Найти тему

Товары и услуги. Как избежать обмана во время онлайн-шопинга

Оглавление
Товары и услуги. Как избежать обмана во время онлайн-шопинга

Маркетплейсы прочно обосновались в нашей жизни, как удобные площадки для покупки всего на свете. Однако онлайн-шопинг несёт с собой и определённые опасности — как от вездесущих мошенников, так и от недобросовестных граждан.

В статье на примерах наших героев рассказываем, к чему стоит быть готовыми при покупке и продаже товаров и услуг в интернете. И, конечно, даём полезные советы, как не потерять деньги и сохранить нервы.

Денежный угон

Привычный рабочий ритм Алёны прервался чередой уведомлений о списании средств с её банковской карты за покупки на маркетплейсе. Все транзакции были на сумму до 1000 рублей, однако их было так много, что в итоге полученный вчера аванс превратился в пустой счёт.

Алёна кинулась на сайт маркетплейса, но сразу зайти в свой аккаунт не смогла — пришлось восстанавливать доступ. В личном кабинете девушка увидела множество разнообразных заказов, которые совершала явно не она.

Как это работает

Мошенники узнали почту Алёны, взломали её и с её помощью зашли в аккаунт на маркетплейсе, к которому была привязана банковская карта. Покупки они совершали в своей фирме-однодневке, на чей счёт и должны поступить деньги. А мелкие, до 1000 рублей платежи не требуют кодов подтверждения от банка.

Обычно таким образом разом взламывают как можно больше людей, чтобы заработать и скрыться до того, как маркетплейс поймёт, что что-то пошло не так.

Как обезопасить себя

Оформленные на маркетплейсе заказы можно отменить. Но при этом продавец может удержать комиссию за доставку. Поэтому в случае с угоном аккаунта лучше обратиться в техподдержку площадки. Если поддержка откажется проверять продавца и возвращать деньги — смело подавайте жалобу в Роспотребнадзор. Следующая инстанция — суд.

А ещё лучше — позаботиться о своей безопасности заранее. Используйте сложные пароли, причём создавайте свой пароль для каждого аккаунта на разных сайтах.

Также эксперты рекомендуют завести отдельную карту для интернет-покупок. Держите её пустой и пополняйте прямо перед оплатой. Другой вариант — не сохраняйте реквизиты карты для оплаты на маркетплейсах и других платформах и вводите их каждый раз перед покупками.

Главное — не привязывать к сайтам кредитки.

Обман вместо ремонта

Алексей вызвал по объявлению частного мастера с хорошими отзывами, чтобы починить телевизор мамы-пенсионерки. Предложение выглядело заманчиво: работы проводятся на дому, всё быстро, удобно и недорого. По телефону мастер подтвердил: проблема понятна, лечится легко, стоимость — до 3000 рублей, а выезд и диагностика бесплатные.

Однако на следующий день мастер забрал телевизор в сервис. Через пару дней Алексею позвонили из некой компании и заявили: ремонт обойдётся в 15 000 рублей.

Алексей решил отказаться от услуг и забрать телевизор обратно. В ответ услышал много хамства и финальное заявление: самому подъехать в сервис за техникой нельзя, нужно оплатить диагностику и доставку и ждать звонка от отдела логистики. Когда — непонятно.

Как это работает

Недобросовестные сервисы нередко заходят на платформы с объявлениями, представляя своих сотрудников частными специалистами. Работают они по схожей схеме: вместо реальной диагностики мастера с умным видом осматривают сломанную технику и заявляют, что необходимо везти её в сервис. В нашей истории приехавший на выезд ремонтник даже не снял заднюю крышку с телевизора — вывод о поломке он сделал по внешнему виду устройства.

Через несколько дней клиента начинают «обрабатывать» по полной: проблема уникальная, аппарат нужно разобрать-пересобрать, детали очень дорогие, но без них никак. Если владелец устройства согласен — дело сделано. Можно дополнительно подзаработать, поставив б/у запчасти.

