II Первенство РСФСР среди школьников. Ижевск 24-26 марта 1971 года.
Эстафета на маркированной трассе (26.03.1971)
Юноши М16:
1. г.Москва (А.Лосев, С.Лавренюк, С.Симакин)
2. Московская обл. (А.Ярославцев, В.Сотников, А.Пчелинцев)
3. г. Ленинград (А.Гринёв, М.Грязневич, С.Кузнецов)
В 1971 году руководителем школьной сборной команды Москвы стал А.Ф.Макеев (Филиппыч), его ученики составляли костяк первой команды, а второй командой на все соревнования стала выезжать команда школы №2, в которой мы с С.Лавренюком и учились.
При этом практически все сильнейшие второшкольники ходили на занятия в ЦДЭТС РСФСР, которая юридически не была московской организацией.
Но и без «протекции» тренера мы с Серёжей однозначно проходили в первую команду. Я уже в прошлом (1970) году вместе со старшими (Сергеем Симакиным и Сашей Кобзаревым) выиграл школьную эстафету на Центральной Зоне РСФСР, а в январе 1971 года в Тамбове на этих зональных соревнованиях уверенно победил и в личном, и в эстафете (теперь вместе с Лавренюком и Сережей Кузьминым), даже вывихнув ногу за день до старта.
Ещё одним запомнившимся пьедесталом того года стала моя победа на лыжном первенстве школы на дистанции 5км. Лавренюк там занял второе место. Хорошая у нас получалась команда.
В Ижевске Лавренюк был ещё девятиклассником, самым молодым в команде юношей.
А Симакин был самым титулованным, он был уже студентом МВТУ, но на финальные соревнования школьников РСФСР в Ижевске в каждую команду по какой-то причине (не помню точно) допускали по одному выпускнику 1970 года. Ну, а я ощущал себя самым продвинутым лыжником в команде, хоть лыжами никогда и не занимался. Вышло это как-то само собой.
За год до этого в 1970 году я попал в летнюю школьную сборную СССР, но после позорного выступления в Болгарии (один день сошел, другой –загулял), получил напутствие старшего тренера (Инессы Соколовой – зам.директора ЦДЭТС) - «Никогда ты не станешь спортсменом».
Вместе с напутствием я получил план тренировок – и уже за август пробежал 300 км.
Тренироваться пришлось самостоятельно – старшие (Симакин, Кобзарев, Глебов…) сдавали выпускные и поступали в свои ВУЗы, преимущественно, в МВТУ. Мы собирались небольшой компанией с оставшимися, сами заявлялись на соревнования и тренировались, как на ум придёт.
Вот эта полученная база в беге осенью (выполнил и первый разряд заодно), позволила зимой начать ещё более уверенно выступать на лыжах.
Отсутствие тренера подтолкнуло к самостоятельному изучению проблем спорта вообще и лыжного в частности – я стал изучать литературу и начал потихоньку соображать и в технике лыж, и в мазях. Поэтому я и стал ответственным за смазку в команде. А потом Филиппычу удалось «достать» импортную мазь у кого-то из лыжников в «Трудовых Резервах» (Москва ориентировщикам мазь не выделяла). «Льготная» цена была 3руб 50 коп за банку (ужас!) – и то только финский Рекс, который тогда считался второй линией (в приоритете были Свикс и Экселит, но там вообще заоблачные цены). Руки дрожали от одного взгляда на эти мази.
Ни одной надписи на русском! Я-то точно знал, что, когда и как надо мазать, но Лавренюк любил всё проверить сам и неделю бегал по учителям, пытаясь превратить иностранные слова «grobcornigen» «coarse», «vät» или « lumen» в термины «мягкий, порошкообразный, мокрый, крупнозернистый». Словари не помогали, преподаватели английского тоже. Один литератор знал немецкий, сработало, разобрались. К переходной погоде конца марта теоретически подготовились.
На весенние каникулы приехали в Ижевск двумя московскими командами– праздничное открытие, концерт, флаги, хлеб-соль…
Мы глядели на всё спокойно (не в первый раз!). Готовились к стартам. На лыжи скотчем приклеили бумажную надпись ОРИЕНТИРОВАНИЕ. Это было вообще круто по тем временам. Мы ощущали себя КОМАНДОЙ.
В первый (личный) день на маркировке был минус и проблем не было. Хоть мы и остались без медалей, но командой выглядели очень неплохо.
Выиграл Слава Окин (студент), третьим призёром, замечу, был Сергей Беляев из Ленобласти (ныне президент нашей федерации спортивного ориентирования – уже дольше, чем В.В.Путин). Шестым, кажется, Сергей Симакин, я – седьмым, а Лавренюк - 12 с 27 минутами штрафа.
Только десятым с огромным штрафом и лучшим бегом был победитель прошлого года Сергей Кузнецов из Ленинграда. В десятке почти не было настоящих школьников – сплошь студенты-первокурсники.
Эстафету мы бежали 26 марта, после дня отдыха. Распределение по этапам было очевидным: «лыжника» (меня) на тесноту и толкучку 1го этапа, дебютанта (Лавренюка) на спокойный второй, финиш доверить «маэстро» (Симакину).
А вот с погодой и смазкой ситуация усложнилась. С утра было чуть ниже нуля и шло потепление. Все утюжили разминочный круг в надежде, что твёрдая мазь «раскатается» и начнёт держать. И тут я рискнул – намазал под колодку, не боясь подлипа, приличный слой полутвёрдого фиолетового Рекса. Растёр, охладил. Лавренюка намазали так же. Не помню, но, кажется, для Симакина еще слой добавили потом.
Стартую – замешкался на старте – карту разглядывал. Начался подъём. И вот тут всё стало ясно – все, кроме меня, «заплясали». Я максимально громко (это тоже надо уметь!) крикнул «лыжню» и убежал от страдающих от отдачи соперников. Удивительно, но все меня пропустили. Уехал сразу и далеко.
Было, кажется, всего 4 пункта, дистанция несложная, но в конце я таки схватил штрафной круг. Круги тогда длинные были, минуты четыре. Я подъехал к оценке и пробежал почти весь свой круг в гордом одиночестве, а на финише немного впереди меня оказался только Андрей Ярославцев из Мособласти, прошедший «по нулям».
Потом некоторое время было тихо, затем пришло ещё несколько команд, но я почему-то уже не волновался – Ленинград явно провалился, а других реальных соперников у нас не было.
Сережа прикатил первым, с отрывом. Симакин, мало тренирующийся на лыжах, своей характерной «походкой» (переменным ходом почти без проката) убежал в лес. Отдачи не было (ему это было очень важно), и он очень быстро и чисто завершил свой этап. На поле он даже продемонстрировал скорость и отличную лыжную технику. Победа!
Вторыми (впервые и с ликованием) стала команда Мособласти А.Ярославцев-В.Сотников –А.Пчелинцев), а ленинградцев на третье место вытащил из глубины занимающийся в настоящей лыжной школе Сергей Кузнецов, реально кашлявший кровью на финише.
Вот после этой победы » в школьном коридоре на первом этаже и появились наши портреты с подписью «Чемпионы РСФСР» . Для меня и Серёжи Лавренюка (его рассказ здесь) это «всероссийское золото» так и осталось единственным.