А не замахнуться ли нам на Джеймса Джойса нашего «Улисса»? Наверное, именно так подумал режиссер-перформер и руководитель Творческого объединения "Дружба" Дмитрий Лесников, приступая к работе над своим очередным перфомансом. И замахнулся!
Что из этого вышло, можно было наблюдать 7 марта 2024 года на площадке клуба «Склад № 3», где состоялась его премьера в исполнении актеров ТО "Дружба".
Для начала нужно пояснить, что перфоманс - это не спектакль, а театрализованное действо. Перфомансом (от английского performance — исполнение, представление, выступление) называют одну из форм современного искусства в жанре театрально-художественного представления. В ней произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и времени. К перформансу можно отнести любую ситуацию, которая включает в себя четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя.
Что касается «Улисса» и того, почему на него можно именно что «замахнуться», а не спокойно поставить на сцене, то тут не все так просто….
«Улисс» - это культовый модернистский роман ирландского писателя Джеймса Джойса, в полном виде изданный 2 февраля 1922 года. Автор работал над ним на протяжении 7-ми лет.
Это сложнейшее полистилистическое произведение, которое признаётся вершиной литературы модернизма. Модернизм (от итал. modernismo— «современное течение») - направление в искусстве, характеризуемое отрицанием предшественников, разрушением устоявшихся представлений, традиционных идей, форм, жанров, поиском новых способов восприятия и отражения действительности.
Повествует роман об одном из дней в жизни дублинского обывателя еврейского происхождения Леопольда Блума. И этот день Блум проводит очень насыщенно: в издательстве, на улицах, в кафе Дублина, на похоронах своего знакомого, на берегу залива, в родильном доме, где он знакомится со Стивеном Дедалом - молодым учителем в местной школе. В далее - в притоне и, наконец, в собственном доме, куда он поздно ночью приводит сильно выпившего Дедала, лишившегося крова. Однако главная интрига романа - в измене жены Блума - Молли. Об этом сам Блум знает, но предпочитает не предпринимать никаких мер.
Несмотря на кажущуюся простоту сюжета, роман «Улисс» вмещает в себя огромное количество исторических, философских, литературных и культурных аллюзий.
А что касается канвы и композиции романа, то они имеют аналогию с поэмой Гомера «Одиссея». Собственно, Улисс – это и есть латинская транскрипция имени Одиссея. Персонажи романа Джойса также в чем-то похожи на героев «Одиссеи».
Глав или «эпизодов» в «Улиссе» 18. По жанровости и стилистике они сильно различны. Так, например, в одной из частей романа на читателя буквально обрушивается поток сознания, мечущийся между внешним миром и подсознанием. В другой Джойс демонстрирует собственное видение эволюции языка, включая нечленораздельные пьяные выкрики. Еще одна часть романа – это вычурная пьеса, другая - состоит из набора газетных статей с заголовками. Знаменитая же финальная глава «Улисса» вообще написана без единого знака препинания.
В связи с этим становится очевидной сложность восприятия романа - она граничит с непреодолимостью и непостижимостью. Сам Джойс по этому поводу однажды сказал, что «вложил в неё столько головоломок и загадок, что профессора ещё многие столетия будут спорить о том, что я имел в виду». Собственно, это и делает «Улисса» бессмертным. А многие литературоведы считают роман Джойса ключевым произведением литературы XX века.
Однако при жизни Джойса не все восприняли вызывающее содержание романа положительно. Так, его коллега по писательскому цеху - модернистка Вирджиния Вулф утверждала, что «Улисс» — «тошнотворный недоучка, расчесывающий прыщи».
В свою очередь, Владимир Набоков, благосклонно относящийся к самому Джойсу, в одной из лекции, посвященной «Улиссу», говорил: «...Очевидно, что в сексуальном отношении Блум если и не вполне безумен, то, по крайней мере, являет собой наглядный клинический пример крайней сексуальной озабоченности и извращения со всевозможными любопытными осложнениями». Одновременно с этим, Набоков назвал «Улисса» «божественным произведением искусства».
Учитывая все это, сложно не согласиться, что «Улисс» - это книга-путешествие, осилить которое до конца сможет не каждый.
Приступая к работе над перфомансом по мотивам столь масштабного романа, режиссер Дмитрий Лесников, естественно, это понимал, и потому решил значительно адаптировать и облегчить современному если не читателю, то зрителю, путь к пониманию данного литературного произведения.
И зрителя для этого он выбрал молодого, учитывая то, что показ перфоманса «Улисс» был задуман на площадке молодежного клуба «Склад № 3». Это место для тех, кто любит независимое творчество, независимую музыку и знакомства с необычными творческими людьми. Получается, что и место для премьеры было выбрано не случайно!
Как подчеркивал в анонсе к постановке сам режиссер, «Гомер сумел скомпоновать 10-летний путь Одиссея в 40 суток. Джойс – в один день. Так почему бы нам не исполнить его за час реального времени?».
