27 марта в Дзержинском театре драмы состоялась премьера спектакля по повести Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама». Тройка! Семерка! Туз! Загадку трех знаменитых карт разгадывают читатели и зрители на протяжении двухсот лет…
Сохранить авторский текст
Сюжет подсказал Пушкину князь Голицын, который однажды отыгрался в популярную карточную игру первой половины XIX века под названием штосс, благодаря совету своей бабушки, поставив на три определенные карты. В этом году отмечается 225 лет со дня рождения Пушкина. Поставить «Пиковую даму» предложила режиссер Мария Шиманская. Она же написала инсценировку. Мария уже не первый раз пробует себя в написании литературной основы для спектакля.
«Я люблю работать с прозой. Я не драматург, поэтому пишу инсценировки только для своих спектаклей. Это больше похоже не на пьесу, а на постановочный план. Мне важно еще на стадии написания продумать, как будут связываться между собой сцены, все внутренние переходы персонажей, все их взаимодействия и развитие характеров, а главное, идеи самого автора. Я редко позволяю себе додумывать за него. Работа режиссера состоит в том, чтобы «раскрыть» автора, его мысли, его переживания. И тогда может случиться чудо, спектакль состоится»,объясняет она.
«Сели ужинать в пятом часу утра»
«Что касается инсценировки Пушкина – это самая сложная работа на сегодня, которую я делала. Почему Пушкин – наше всё? Потому что только он умеет в одном предложении поменять ход событий в противоположную сторону. Только он, благодаря своему языку, его мелодичности и сочетанию звуков, может одним предложением передать и характер персонажа, и происходящую ситуацию, на описание которой у другого автора ушло бы немалое количество страниц»,продолжает разговор Мария Шиманская.
Вот вам пример: «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова». Вроде бы обычное предложение. А теперь попробуйте прочитать это вслух. Слышите, сколько там «Р»? В этих «Р» есть и характер Нарумова, и азарт игры, и даже вся конная гвардия. Пушкин рождает в нас ощущения, предчувствия и ассоциации.
Смотрим дальше: «Долгая зимняя ночь прошла незаметно, сели ужинать в пятом часу утра». Вот так просто он описывает бессонную, сумасшедшую в своем накале, ночь для игроков, которые не замечают ни времени, ни усталости. А если мы знаем, что на службу люди выходили к восьми утра, то мы понимаем, насколько сильно их пристрастие. И так в каждом предложении.
Нить к последней дуэли
Авторский текст произведения Пушкина разложен на сцене на несколько человек. Начинает один, подхватывает другой, заканчивает третий. А на выходе – уже этакий многоголосый хор из древнегреческой трагедии, комментирующий основное действие спектакля. Похожий подход Шиманская уже применяла в «Утиной охоте» Александра Вампилова.
«Мне приятно, что вы замечаете в «Утиной охоте» отголоски древнегреческой трагедии, тут я с вами согласна. Если говорить о двух этих произведениях: и в том, и в другом есть третья сила – рок, судьба. В «Пиковой даме» – это, вообще, основной конфликт. Германн пытается обыграть судьбу, за что и лишается самого главного – рассудка. Когда Пушкин писал «Пиковую даму», он остро чувствовал эту тайную недоброжелательность от своего окружения, а самое страшное, от своих близких друзей»,объясняет замысел режиссер.
От «Пиковой дамы» протягивается нить к последней дуэли Пушкина. Он знал, о чем писал. Так и с основными персонажами нашего спектакля тайная недоброжелательность играет злую шутку.
Германну рассказывает о тайне трех карт близкий друг, внук графини Томский. Он прекрасно знает, что Германну присущи сильные страсти и огненное воображение. Это приводит к физической смерти старой графини и духовной смерти ее воспитанницы Лизаветы Ивановны.
Пушкинский коктейль
Чего в «Пиковой даме» больше – мистики, реализма, комедии, трагедии, сказочного карнавала или водевиля?
«Пушкин не дает однозначного ответа. Он задает три линии: случай, сказка, анекдот. В сюжете случай повторяется три раза. Первой отыгралась сама графиня, вторым – покойный Чаплицкий, третьим – Германн»,говорит Мария.
