Издательство "Никея"
«Как работает психолог и что творится у него внутри во время консультации? А если психолог — молодая девушка? А если психология, которой она занимается, — христианская? Тогда неизбежно возникают острые вопросы взаимоотношений психологии и веры и одновременно — непростых отношений героини с собой. Она импульсивная, самоироничная и трогательная, с ней случаются инсайты, и она знает, как выглядит «пирог сознания». В этой книге есть живые диалоги участников психотерапевтических сессий и необычных психодрам, есть юмор и сленг — читать ее легко. Но за этой легкостью — серьезные проблемы, над которыми хочется подумать».
Книга вызвала у меня неоднозначные чувства. Она меня и раздражала, и как человека, который увлекается психологией, погружала в некий анализ. Я читала о поступках главных героев, их мышлении, общении и сама думала, что им нужно проработать и как получается, что человек сворачивает не туда.
В процессе чтения в блоге я писала свои ощущения от истории, что мне не нравится и даже хейтила книгу, но в конечном итоге я сменила гнев на милость. Есть что-то такое, что в книге цепляет. Повторюсь – личный анализ человеческих поступков.
Они тоже есть, там, где глубина пугает – это они отражаются тебе и пугают. На самой глубине – Бог. И ему зачастую дается меньше свободы, чем есть у нас с клиентом. К счастью, не нам регулировать свободу Бога в мире. Но, к счастью, и к сожалению, и к ужасу – я знаю, что я могу впускать или нет Бога в свою жизнь и в отношения. И когда я молюсь, я хочу открыть сердце, открыть себя, чтобы Бог вступил.
Книга написана от первого лица – начинающего психолога. Она воцерковлена и пытается втиснуть психологию и богословие. Виден внутренний конфликт, психолог постоянно рефлексирует. У нее, которая учит людей сепарироваться, не прошла личная сепарация от родителей. Она спасает внезапно начавшего пить папу, живет мамиными переживаниями. Казалось бы, ну, проанализируй, ты не можешь влиять на жизнь другого человека, тем более, на жизнь родителя. Но, как говорится: «Чужую беду руками разведу, а своей ума не приложу». И эта рефлексия срабатывает даже в том случае, если ты психолог и все это знаешь. Когда «идет на дно» близкий человек, сложно быть беспристрастным, всегда срабатывает созависимость и мы спешим на помощь.
История рассказывает о том, что любой психолог – тоже человек. Он волнуется на встрече с новыми клиентами, он не всегда знает, что сказать, не знает, как строить терапию. Особенно, если пациент «непробиваемый». Лично сталкивалась, когда психолог говорил об одном человеке, что ему ни один специалист не поможет, потому что он считает, что он всегда и во всем прав, а остальные лохи. Медицина бессильна.
Сама подача истории мне показалась немного нудноватой, бесцветной. Постоянная рефлексия всех и вся раздражали меня. Возможно, у меня к людям немного завышены требования. А здесь же показан человек без прикрас – со своими слабостями, грехами, манипуляциями, деструкциями.
Этим книга хороша. Она препарирует всех героев – священников, психолога, клиентов, которые решаются на терапию. Единственное, мне показалось, что не хватает эмоций, яркости, динамики. Психолог представлен эдаким флегматиком, а мне тяжеловато с такими личностями, даже если это всего лишь книжный герой. Но для тех, кто хочет соединить православие и психологию, книга очень даже ничего.
ТГ-канал "Ум заостряется от книг"