Если не согласен — то будьте добры оплатить выезд специалиста, диагностику, транспортировку техники. А затем, вполне возможно, придётся ремонтировать устройства уже по полной: ведь пока тот же телевизор находится в лже-сервисе, в нём вполне могут заменить целые детали на сломанные.

Как обезопасить себя

За объявлениями якобы частных мастеров может скрываться нечестная или вовсе мошенническая ремонтная компания. Вашу технику заберут на диагностику — и хорошо, если вы сможете вернуть её обратно, заплатив пару тысяч рублей за потраченные нервы. При худшем варианте развития событий телевизор или другое устройство разберут на запчасти или перепродадут, а вы останетесь ни с чем.

Что должно насторожить:

  • бесплатная диагностика и выезд;
  • поверхностный и слишком быстрый осмотр сломанного агрегата;
  • предложение забрать устройство в сервис: на крайний случай лучше отвезти его самостоятельно, чтобы узнать адрес и воочию увидеть, где будет проводиться «диагностика»;
  • слишком низкая цена;
  • отсутствие реквизитов, адреса, личных данных мастера в договоре, а также самого документа.

Самый надёжный способ не нарваться на недобросовестных ремонтников — спросить в магазине, где вы покупали технику, какой сервис официально проводит ремонтные работы. И обязательно составьте подробный договор, в котором будут в наличии реквизиты компании или мастера, обязанности сторон и другие детали сделки.

Неоригинальный бренд

Мария заказала на одном из маркетплейсов тональный крем известной марки. Прежде она покупала косметику только в специализированных магазинах, но тут увидела привлекательную цену и хорошие отзывы и не смогла устоять.

Посылка прибыла через три дня, и Мария поспешила воспользоваться покупкой. Правда, крем странно пах и был необычной консистенции. Но ведь отзывы! Бренд! Наша героиня решила не обращать внимания на подозрительные мелочи и нанесла тоналку. А на следующий день в спешке записывалась к дерматологу с высыпаниями по всему лицу.

Как это работает

Свои товары на маркетплейсах предлагают тысячи продавцов. Неудивительно, что среди них находятся аферисты, которые продают поддельные товары — без ведома правообладателей торговой марки и соблюдения прав интеллектуальной собственности.

Такая продукция встречается в самых разных категориях, чаще она дешевле оригинальной и может отличаться внешним видом, а главное — качеством. Изредка подделки появляются из-за того, что сами покупатели подменяют оригинальный товар во время получения — например, при примерке одежды или проверке работоспособности гаджета.

Как обезопасить себя

Маркетплейсы по мере возможностей и желания борются с подделками. Например, проверяют у продукции сертификаты, лицензии и декларации соответствия, вычисляют накрученные отзывы, блокируют личные кабинеты недобросовестных продавцов, начисляют им штрафы и снимают фальшивые товары с продажи.

Вдобавок маркетплейс может сам нарваться на штраф от государства, если допускает продажу поддельной продукции на своей площадке.

Но по факту спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Рассчитывать стоит только на себя. Что нужно сделать перед покупкой на маркетплейсе:

  • Сравните цену на товар со стоимостью в магазине бренда. Она не может различаться в два и более раз.
  • Обратите внимание на продавца. Заказывайте продукцию у самого бренда или его официального дилера. А вот ИП Иванов И. И. или условному ООО «Рога и копыта» лучше не доверять. Тем более если среди их товаров удивительное разнообразие — например, удобрения и семена наравне с косметикой, смартфонами и одеждой.
  • Изучите сведения о товаре. Каковы его характеристики, состав, габариты, правила эксплуатации, гарантийный и общий срок службы?
  • Сопоставьте фото в карточке товара с изображением оригинального товара. Сыграем в «Найди 10 отличий»: одинакова ли упаковка? А надписи, их цвет и расположение? А другие детали? То же самое стоит проделать в пункте выдачи перед тем, как заберёте товар. Также оцените целостность упаковки, осмотрите товар на наличие царапин и других повреждений.
  • Запросите у продавца или администрации маркетплейса сертификат соответствия на товар. Продавец обязан предоставлять подобные сведения о продукции. А проверить документацию можно на сайте Росаккредитации.
  • Скачайте приложение «Честный ЗНАК» и проверяйте подлинность продукции, которая подлежит маркировке. Это товары легкой промышленности, табак, обувь, детские товары, шубы и другие изделия из меха, духи, шины, фотоаппараты и ряд других. Некоторые категории — в том числе косметика — пока проходят экспериментальный этап.

