ВПР: Разборы, которые обязательно нужно знать | МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

556 прочитали

Морфологический разбор – самый сложный вид разборов для любого школьника, так как требует довольно обширных знаний.

Потому при подготовке к ВПР ребята чаще всего просят повторить с ними именно этот вид разбора.

Надеюсь, что данный материал будет полезен и учащимся 5-8 классов, и родителям, которые помогают своим ребятам в подготовке к сдаче ВПР.

Конечно, я не смогу в одной статье рассказать о всех частях речи, но я помогу вам понять общий принцип разбора и напомнить характеристики каждой части речи, представленной на ВПР.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👇https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Морфологический разбор – самый сложный вид разборов для любого школьника, так как требует довольно обширных знаний.

Сложности при выполнения морфологического разбора возникают по нескольким причинам:

✔️ 1. Много частей речи.
✔️ 2. Для каждой части речи характерны свои, часто неповторяющиеся признаки.
✔️ 3. Конечно, плохое владение терминами и их характеристиками.
Что можно в этом случае предложить? Конечно, упростить задачу.

Части речи делятся на самостоятельные и служебные. Потому предлагаю служебные части речи вычеркнуть из списка, так как

✔️ 1. на ВПР их не предлагают разбирать,
✔️ 2. их характеристики ограничиваются 2-3 позициями,
✔️ 3. разбирают их в 7 классе на 2-3 уроках и благополучно забывают об этих разборах до конца школы.

Потому список для морфологического разбора можно ограничить следующими частями речи:

✔️ существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие

Но даже это ещё не всё. Даже этот перечень можно прилично укоротить: числительное и местоимение также можно убрать из списка.

Итак, перед нами самые популярные части речи, которые дают для морфологического разбора не только на ВПР, но и при выполнении различных проверочных работ:

✔️ существительное,
✔️ прилагательное,
✔️ глагол,
✔️ причастие,
✔️ деепричастие,
✔️ наречие

В зависимости от класса набор характеристик для каждой части речи, конечно, свой (чуть больше или чуть меньше).

Но схема разбора того или иного слова остаётся неизменной.

Потому я предлагаю своим ученикам подойти к выполнению морфологического разбора, как к собиранию пазла или конструктора по заранее заданной схеме. Схема единая, только меняются составные компоненты.

Предлагаю единую схему разбора для всех частей речи:
❤️1. ЧАСТЬ РЕЧИ
❤️2. НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА
❤️3. ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
❤️4. НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
❤️5. ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Когда школьник знаком с общим подходом к анализу слова, то уже половина дела сделана.

Теперь пройдёмся по пяти указанным пунктам схемы.

1. ЧАСТЬ РЕЧИ

Как известно, часть речи определяется по вопросу. Но здесь есть свои подводные камни.

С одной стороны, нельзя слово выдёргивать из предложения, так как часть речи в предложении и часть речи за его пределами могут отличаться:

✔️ Этим ЛЕТОМ отдыхали в Крыму (отдыхали КОГДА? летом – существительное, есть зависимое слово ЭТИМ)

✔️ Поедем на море ЛЕТОМ (поедем КОГДА? летом – наречие, нет зависимых слов)

С другой стороны, задавая вопрос в предложении, можно ошибиться с частью речи:

✔️ ПРИСЛУШИВАЯСЬ, ребята осматривали окрестности (осматривали КАК? прислушиваясь, но ПРИСЛУШИВАЯСЬ не наречие, а деепричастие, так как отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ? и в предложении обособляется).

Об особенностях каждой отдельной части речи скоро выйдет отдельная статья, потому следите за публикациями.

2. НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА

Не все ребята понимают, что такое начальная форма. Если говорить простым языком, то это форма, в которой слово представлено в словарях.

Для каждой части речи есть свои показатели этой начальной форма. Например,

для существительных – ед. число, имен. падеж

для прилагательных – ед. число, мужской род, имен. падеж

Но учить эти признаки не нужно, достаточно знать вопросы начальной формы:

✔️ для существительных – КТО? ЧТО?
✔️ для прилагательных – КАКОЙ? ЧЕЙ?
✔️ для глаголов и деепричастий – ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
✔️ для причастий – КАКОЙ?

Наречие всегда стоит в начальной форме, просто переписываем слово из предложения.

3-4. ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ / НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

✔️ ПОСТОЯННЫЕ (неизменяемые) признаки – это особенности слова, которые не меняются в зависимости от предложения, потому определять их можно прямо по начальной форме.
✔️ НЕПОСТОЯННЫЕ (изменяемые) признаки – это особенности, которые проявляются у слова только в конкретном предложении, потому определять их нужно по форме в предложении.

НАПРИМЕР:

Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидают первого снега.

СНЕГА – сущ. (определить 2 склонение можно по начальной форме СНЕГ (контекст не нужен), а вот Род. падеж можно только в предложении – ожидают ЧЕГО? снега).

ОПАВШИЕ – прич. (действительное прич. – это понятно просто по суффиксу -ВШ, а вот им. падеж виден только в предложении (листья - подлежащее)

5. ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

✔️ для существительных: любой член предложения
✔️ для прилагательных: определение, сказуемое
✔️ для глаголов: сказуемое (если не инфинитив)
✔️ для глаголов: любой член предложения (если инфинитив)
✔️ для причастий: определение, сказуемое
✔️ для деепричастий: обстоятельство
✔️ для наречий: обстоятельство, определение
Синтаксическая роль разных частей речи.
Синтаксическая роль разных частей речи.

О чём здесь стоит помнить?

✔️ Обязательно задаём вопрос от одного слова в предложении к другому. Вопросы не могут появиться из воздуха, потому что вопрос демонстрирует смысловую связь между словами. А вот между какими словами, это школьнику и нужно определить, задав вопрос.
✔️ Всегда проще выбирать из ограниченного списка возможных членов предложения, чем иметь в виду сразу все члены предложения.

Подробно прочитать о членах предложения, а также о синтаксической роли инфинитива можно тут👇👇👇

ПОТРЕНИРУМСЯ:

Открыв окно, я неожиданно увидел мелкий дождь, сопровождающийся небольшими раскатами грома.

✔️ ГРОМА – сущ. (чего?), нач. форма – гром; нарицат., неодуш., муж. род, 2 скл.; в ед. числе, в родит. падеже; часть определения.

✔️ НЕБОЛЬШИМИ – прил. (какими?), нач. форма – небольшой; качественное; в полной форме, во мн. числе, в твор. падеже; определение.

✔️ УВИДЕЛ – глагол (что сделал?), нач. форма – увидеть; соверш. вид, переходный, невозвратный, 2 спр.; в форме изъявит. наклонения, прошедшего времени, ед. числа, муж. рода; сказуемое.

✔️ СОПРОВОЖДАЮЩИЙСЯ – причастие (какой?), нач. форма – сопровождающийся; действительное, наст. времени, несоверш. вид, возвратное; в ед. числе, в муж. роде, в вин. падеже; определение.

✔️ ОТКРЫВ – деепричастие (что сделав?), нач. форма – открыть; соверш.вид, невозвратное, переходное; неизменяемое слово; обстоятельство.

✔️ НЕОЖИДАННО – наречие (как?), признак действия, нач. форма – неожиданно; определительное, образа действия; неизменяемое слово; обстоятельство.

Теперь вы точно знаете, что нужно повторить для каждой части речи, чтобы выполнять морфологические разборы на отлично.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👇https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Кому не терпится научиться применять данные навыки на практике, может записаться ко мне на бесплатную консультацию, чтобы гарантировать себе отличный результат на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?

ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).

Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для сдачи любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки!