1. Прочитал «Крысолова» (1925) Марины Ивановны Цветаевой. Там много поэтически-интересных мыслей и находок. Например, ода пуговице.
2. Текст 1.
Не забывай, школяры: «Узреть
Гаммельн — и умереть!»
Juri, и Rührei, и Rühr uns nicht
an (в словаре: не тронь нас!) —
Смесь. А глаза почему у них
В землю? Во-первых — скромность,
И… бережливость: воззрился — ан
Пуговица к штанам!
Здесь остановка читатель. — Лжёшь,
Автор! Очки втираешь!
В сем Эльдорадо когда ж и кто ж
Пуговицы теряет?
— Нищие. Те, что от грязи сгнив,
В спальни заносят тиф, —
Пришлые. Скоропечатня бед,
Счастья бесплатный номер.
В Гаммельне собственных нищих нет.
Был, было, раз — да помер.
Тощее ж тело вдали от тел
Сытых зарыть велел
Пастор, — и правильно: не простак
Пастор, — не всем «осанна!»
Сытые тощему не простят
Ни лоскута, ни штанной
Пуговицы, чтобы знал-де всяк:
Пуговка — не пустяк!
(Маленькая диверсия в сторону пуговицы:)
Пуговицею весь склад и быт
Держатся. Трезв — застёгнут.
Пуговица! Праадамов стыд!
Мод и свобод исподних —
Смерть. Обывателю ты — что чуб
Бульбе, и Будде — пуп.
С пуговицею — всё право в прах,
В грязь. Не теряй, беспутный,
Пуговицы! Праадамов крах
Только тобой искуплен,
Фиговая! Ибо что же лист
Фиговый («Mensch wo bist?» —
Как не прообраз её? («Bin nackt,
Haг, — потому робею») —
Как не зачаток, не первый шаг…
Пуговица — в идее!
Пуговицы же (внемли, живот
Голый!) — идея — вот:
Для отличения Шатуна-
Чад — от овец Господних:
Божье застёгнуто чадо на́
Все́, — а козёл расстёгнут —
Весь! Коли с ангелами в родстве,
Муж, — застегнись на все́!
Не привиденьями ли в ночи
— Целый Бедлам вакантный! —
Нищие, гении, рифмачи,
Шуманы, музыканты,
Каторжники…
Коли взять на вес:
Без головы, чем без
Пуговицы! — Санкюлот! Босяк!
От Пугача — к Сэн-Жюсту?!
Если уж пуговица — пустяк,
Что ж, господа, не пусто?
Для государства она — что грунт
Древу и чреву — фунт
Стерлингов. А оборвётся — голь!
Бунт! Погреба разносят!
Возвеселися же, матерь, коль
Пуговицею — носик:
Знак добронравия. (Мой же росс
Явственно горбонос —
В нас).
* * *
Дальше от пуговичных пустот,
Муза! От истин куцых!
От революции не спасёт —
Пуговица. Да рвутся ж —
Все́! Коли с демонами в родстве —
Бард, — расстегнись на все́!
Цветаева, М. И. Крысолов. Лирическая сатира. — Цветаева, М. И. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. / Сост., подгот. текста, предисл. Е. А. Евтушенко. Худож. Т. Н. Толстая. — М.: «Художественная литература», 1990. Сс. 224 — 227.
Не правда ли, замечательно-ироничная песнь пуговице?!
3. Но в целом поэтика данной лирической сатиры излишне модернистская. Рубленые строки рубятся для рифмы. Они маленькие, телеграфно-экономные, большого смысла не несут.
Напоминает Владимира Владимировича Маяковского. Только у В. В. Маяковского всё кажется осмысленней и вдумчивей. Хотя и он порой готов был дать петуха. Где не справлялся. Или где невежество не позволяло написать грамотно.
4. В целом задача поэтически представить гаммельнскую историю с крысоловом, крысами, дочкой бургомистра и детьми Гаммельна, конечно, выполнена.
Но в длинной поэме на 79 страницах формата 165х110 (мм) излишне много именно барабанного боя и рифм «Пыль. — Мель. — Моль. — Нуль», «Смол. — Гул. — Вол. — Мул» и т. п.
То, что слова по созвучию старательно подобраны, это бросается в глаза. Но не ради же только созвучия? Я вот тоже готов поставить рядом в качестве фонетических паронимов «кабачки» и «собачки», «мать-и-мачеху» и «математику», «морковку» и «парковку». Но ведь действительным поэтическим блеском они заиграют только тогда и там, где будут своевременны и уместны по смыслу поэтической речи. Не так ли?
5. Текст 2.
— Шёл или спал?
— Штиль или шквал?
— Рус или сед?
— Наш ли уж свет?
— Дали не те!
— Ели не те!
— Горы не те!
— Гулы не те!
— Наш или тот?
— Час или год?
— Год или три, —
Сколько же шли?
— Даль не та!
— Пыль не та!
— Синь не та!
Тень не та!
— Плыл или мчал?
— Гаммельн? Квартал.
— Гаммельн? Проспал.
— Гаммельн? Читал
В сказке.
— Весьма не новая
Сказка: левей Ганновера.
— Лес не тот!
— Куст не тот!
— Дрозд не тот!
— Свист не тот!
— Юн как Ахилл!
— Гаммельн? Гостил!
— Гаммельн? Простыл!
— Гаммельн? Учил
В книжке, покамест та́мбуром
Тётки…
— С меня, так Гамбурга
Хватит!
— Вздох не тот!
— Ход не тот!
— Смех не тот!
— Свет не тот!
Синь, а не бел!
— Гаммельн? Пробел.
— Гаммельн? Прозрел:
Блюдо, и ел
С пивом, в одном приятном
Обществе: Hammelbraten
Славный кусoк!
— Гаммельн? Дай cpoк!
— Гаммельн? Заскок!
— Гаммельн? Отёк
Мозга.
— Вниманья требую:
Гаммельна просто не было:
Пыль.
Мель.
Моль.
Нуль.
Наша соль — пыль от пуль!
Наша быль — рваный куль!
Пусть злее чумы, —
Всё ж со́ль земли — мы!
Наша кровь — та же смоль!
Раз кровь — кровью смой!
Пусть ропщут умы, —
Всё ж кровь земли — мы!
Наша дробь — та же трель!
— Эй, раб! Влево цель!
Пав ниже земли, —
Всё ж цвет её…
— Говорю вам: не те холмы!
— Не Германия!
— Много далее!
— Не Германия!
— И не Галлия!
— Одурманены!
— Знай да взахивай!
— Не Германия!
— И не Влахия!
— Тише тихого!
— Дольше длинного!
Коль не Скифия,
Значит…
— Индия!
Цветаева, М. И. Крысолов. Лирическая сатира. — Цветаева, М. И. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. / Сост., подгот. текста, предисл. Е. А. Евтушенко. Худож. Т. Н. Толстая. — М.: «Художественная литература», 1990. Сс. 256 — 258.
6. Скучно, девушки!.. Что сказать-то хотела?
2024.04.15.