На Заседании клуба Улица Правды Борис Марцинкевич дал важные пояснения по теме:
Из французского реакторостроения, из европейского реакторостроения осталось только французское. Вот совсем недавно они успешно построили атомную станцию. В прошлом году, в 23-м, только-только начали в 2005-м, а в 23-м уже закончили. По плану, правда, было в 2009-м, немножко задержались, в 3,5 раза превысили смету, почему-то больше заказов нет. Странно.
Успешно продолжается строительство еще одного такого же реактора у них на Родине, в составе атомной электростанции Фламанвиль, там в 2007-м году стартовали, поэтому, естественно, еще не успели. Время в обрез.
И есть еще один, ну вот, старик Мазох, он вроде как львовский, но его идеи почему-то восприняли хорошо в Лондоне, там на электростанции Хинкли-Пойнт строятся сразу два энергоблока на базе того же реактора EPR-1600.
Те англичане, которые еще не забыли, что у них есть чувство юмора, они уверены, что это хорошо, потому что у них будет объект недвижимости самый дорогой за всю историю цивилизации. Французский шарм, это сказать, что два реактора будут стоить 26 миллиардов фунтов стерлингов через 3 года после строительства, сказать, что смета немножко увеличилась, пока получается 46. Процесс идет. Новых заказов у французов нет. Почему? Не понимаю. Так что...
Михаил Хазин: А у них же еще была надежда на атомные подводные лодки для Австралии, или там были обычные подводные?
Борис Марцинкевич: Атомные подводные лодки, это, конечно, компания Rolls-Royce, она многим известна, она для ширпотреба какие-то автомобили выпускает, по-моему.
Реально, это компания, которая обеспечивает атомные подводные флот Англии реакторами, двигателями, и так далее. На досуге, да, какие-то машины, никто не спорит. Они единственная компания в Англии, которая еще в 17-м году очень активно пыталась убедить свое правительство, что без сотрудничества с Росатомом ни о какой атомной энергетике говорить не приходится.
Одна из самых модных тем, это атомные станции малой мощности, заводская сборка ускоряет процесс, удешевляет процесс. На месте готовим фундамент, привозим готовый блок, поставили, вырос спрос, привезли второй блок. Идея красивая, но для того, чтобы малые реакторы экономически себя оправдывали, там требуется топливо с обогащением по делящемуся изотопу уран 235 19%, на этой планете их делает только Росатом.
Так бы все бы хорошо, то есть Росатом смотрит на бурное развитие технологии атомных станций малой мощности спокойно, рассчитывая занять процентов 15 рынка, на день сегодняшний насчитывается 82 проекта атомных станций малой мощности, работает ровно один – академик Ломоносов в городе Певеке, но зато 82 проекта есть. И у них там возникло напряжение.
Если мы строим эти атомные электростанции, если хоть один из проектов будет реализован, топливо можно купить только в России.