Сказка? Конечно, сказка. Описание дома графини сравнимо с какой-то сказочной избушкой бабы яги, чего там только нет. И всегда есть выбор, куда идти. Налево пойдешь – в спальню графини попадешь, направо пойдешь – в кабинет попадешь, прямо пойдешь – там узенькая витая лестница, которая ведет в комнату Лизы.
Или, например, Лиза дает Германну ключ, который открывает все двери, когда он уходит. Сама графиня так стара, что никто и не удивляется ее смерти. Но эта сказка приводит к реальным смертям. Смерть рассудка (Германн), смерть тела (графиня), смерть души (Лиза).
Анекдот? Но такой, что плакать хочется. Германн проигрывает состояние, которое, в пересчете на наши деньги, равняется примерно пяти миллионам евро.
Просто потому, что вытащил не ту карту. Не графиня обманула, а сам, своей рукой вытянул. Есть от чего сойти с ума.
«Лапша на уши»
Сцена перед антрактом, где в течение нескольких минут появляется огромное количество обрывков белой материи, вызвала аплодисменты зрительского зала. Вы хотели удивить зрителя?
«Мы отталкиваемся исключительно от текста. Рассказываем о письмах, которыми Германн в буквальном смысле заваливает Лизавету Ивановну. Он даже не переводит их с немецкого, хотя Лиза не знает языка. Письма пишутся на бумаге, эта бумага превращается в обрывки, в длинную бумажную «лапшу на уши» Лизаветы Ивановны, которая принимает всё за чистую монету и назначает Германну ночное свидание, рассказав, как проникнуть ночью в дом графини. И мы уже видим, что сцена полна снега и Германн в одном сюртуке стоит под окнами, не пугаясь плохой погоды».
Две Марии
Германна играет Денис Мартынов. Мария не первый раз доверяет Денису главную роль в своих спектаклях, и он старается оправдать доверие режиссера: играет ярко, размашисто, временами гротескно. Роль Лизаветы Ивановны у молодой актрисы Марии Евстигнеевой. У нее прекрасный голос, и эту актерскую краску режиссер Шиманская старается использовать по максимуму.
«Я окончила консерваторию, служу в театре три года. Вокал – один из инструментов актерского арсенала, который режиссер вплетает в действие»,рассказывает Мария Евстигнеева.
Пение Марии украсило предыдущую постановку театра – спектакль «Морфий» по рассказам Михаила Булгакова. Видимо, было решено развивать тему поющих артистов на сцене нашего драматического театра и дальше.
«У нас в спектакле несколько раз звучит «лейтмотив сказки». Впервые он появляется, когда у Германна возникают навязчивые мысли о возможности узнать «тайну трех карт». Второй раз – после явления графини, по нашей задумке, лейтмотив трансформируется, и я импровизирую в рамках обозначенной темы»,добавляет Мария.
Вы исполняете конкретную музыкальную тему из оперы Чайковского «Пиковая дама»?
«Это не опера, а просто мелодический период, предложенный режиссером»,отвечает Мария Евстигнеева.
Вот такие разносторонние актрисы и режиссеры работают в Дзержинске.
Одна из карт – «Пушкинская»
Очень хочется надеяться, что «Пиковую даму» в Дзержинске ждет успех. Помимо того, что это сам по себе красивый спектакль по классическому тексту русской литературы, существуют и другие факторы «за» (некоторые из них мы уже перечислили). Есть и другие.
Новая постановка, наверняка, будет интересна школьникам. Они любят красочные зрелища, где поют и танцуют, много тайны, мистики и балаганного веселья прямо на сцене («лапша на уши»). А «Пиковая дама» к тому же сегодня в школьной программе, пусть и факультативно. Молодые зрители с 14 до 22 лет – счастливые обладатели «Пушкинской карты». Всё сходится.
Ранее дзержинский театр драмы получил награды театрального фестиваля «Премьеры сезона».
Сергей АНИСИМОВ
Фото Александра Дворкина