Найти тему
Сашка-турист

Поездка в Чкаловск и обзор музея имени Валерия Чкалова

Оглавление

Знаменательным местом в Нижегородской области является мемориальный музей Валерия Павловича Чкалова. Выставка была открыта в далеком 1940 году на малой родине легендарного летчика - городе Чкаловске.

Посетить этот волжский городок мы планировали по дороге в Нижний Новгород, в рамках автопробега Ярославль - Нижний. Маршрут я назвал "Вдоль Волги". В предыдущих частях мы побывали Кинешме и Юрьевце.

Однако, в музей Чкалова удалось попасть только на обратном пути из Нижнего в Ярик, так как в первый раз не успели. Экспозиции открыты с 9 до 17, кроме понедельника. А мы попросту не уложились в этот график, когда мчались из Кинешмы.

Как добраться

Музей расположен неподалеку от Волги на улице Чкалова в доме №5. По навигатору найти его будет просто. Вот его координаты 56.765045, 43.265565. На развилке, что на въезде в город, можно ехать по улице Ленина до конца, а затем повернуть направо, на Чкалова. Как только увидите современное кирпичное здание - значит вы на месте.

Рядом находится ДК им.Чкалова. Оба здания несколько выделяются из одноэтажной городской застройки.

Экспозиции

Музей состоит из двух частей. Первая - это родной дом Валерия Павловича, а вторая - ангар с техникой. Начать осмотр можно с любой из них. Мы выбрали техническую. Билеты продают сразу при входе. На момент нашего посещения они стоили 200 руб. Здесь же предлагают приобрести сувениры и книги.

Домик Чкалова
Домик Чкалова

Ниже на фото большой ангар с техникой. Специально организованной парковки я не нашел. Поэтому припарковался неподалеку от ангара.

Ангар с техникой
Ангар с техникой

Ангар с техникой

Первое, что попадает в поле зрения, это большекрылый самолет АНТ-25. Размах крыла этого исполина достигает 34 м. На этой "машине" Чкалов, Байдуков и Беляков совершили два исторических перелета, общей протяженностью 19474 км. Последний - по маршруту Москва-Северный Полюс-США (г.Ванкувер). Так зарождалась дальняя авиация.

Посетителям разрешается прикоснуться к истории и заглянуть внутрь кабины пилота, поднявшись по специальному трапу.

Самолет АНТ-25
Самолет АНТ-25

На трапе, рядом с винтом самолета, есть удобная площадка для фотографирования. Пользуясь моментом делаем фото на память.

Рядом с самолетом
Рядом с самолетом

Кабина вмещает трех человек - двух пилотов и штурмана. Командиром был Чкалов, вторым пилотом - Байдуков, а штурманом Беляков.

Рядом с кабиной пилота
Рядом с кабиной пилота

Первый беспосадочный перелет состоялся в июле 1936 года по маршруту Москва - Земля Франца Иосифа - Северная Земля - Петропаловск-Камчатский - о.Удд. После его завершения на борту самолета была сделана надпись красными буквами "Сталинский маршрут".

Сталинский маршрут
Сталинский маршрут

У-2 (По-2)

После утверждения Чкалова в статусе народного любимца советское правительство подарило ему самолет У2, который тоже является экспонатом музея.

Этот самолет был подарен Чкалову за перелет на Дальний Восток. Созданный 1928 году он широко применялся в военные и после военные годы. Известен также как "Кукурузник".

Самолет У-2
Самолет У-2

МиГ-15бис

Прародитель современных реактивных истребителей. Скорость полета достигала 1000 км/ч. В музее выступает как воплощение мечты Чкалова о высоких скоростях.

МиГ-15бис
МиГ-15бис

И-16

Один из истребителей, который испытывал Валерий Павлович. Именно благодаря ему машина вышла в серийное производство. Самолет находился на вооружении воздушных сил Советского Союза с 1935 по 1945 года. За это время неоднократно модифицировался. Принимал участие в первые годы ВОВ.