Тут нужно пояснить, что сам клуб «Склад № 3» оформлен очень локанично, практически в стиле минимализма и, по сути, представляет собой пустое прямоугольное помещение, напоминающее цех или склад. На самом деле, это и есть помещение одного из цехов бывшего завода красок «Гамма». Сейчас здесь располагается Арт-кластер «Гамма» - место силы московского андеграунда.
На «Складе № 3» есть простая сцена, сооруженная из досок, есть барная стойка с некрепкими напитками и легкой закуской, а вот сидячих зрительных мест здесь практически нет (если не считать барных стульев и сценических подмостков, на которые можно присесть и зрителю). Во время проведения выставок стены клуба заполняются художественными работами, а во время концертов – в нем есть необходимое пространство для танцев и для максимально близкого зрительского зрительного контакта с выступающими.
Несмотря на обескураживающий аскетизм, бросающийся в глаза более взрослому и искушенному зрителю, молодежь любит этот клуб. В нем удобно, и в нем действительно царит определенный дух свободы – от шаблонов от штампов, как минимум.
Что же касается героя перфоманса «Улисс», то, по задумкам режиссера, он чуть более, чем за час театрализованного действа пытается дойти в клубе от сцены до бара. И при всей очевидной простоте указанной задачи, это выливается у него в настоящее приключение. (Вот он - Одиссей наших дней!). Приключение, участниками которого становятся и зрители – пространство клуба сделать это не только позволяет, но и этому способствует.
При определенном следовании сюжетной линии романа Джойса, иммерсивный перфоманс Лесникова представлял собой коллаборацию физического театра, пластики, музыки, спецэффектов, немыслимых грима, костюмов и реквизита, лазерных проекций, трюков, дыма и… полета невероятной режиссерской фантазии. Белая простыня на полу по всей длине клуба - как проложенный путь героя от сцены до бара (что очевидно), целлофановая пленка, в которую погружаются и закутываются участницы постановки - как символ психологической зашоренности героев и мазохизма главного героя (на мой взгляд), сумасшедшая музыка в стиле нойз, возможно, как всплеск внутреннего протеста и несогласия с существующей реальностью…
Справедливости ради нужно сказать, что постановка затронула не весь сюжетный объем романа, завершившись (как мне удалось понять) на этапе галлюцинаций Блума. Третья часть книги осталась режиссерской мыслью не охвачена.
Однако на сцене и так было достаточно всего, чтобы впечатлиться и одновременно не "обжечься" о едкое пламя современного искусства. Каждый из зрителей в каждой из сцен перфоманса, скорее всего, увидел и понял свое. Или ничего не понял, а просто наблюдал.
Понравился ли перфоманс молодежи? Думаю, да. Хотя и не уверена, что все из присутствующих в клубе читали «Улисса». Возможно, что некоторые о нем даже не слышали.
Отрадно одно: благодаря подобным постановкам – пусть даже столь экзотическим, ближе к нам становится и настоящее искусство. Которое, как показывает пример самого романа «Улисс» , тоже может быть таким разным и неоднозначным.
А еще, возможно, что в этом коротком, и одновременно таком длинном пути главного героя кто-то из зрителей увидел и свой путь...
Кстати, что касается Дмитрия Лесникова, то в определенных кругах этот режиссер перфомансов весьма известен. Он славится своей тягой к поиску новых форм восприятия и отражения действительности в современном искусстве, используя в качестве основы известные произведения классиков. Его постановки не всегда легки для восприятия и понимания рядовым зрителем. Но яркое и запоминающееся шоу в этом случае, как минимум, гарантируется всегда.
Таким шоу, к примеру, стал один из его перфомансов по мотивам произведения Н.В. Гоголя «Вий». Об этой постановке я писала ранее, о ней можно почитать здесь.
Вообще же, с учетом всего увиденного, услышанного и понятого, (в качестве идеи), рискую предложить режиссеру поставить очередной перфоманс, к примеру, по мотивам знаменитого романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Уверена, он может получиться еще более красочным, эффектным и вызывающим, нежели нынешний «Улисс».
Возьмет ли на вооружение эту идею руководитель ТО «Дружба», и что из этого получится, если да, – покажет время!
А пока хочу предложить вам фоторепортаж с премьеры перфоманса «Улисс».
ПЕРФОМАНС "УЛИСС". ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ДРУЖБА". РЕЖИССЁР ДМИТРИЙ ЛЕСНИКОВ.
ФОТОРЕПОРТАЖ
Перед началом перфоманса, на "разогреве", выступали музыканты ТО "Дружба" и "Молли Блум". Так зовут одну из героинь романа Джеймса Джойса "Улисс".
Режиссёр данного действа - Дмитрий Лесников. Выступление перед премьерой.
Самой действо: удивительное и таинственное!
Видео-фрагмент
(Фото и видео автора).
Уважаемые читатели! Если вам понравился этот материал, ставьте лайки, пишите комменты и подписывайтесь на "Культурные вечера"!