Знаменательным местом в Нижегородской области является мемориальный музей Валерия Павловича Чкалова. Выставка была открыта в далеком 1940 году на малой родине легендарного летчика - городе Чкаловске.
Посетить этот волжский городок мы планировали по дороге в Нижний Новгород, в рамках автопробега Ярославль - Нижний. Маршрут я назвал "Вдоль Волги". В предыдущих частях мы побывали Кинешме и Юрьевце.
Однако, в музей Чкалова удалось попасть только на обратном пути из Нижнего в Ярик, так как в первый раз не успели. Экспозиции открыты с 9 до 17, кроме понедельника. А мы попросту не уложились в этот график, когда мчались из Кинешмы.
Как добраться
Музей расположен неподалеку от Волги на улице Чкалова в доме №5. По навигатору найти его будет просто. Вот его координаты 56.765045, 43.265565. На развилке, что на въезде в город, можно ехать по улице Ленина до конца, а затем повернуть направо, на Чкалова. Как только увидите современное кирпичное здание - значит вы на месте.
Рядом находится ДК им.Чкалова. Оба здания несколько выделяются из одноэтажной городской застройки.
Экспозиции
Музей состоит из двух частей. Первая - это родной дом Валерия Павловича, а вторая - ангар с техникой. Начать осмотр можно с любой из них. Мы выбрали техническую. Билеты продают сразу при входе. На момент нашего посещения они стоили 200 руб. Здесь же предлагают приобрести сувениры и книги.
Ниже на фото большой ангар с техникой. Специально организованной парковки я не нашел. Поэтому припарковался неподалеку от ангара.
Ангар с техникой
Первое, что попадает в поле зрения, это большекрылый самолет АНТ-25. Размах крыла этого исполина достигает 34 м. На этой "машине" Чкалов, Байдуков и Беляков совершили два исторических перелета, общей протяженностью 19474 км. Последний - по маршруту Москва-Северный Полюс-США (г.Ванкувер). Так зарождалась дальняя авиация.
Посетителям разрешается прикоснуться к истории и заглянуть внутрь кабины пилота, поднявшись по специальному трапу.
На трапе, рядом с винтом самолета, есть удобная площадка для фотографирования. Пользуясь моментом делаем фото на память.
Кабина вмещает трех человек - двух пилотов и штурмана. Командиром был Чкалов, вторым пилотом - Байдуков, а штурманом Беляков.
Первый беспосадочный перелет состоялся в июле 1936 года по маршруту Москва - Земля Франца Иосифа - Северная Земля - Петропаловск-Камчатский - о.Удд. После его завершения на борту самолета была сделана надпись красными буквами "Сталинский маршрут".
У-2 (По-2)
После утверждения Чкалова в статусе народного любимца советское правительство подарило ему самолет У2, который тоже является экспонатом музея.
Этот самолет был подарен Чкалову за перелет на Дальний Восток. Созданный 1928 году он широко применялся в военные и после военные годы. Известен также как "Кукурузник".
МиГ-15бис
Прародитель современных реактивных истребителей. Скорость полета достигала 1000 км/ч. В музее выступает как воплощение мечты Чкалова о высоких скоростях.
И-16
Один из истребителей, который испытывал Валерий Павлович. Именно благодаря ему машина вышла в серийное производство. Самолет находился на вооружении воздушных сил Советского Союза с 1935 по 1945 года. За это время неоднократно модифицировался. Принимал участие в первые годы ВОВ.
И-17
Самолет был экспериментальным. Серийно не выпускался. Было создано всего три таких машины. На всемирной выставке в Париже в 1936 году Чкалов демонстрировал на нем высший пилотаж.
Авиамотор М-25
Другая техника
Чкалову дарили много подарков. Одним из таких презентов была глиссерная моторная лодка от Рыбинского катеростроительного завода, ныне Судостроительный завод "Вымпел". Летчик катался на ней, когда приезжал в родной город в 1937г. Лодка произведена в первые годы работы завода, а это начало 30-х годов.
Чуть правее стоит лимузин "Паккард". Такие подарки были сделаны Советским Правительством всем участникам перелета Москва - Северный Полюс - США. В музее машина оказалась в 60-х годах.
После осмотра технической части отправляемся в дом Валерия Павловича. Видно, что территория рядом облагорожена и содержится в чистоте. Разбиты цветники, есть деревянные лавочки. Фасад дома тоже находится в отличном состоянии.
Внутри несколько комнат, каждая из которых это отдельная веха из жизни летчика: детство и юношество, учеба в училище, служба летчиком.
Экскурсовода к сожалению нет. Экспонатов много. Приходится самостоятельно вникать. Но везде есть аннотации.
Вначале мы попадаем в комнату, посвященную детским годам Чкалова. На стенах фотографии родителей и близких, школьных учителей.
Комната, в которой находятся экспонаты, посвященные приезду Чкалова на родину. Ранее бывшая гостиная. Посередине дубовый стол с посудой, у стены письменный стол с телефоном и чернильница, а в углу железная спальная кровать.
Следующая комната рассказывает о двух беспосадочных перелетах на о.Удд и в США. Здесь находится летный костюм Чкалова. В нем он совершил оба перелета.
Другая комната посвящена учебе Чкалова в техническом училище. Учеба проходила в городе Череповце Вологодской области.
Также выставлен пробковый шлем, в котором летчик совершил свой первый полет в 1920 году.
Бывшая спальня семьи Чкаловых. Здесь экскурсия логически подходит к концу. Экспонаты рассказывают о последнем дне жизни легендарного летчика.
После музея мы отправились осматривать прилегающую территорию. Справа от ангара установлен бюст Чкалова. Кстати в полный рост памятник летчику установлен на одноименной площади рядом с городским Дворцом культуры и спорта.
В глаза бросается монументальное здание темно-серого цвета. Это чкаловский дом культуры. Как сообщает информационная табличка на фасаде, ДК является объектом культурного наследия регионального значения. Здание было построено в 1930-1940 годах в память выдающегося летчика-испытателя, создателя советской школы высшего пилотажа Валерия Павловича Чкалова.
В годы ВОВ в нем располагался военный госпиталь. В настоящее время здесь находится центр туризма "Русские Крылья", а также интерактивный Музей скоростей.
Напротив, в небольшом скверике установлен истребитель Миг-21 (в честь 80-летия летчика). Отсюда, с высокого берега открываются великолепные виды на Горьковское водохранилище.
В заключение
От посещения музея остались яркие впечатление, сопровождавшие нас всю обратную дорогу домой. Как никак история воочию. Интересно и познавательно было на протяжении всей экскурсии. Сожалели лишь о том, что не удалось посетить Музей скоростей. Но все в будущем. Слегка расстроило отсутствие экскурсовода, но только слегка и ненадолго. Музей однозначно рекомендую для посещения.
Всем увлекательных путешествий!