Крупы и сахар подорожают в ближайшее время. При этом больше всего вырастут в цене элитные и экзотические виды риса, но увеличится и стоимость гороха, овсяных хлопьев. Один из крупнейших производителей в России ссылается на тотальный неурожай в 2023 году, запрет на импорт продукции из Индии и возросший спрос в других странах, в том числе, в Китае.
Как стало известно 78.ru, крупный поставщик круп и продуктов питания ГК «АФГ Националь» направил своим клиентам письма с предупреждением о повышении отпускных цен на свою продукцию с 16 апреля 2024 года. Документ имеется в распоряжении редакции.
Основная причина роста цен, по версии компании, заключается в дефиците круп из-за неурожая 2023 года. Но, например, бурый рис поставляют, в основном, из США, а американские компании на фоне всем понятных геополитических событий сотрудничать с российскими коллегами не горят желанием. Белая и красная фасоль начала пользоваться повышенным спросом у закупщиков из Китая. А с маком подвела Чехия.
До 46% на элитку?
На рекордные 57% компания хочет поднять цены на каперсы на ветке Centro percento весом 300 грамм, на 46% — рис «Жасмин» в упаковке на 900 грамм, киноа в упаковке на 450 грамм. Далее по удорожанию (43%) следуют жёлтый колотый горох по 800 грамм (обычный шлифованный увеличивается лишь на 10%) и красная фасоль на 450 грамм.
В среднем рис дорожает на 30%. Овсяные хлопья станут дороже в среднем на 6—10%. Сахар — на 10%.
Есть в списке маш, чечевица, кунжут, мак. Стоимость сахара в компании хотят увеличить на 10%.
В отношении фасоли поставщик дает наиболее подробное разъяснение. Так, неурожай случился у таких крупных экспортеров как Турция, Иран, Болгария, Македония и Сербия.
А спрос со стороны китайских покупателей, наоборот, вырос.
Цены на длинозерный белый рис подтолкнул вверх запрет на его импорт из Индии. А дикий или бурый раньше везли в РФ из США, а теперь американские компании с россиянами дел предпочитают не иметь. С рисом девзира подвели Киргизия и Узбекистан, у которых сформировалась нехватка сырья.
С киноа подвели под монастырь поставщики из Перу, взвинтившие цены.
Почему пришлось поднять цены на овсяные хлопья, «АФГ Националь» не разъясняет.
Нет в списке и многострадальной гречи, которая 10 лет назад была хитом подорожаний и как шутили тогда, ценилась на вес золота и сметалась с полок в бешеных количествах.
В компании оперативно подлинность письма подтвердить или опровергнуть не смогли. На момент подготовки материала, комментариев также не последовало. Редакция готова опубликовать позицию поставщика, если она будет предоставлена.
Это если оптом?
Как рассказал совладелец сети «РеалЪ» Александр Мышинский, рис стремительно дорожал какое-то время назад, особенно в конце 2023 года. Но тогда всё внимание было приковано к рекордному росту цен на куриные яйца и мясо, затем в топ попали фрукты и овощи.
По его словам, наибольший рост цен наблюдается на экзотические и элитные сорта, но в целом, продукт действительно вырос в цене на 30%.
— Что касается сахара, то ситуация складывается следующим образом. В рознице в каких-то точках его ещё можно купить по цене в 49,99 рублей. Но он в опте уже торгуется по 59.99. И это, если брать сразу большую партию, условных несколько грузовиков.
Мы все ожидали, что будет как обычно: по весне продукт традиционно дешевел, так как в это время года никто не делает заготовки, а многие начинают приводить себя в форму перед летом и переходят на ЗОЖ. Так вот в 2024 году никакого традиционного снижения пока не произошло, — констатировал он.
В пресс-службе «Ленты» ситуацию прокомментировали кратко: им подобные письма не приходили.
Независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин подчёркивает, что письмо от поставщиков с предложениями о повышении цен приходят в любую торгую сеть по несколько десятков в день.
— Это абсолютно нормальная практика, я не очень понимаю, когда все пытаются это как-то выставить это как нечто экстраординарное, — добавил он.
Не прямо 17 апреля?
Как отмечает Михаил Лачугин в своем tg-канале, ретейлер может далеко не сразу на письмо ответить — есть регламентные сроки, позволяющие оттягивать момент ответа. Крупные поставщики прекрасно знают об этом, поэтому готовятся заранее. Небольшие поставщики часто удивляются отсутствию ответа и нервничают.
— Самый частый вопрос, который я слышу: «а почему мы месяц назад отправили письмо, что повышаем цены, но нам ничего не ответили, что это за издевательство?!». Нет, это не издевательство, просто договоры и приложения к ним читать надо, а не слепо подписывать, — отмечает эксперт.
Кроме того, даже когда сеть отвечает на такое письмо, то ни о каком принятии всех условий поставщика (какие бы железобетонные факты там не были приведены) речи не идёт. И крупные игроки это тоже знают, а «малыши» начинают ещё больше впадать в депрессию. И зря. Сеть, как правило, предлагает искать компромиссные варианты. Среди них: ротация ассортимента — какие-то позиции могут вывести, если по ним не удаётся договориться, какие-то ввести, более дешёвые; усиление промо-активности; повышения цен, но на меньший % от того, что хотел поставщик.
— Если совсем договориться не удаётся, то всегда можно прибегнуть к поиску альтернативных поставщиков. Точнее, припугнуть ими текущего поставщика — это чаще всего работает со средними и небольшими игроками, — констатирует Михаил Лачугин.
Не значит, что точно не получим завтра?
Соучредитель гастрономического пространства BALAGAN и ресторана Ognivo Андрей Перцев рассказывает, что пока им такие письма не приходили.
— Мы работаем в такой системе, которая позволяет отследить даже 5% увеличении стоимости. Но это не значит, что мы такие письма точно не получим в ближайшее время. Дело в том, что поставщики сначала изучают реакцию крупных игроков рынка. Если прокатит с ними, то дальше и нам начнут по цепочке выламывать руки, — пояснил он.
Концепт-шеф компании-правообладательницы брендов франчайзовых ресторанов «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури» Пётр Лошаков также говорит о том, что уведомления не приходили.
— Но нас это и не сильно касается. Крупы и сахар никогда были основными компонентами блюд и не формируют их стоимость, так как мясо, сыр, овощи, фрукты. Так что, даже если и будет двойное повышение, то цены вырастут не так сильно. Да, тот же рис мы используем в харчо, долме, но это 5% от общего объёма продуктов. Есть у нас в меню и овсяная каша, но она также не формирует массовый спрос. С сахаром ситуация обстоит сложнее, но ведь и чистым сахаром мы посетителей не кормим, — пояснил он.
Ранее 78.ru рассказывал о том, что происходит с качеством и ценами на чай.