И-16
И-16

И-17

Самолет был экспериментальным. Серийно не выпускался. Было создано всего три таких машины. На всемирной выставке в Париже в 1936 году Чкалов демонстрировал на нем высший пилотаж.

И-17
И-17

Авиамотор М-25

Мотор М-25
Мотор М-25

Другая техника

Чкалову дарили много подарков. Одним из таких презентов была глиссерная моторная лодка от Рыбинского катеростроительного завода, ныне Судостроительный завод "Вымпел". Летчик катался на ней, когда приезжал в родной город в 1937г. Лодка произведена в первые годы работы завода, а это начало 30-х годов.

-12

Чуть правее стоит лимузин "Паккард". Такие подарки были сделаны Советским Правительством всем участникам перелета Москва - Северный Полюс - США. В музее машина оказалась в 60-х годах.

Лимузин "Паккард"
Лимузин "Паккард"

После осмотра технической части отправляемся в дом Валерия Павловича. Видно, что территория рядом облагорожена и содержится в чистоте. Разбиты цветники, есть деревянные лавочки. Фасад дома тоже находится в отличном состоянии.

Внутри несколько комнат, каждая из которых это отдельная веха из жизни летчика: детство и юношество, учеба в училище, служба летчиком.

Экскурсовода к сожалению нет. Экспонатов много. Приходится самостоятельно вникать. Но везде есть аннотации.

-14

Вначале мы попадаем в комнату, посвященную детским годам Чкалова. На стенах фотографии родителей и близких, школьных учителей.

Школьный ранец
Школьный ранец

Комната, в которой находятся экспонаты, посвященные приезду Чкалова на родину. Ранее бывшая гостиная. Посередине дубовый стол с посудой, у стены письменный стол с телефоном и чернильница, а в углу железная спальная кровать.

Следующая комната рассказывает о двух беспосадочных перелетах на о.Удд и в США. Здесь находится летный костюм Чкалова. В нем он совершил оба перелета.

Летный костюм Чкалова
Летный костюм Чкалова
Наградной радиоприемник
Наградной радиоприемник

Другая комната посвящена учебе Чкалова в техническом училище. Учеба проходила в городе Череповце Вологодской области.

Также выставлен пробковый шлем, в котором летчик совершил свой первый полет в 1920 году.

Бывшая спальня семьи Чкаловых. Здесь экскурсия логически подходит к концу. Экспонаты рассказывают о последнем дне жизни легендарного летчика.

Одежда из последнего полета Чкалова
Одежда из последнего полета Чкалова

После музея мы отправились осматривать прилегающую территорию. Справа от ангара установлен бюст Чкалова. Кстати в полный рост памятник летчику установлен на одноименной площади рядом с городским Дворцом культуры и спорта.

Памятник Чкалову
Памятник Чкалову

В глаза бросается монументальное здание темно-серого цвета. Это чкаловский дом культуры. Как сообщает информационная табличка на фасаде, ДК является объектом культурного наследия регионального значения. Здание было построено в 1930-1940 годах в память выдающегося летчика-испытателя, создателя советской школы высшего пилотажа Валерия Павловича Чкалова.

ДК им.В.П.Чкалова
ДК им.В.П.Чкалова

В годы ВОВ в нем располагался военный госпиталь. В настоящее время здесь находится центр туризма "Русские Крылья", а также интерактивный Музей скоростей.

Напротив, в небольшом скверике установлен истребитель Миг-21 (в честь 80-летия летчика). Отсюда, с высокого берега открываются великолепные виды на Горьковское водохранилище.

Миг-21
Миг-21

В заключение

От посещения музея остались яркие впечатление, сопровождавшие нас всю обратную дорогу домой. Как никак история воочию. Интересно и познавательно было на протяжении всей экскурсии. Сожалели лишь о том, что не удалось посетить Музей скоростей. Но все в будущем. Слегка расстроило отсутствие экскурсовода, но только слегка и ненадолго. Музей однозначно рекомендую для посещения.

Всем увлекательных путешествий!