. зрителей, ≪Люди на мосту≫ —603 тыс., ≪Горячая душа≫ —535 тыс., ≪Солдатка≫ —556 тыс., ≪Весенние грозы≫ — 542 тыс., ≪Любовью надо дорожить≫ —900 тыс.).

В то же время зарубежные фильмы пользовались гораздо меньшим успехом (английский

фильм ≪Банковый билет в миллион фунтов стерлингов≫ собрал всего 26,9 тыс.- зрителей, ≪Мистер Питкин в тылу врага≫ —180,7 тыс., ≪Менди≫ —186,1 тыс., французский — ≪Мари-Октябрь≫ —288,3 тыс.). …

Во-вторых, если бы дело обстояло так, как пытаются это представить некоторые работники кинопроката, тогда они должны были бы демонстрировать буржуазные фильмы на утренних сеансах, наименее посещаемых, а не на вечерних, на которые довольно трудно приобрести билеты.

На деле же органы кинопроката широко используют наиболее посещаемые вечерние сеансы для показа зарубежных фильмов.

Так, в московском кинотеатре ≪Эрмитаж≫ в октябре месяце с.г. вечерние сеансы были отведены в основном для демонстрации американских, английских и французских фильмов. Два советских фильма и венгерский фильм показывались на дневных сеансах.

В кинотеатре ≪Динамо≫ в этом же месяце 12 советских фильмов демонстрировались на 39 дневных сеансах и только на 27 вечерних (фильмы посетило 17 520 человек). В это же время 9 буржуазных фильмов демонстрировались на 74 вечерних сеансах (фильмы посетило 50 160 зрителей).

Центральные и местные органы кинопроката не уделяют должного внимания рекламированию советских фильмов. В профсоюзных клубах, как правило, вообще такая реклама не ведется. Выпущенные Главкинопрокатом печатные плакаты по советским фильмам невыразительны, бледны, однообразны и в силу этого недостаточно действенны.

Издаваемые областными и республиканскими конторами кинопроката печатные бюллетени (≪Кинонедели≫) ведутся неудовлетворительно. Они слабо пропагандируют лучшие советские фильмы и в то же время нередко захваливают буржуазные кинофильмы.

Недостаточно используется для пропаганды советского киноискусства печать, радио, телевидение.

Вместе с тем необходимо отметить, что дело правильной организации кинообслуживания населения осложнено рядом обстоятельств, не зависящих от работы органов кинопроката. Киностудии страны выпускают еще много слабых, посредственных кинофильмов. Такие фильмы, как ≪На повороте≫, ≪Шквал≫, ≪Григорий Сковорода≫, ≪Сын Иристона≫, ≪Дорога уходит в даль≫ и других посетило всего от 3 до 5 млн человек (в то время как лучшие фильмы посещает от 20 до 40 млн зрителей).

Совершенно не удовлетворяется интерес советских зрителей к жизнерадостным кинокомедиям, музыкальным фильмам. Не случайно даже средние по своему качеству кинокомедии ≪Ссора в Лукашах≫, ≪Годы молодые≫ посетило 30—35 млн человек.

Репертуарные планы киностудий тематически однообразны и не учитывают потребностей зрителей в фильмах, различных по тематике и жанрам.

Нуждается в серьезном изучении и практика планирования доходов от кино.

Совершенно необходимо, чтобы Министерство культуры СССР, ЦК компартий союзных республик, обкомы и крайкомы КПСС приняли решительные меры для устранения недостатков в работе кинотеатров, ликвидировали увлечение показом буржуазных фильмов.

Министерство культуры должно значительно сократить тираж фильмов капиталистических стран и число кинотеатров, в которых следует прокатывать эти фильмы. Комиссия по отбору фильмов капиталистических стран для показа в наших кинотеатрах должна отбирать такие картины, в которых наиболее правдиво отображается современная буржуазная действительность.

Исходя из вышеизложенного, Отдел культуры просит ЦК КПСС рассмотреть вопрос о крупных недостатках в репертуаре кинотеатров. Проект постановления ЦК КПСС прилагается.

Зав. Отделом культуры ЦК КПСС Д.Поликарпов, Зав. сектором Отдела В.Баскаков, Инструктор Отдела Н.Орехова (Ф.11. Оп.1. Д.564. Л.4-9).