В перспективе двух-трех лет доля водителей без ОСАГО в проблемных регионах достигнет 80-85%
В некоторых российских регионах больше 60-70% водителей ездят без полисов ОСАГО, пишут «Известия» со ссылкой на экспертную оценку Российского союза автостраховщиков (РСА).
История вопроса:
Больше всего автомобилистов без полиса оказалось в Республике Ингушетия – 77,8%, на втором месте Чеченская Республика – 60,7%. Более трети всех автовладельцев не покупают ОСАГО в Республике Северная Осетия – Алания (38,5%) и Республике Дагестан (34,4%). Эти же регионы стали лидерами и по частоте страховых случаев, пишет газета «Известия».
В ряде регионов, напротив, редкостью можно назвать автомобилиста без полиса ОСАГО. В Республике Татарстан в 2023 году таких 0,9%, в Самарской области – 1,6%, Москве – 1,8%. Как показал проведенный РСА анализ объема компенсационных выплат по ответственности незастрахованных причинителей вреда в ДТП за последние пять лет, в целом по стране отмечается снижение числа незастрахованных автовладельцев.
– Вероятно, в большей степени благодаря росту стоимости автомобилей и запчастей. Автовладельцы, которые раньше могли решить «сэкономить» на ОСАГО, сейчас понимают, что в случае аварии компенсировать ущерб может оказаться в несколько раз дороже, чем это было два-три года назад, – в пресс-службе Российского союза автостраховщиков.
Краткосрочные полисы ОСАГО пока не пользуются особой популярностью. Их количество составляет несколько тысяч, тогда как полисов ОСАГО по стране оформляется в год около 42 млн.
По другой статистике РСА, по частоте страховых случаев по итогам 2023 года – лидирует Дагестан, где частота страховых случаев составила 9,3%. Таким образом, почти каждый десятый застрахованный по ОСАГО является виновником ДТП.
Далее идет Ингушетия – 8%, на третьем месте Чеченская Республика – 7,4%. Для сравнения, средняя частота страховых случаев по ОСАГО в России за прошлый года составила 4,5%. Показатель Москвы, самого крупного региона страны по количеству автовладельцев, – 5%. Самая низкая частота страховых случаев по ОСАГО зафиксирована в Чукотском автономном округе – 0,9%.
– Частота страховых случаев – это отношение числа страховых случаев к числу заключенных договоров страхования. Вероятно, обычные автовладельцы ездят в этих регионах примерно так же, как и везде в России, с такой же примерно частотой попадая в аварии. Однако из-за того, что количество заключенных в регионе договоров ОСАГО меньше, отношение количества аварий к количеству заключенных договоров оказывается выше, – отметили в РСА.
Там также обратили внимание на то, что регионы с большой долей водителей без ОСАГО находятся на первых местах в красной зоне рейтинга – с наиболее высокими рисками недобросовестных практик в ОСАГО. То есть в этих регионах не только частота страховых событий выше среднего показателя, но также и величина средней выплаты по ОСАГО, доля выплат, произведенных по суду, доля накладных судебных расходов в выплатах по суду.
Это говорит о высоких рисках того, что в регионе работает значительное количество недобросовестных «автоюристов», которые при помощи контролируемых ими результатов экспертиз занимаются «накрутками» сумм причиненного автомобилям ущерба, предупредили в Российском союзе автостраховщиков.
– По нашей статистике, самая высокая стоимость полиса ОСАГО у лиц, практикующих агрессивное управление транспортным средством, провоцирующее тем самым создание опасных ситуаций на дороге. Можно предположить, что как раз такие попадают в категорию бесполисных. Также возможны случаи, когда полис покупается под ДТП, это довольно распространенная схема, – утверждает директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Роман Лободин.
РСА впервые признал то, о чем говорилось еще несколько лет назад, рассказал вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. В разговоре с «Известиями» он назвал ситуацию с ОСАГО в регионах Северного Кавказа и Дальнего Востока критической. По словам Шапарина, это в первую очередь связано с невысокими доходами жителей означенных регионов. Сумма в 8-10 тыс. рублей, которую надо отдать за страховку, для них достаточно серьезная.
– Таким образом, мы видим, что территориальные коэффициенты, из которых в том числе складывается стоимость полиса, слабо учитывают экономическое состояние того или иного региона. И эта ситуация будет только ухудшаться: даже если у водителя есть полис, но он стал участником ДТП, в котором у виновника нет ОСАГО, страховку он не получит. И очень многие в такой ситуации задумаются: а стоит ли покупать полис на следующий год, если он фактически бесполезен, – полагает эксперт.
Шапарин предположил, что в перспективе двух-трех лет доля водителей без ОСАГО в проблемных регионах достигнет 80–85%. Поскольку водители без страховки становятся участниками ДТП и в других, более благополучных субъектах, то и там автомобилисты могут начать массово отказываться от «автогражданки».
– Это может очень быстро «положить» всю систему ОСАГО, – считает вице-президент НАС.
В РСА в борьбе с «бесполисными» водителями надеются на систему проверки ОСАГО с помощью видеокамер. Тестовую рассылку уведомлений водителям провели еще в 2019 году, но проект до сих пор так и не запущен.
– Наиболее эффективным методом в данном случае является контроль при помощи камер видеонаблюдения. Он позволит защитить интересы добросовестных автовладельцев, которые приобретают полис ОСАГО, но могут стать потерпевшими в ДТП с водителем, «сэкономившим» на обязательной «автогражданке». В этом случае им придется взыскивать ущерб в порядке гражданского судопроизводства, а, как показывает практика, водители, «экономящие» на полисе ОСАГО, зачастую оказываются неплатежеспособны и не могут компенсировать причиненный ими ущерб. Этот контроль может осуществляться при помощи тех же видеокамер, при помощи которых контролируется соблюдение водителями правил дорожного движения, – рассказали газете.
В РСА добавили, что на первоначальном этапе предполагается фиксировать отсутствие полиса в случаях, когда видеокамерами изначально замечено иное правонарушение ПДД.
Кроме того, необходимо внести изменения в ст. 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, чтобы обеспечить возможность штрафовать за отсутствие ОСАГО не чаще одного раза в сутки. После внесения этих изменений в КоАП проект будет запущен не позднее чем через шесть месяцев, отметили в РСА.
Дорожные камеры в регионах способны выявлять отсутствие ОСАГО, считает гендиректор производителя комплексов фото- и видеофиксации «Астра Лаб» Сергей Ласкин.
– Все камеры без исключения – плохие, хорошие, очень плохие – работают в режиме потока. Они распознают номер каждого проезжающего автомобиля и передают информацию в соответствующий центр обработки данных. Камера понятия не имеет, есть ли у водителя полис, у нее нет такой задачи, – говорит Ласкин.
Камеры на Кавказе установлены главным образом на важных магистралях, отмечает главный редактор «За Рулем» Максим Кадаков. В целом же использование камер для контроля ОСАГО коснется в первую очередь регионов, в которых распространено видеонаблюдение, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга. В других регионах кардинальных изменений не будет. Сергей Ласкин уверен, что нет никаких технических проблем для запуска проверки полисов в масштабах всей страны.
– Если человек ездит, допустим, там, где нет этих камер, то все равно в течение года он обязательно выедет в соседний регион и там попадется, это же единая федеральная база страховщиков, – уверен эксперт.
Напомним, полис ОСАГО можно приобрести на срок от одного дня до трех месяцев уже со 2 марта 2024 года. Раньше договор заключался минимум на год, а страховка не могла действовать меньше трех месяцев. LR