И помните: согласно статье 26.1 «Закона о защите прав потребителей», покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после — в течение семи дней.

Правила безопасного онлайн-шопинга

Покупки в интернете экономят время и расширяют выбор. Однако возрастают и риски. Больше всего ловушек готовят мошенники. Они:

  • присылают акционные предложения, мимикрируя под маркетплейсы;
  • ищут жалобы покупателей на просторах Сети и приходят к ним, притворяясь отзывчивой техподдержкой и выражая желание помочь;
  • рассылают сообщения с якобы выигрышами от маркетплейса;
  • предлагают лёгкий заработок на маркетплейсах — нужно лишь внести депозит.

И это — только часть их уловок. Чтобы оградить себя от убытков, соблюдайте следующие правила:

Никогда не переходите по ссылкам от незнакомцев. Ни при каких условиях. Да и от знакомых тоже — сперва проверьте, точно ли сообщение пришло от них. Такие ссылки могут вести на фишинговые, то есть поддельные сайты или на страницы, где вас попросят ввести реквизиты карты — например, чтобы подтвердить оплату покупки или проведение платежа. После этого можно прощаться со своими кровными.

Если вы всё же перешли по ссылке — внимательно проверьте URL страницы. Мошенники — мастера подделок, так что отличить фальшивые сайты от настоящих бывает очень непросто. Но приглядитесь и к дизайну, и к наполнению портала. А ещё убедитесь, что перед адресом страницы стоит https и значок закрытого замка — это подтвердит, что соединение защищено.

Не скачивайте приложения по таким ссылкам. Даже если речь идёт об якобы обновлении используемого сервиса объявлений или маркетплейса. Так мошенники загружают вирус на устройства и получают доступ к паролям и кодам от онлайн-банка. Зайдите в магазин приложений для вашего смартфона и проверьте там, действительно ли требуется переустановка.

Ставьте антивирусные программы и регулярно их обновляйте. Они защитят от фишинга и вирусных программ.

Не раскрывайте персональные данные. Не оставляйте в объявлениях свой номер телефона и реквизиты карты, не сообщайте незнакомцам эти и другие сведения. Чем больше мошенники знают о вас — тем проще им вас «обработать».

Не оставляйте авансы и не вносите первоначальные взносы. Мошенникам не всегда нужны все ваши деньги — хватит и того, что вы отправите добровольно.

Не переходите с продавцами или покупателями в сторонние мессенджеры. В личной переписке вне торговой площадки вас уже ничто не защитит, а аферисты смогут развернуться в своих познаниях технологий социального инжиниринга.

Фиксируйте диалоги. Делайте скрины страниц, переписок с покупателями и продавцами и номеров карт при переводах, сохраняйте чеки и квитанции об оплате. Это увеличит ваши шансы в случае чего вернуть деньги.

Общайтесь с техподдержкой только в проверенных местах. Например, в чате приложения, на сайте маркетплейса или другим каналам, которые указаны на официальных ресурсах площадки.

Пользуйтесь своими устройствами. Не стоит заходить в интернет- или мобильный банк через чужой смартфон или ноутбук. А если потеряли свой гаджет, на который приходят уведомления от банка или стоит его приложение, сразу звоните в банк и отключайте утерянный номер.

Если деньги всё же украли, как можно быстрее позвоните в банк и заблокируйте карту, а также опротестуйте транзакцию. Затем — обратитесь с заявлением в полицию.

В онлайн-шопинге, как и в других действиях в Интернете, главное — внимательность. Чем с большей осторожностью вы подойдёте к покупкам, тем больше удовольствия от них получите. Ведь важно не только «урвать подешевле», но и получить качественный товар и не лишиться денег.