Каждый уважающий себя российский школьник без труда назовет год отмены крепостного права. Да, это 1861 год. К февралю 1861 года в царской России был подготовлен манифест, который должен был совершить переворот в социально-экономической жизни империи, и 19 февраля (3 марта по н.ст.) императором Александром II был подписан Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и "Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", состоявшие из 17-и законодательных актов. Грандиозность этого события понимали все. Войска были приведены в боевую готовность, а обнародование манифеста о «воле» решили отложить до конца масленичных гуляний и наступления Великого поста. 5 марта (ст. ст.), в Прощёное воскресенье, в Москве, в Успенском соборе Кремля после литургии манифест был обнародован. В этот день его текст был зачитан после обедни во всех храмах Москвы, Петербурга и других городов, а в отдаленных местах – в течение марта того же года. В Михайловском манеже в Москве указ перед собравшимся народом был зачитан лично Александром II. Крестьянскую реформу император считал «главным делом своего правления».
А вспомнили мы о крестьянской реформе 1861 года в связи с одним очень интересным предметом, хранящимся в фондах Киришского историко-краеведческого музея. В 2015 году фонды Киришского историко-краеведческого музея пополнились ценным экспонатом - Знак нагрудный должностной – «Сельский староста». В музей его передал Михайлов Андрей Алексеевич. Именно в ходе крестьянской реформы в России появилась должность сельского старосты, а его права и обязанности были закреплены в «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» 1861 года. Староста стал являться ключевой фигурой сельского управления, низшей ступенью в иерархии сельской власти в Российской империи. Избирался староста сельским сходом на три года. Его избранию уделялось особое внимание:
- на должность могли претендовать приписанные к общине крестьяне-домохозяева - главы крестьянских семейств, пользовавшиеся земельным наделом;
- без судимостей;
- возраст кандидата должен был быть не моложе 25 лет, но обычно выбирали людей старше 30 лет, с опытом и «жизненной смекалкой»;
- хоть это и не было регламентировано, но довольно быстро было решено выбирать старосту только из зажиточных крестьян или середняков, ни в коем случае не из бедняков, дабы избежать финансовых растрат;
- было важно, чтобы этот человек был строг в быту, уважаем в семье, добросовестно относился к работе;
- политическая благонадежность и доверие начальства приветствовались.
Круг его обязанностей был довольно широк!
Он был обязан:
- наблюдать за сохранностью дорог, мостов, водяных канав и др.;
- следить за порядком в училищах, больницах и богадельнях;
- следить за целостностью земель, принадлежащих местным жителям и межевых знаков.
Он же распоряжался подачей помощи в чрезвычайных ситуациях (при пожаре, наводнениях, эпидемиях, падеже скота и др.). Заботился о соблюдении порядка в общественных местах и о безопасности лиц и имущества; мог задерживать бродяг, беглых и военных дезертиров; принимал меры предупреждения всякого рода преступлений, проступков и т. п. Староста имел право: «проводить предварительное дознание в случае совершения преступления» за «маловажные проступки», такие как «появление в храме в неприличном виде, шум и крики во время богослужения и схода, ссоры и драки, ослушание сельских властей, непочтение к родителям и старшим, пьянство, своеволие и т. д», мог назначать административные наказания в виде общественных работ до 2 дней, денежного штрафа до 1 руб. или ареста до 2 дней. По сути, староста, на вверенном ему участке, исполнял полицейские, налоговые и другие управленческие функции от имени государства.
Как видим, обязанностей было довольно много, при этом взамен староста получал избавление на время службы от всех натуральных повинностей и телесных наказаний, что было немаловажно, а прослуживший два трехлетия в должности навсегда освобождался от исполнения рекрутской повинности. Денежное же вознаграждение было минимальным, а где-то и вовсе отсутствовало. Поэтому крестьяне пытались под любым предлогом откреститься от хлопотной должности. Вот как пишет об этом В.В. Тенишев «В виду трудного двойственного положения старосты, сопряженного с хлопотами и плохо вознаграждаемого, лучшие люди деревни всячески стараются избавиться от этой должности; но вместе с тем и крестьяне, в большинстве случаев, людей энергичных и выдающихся не любят выбирать, боясь быть у них потом в подчинении» (Тенишев В.В. Административное положение русского крестьянина. 1908 г. СПб, с. 52)
В качестве отличия старосте полагался специальный должностной знак Знак был учрежден особым распоряжением от 27 июля 1861 года. Знаки были единого образца по всей Империи и изготавливались из светлой бронзы. Отличались друг от друга только изображением герба той губернии, в которой находилось соответствующее селение, на оборотной стороне. На знаке, что хранится в музее, на оборотной стороне соответственно - герб Санкт-Петербургской губернии. На лицевой стороне размещался вензель царствовавшего императора Александра II и дата начала реформ «19 февраля 1861 года». Знак полагалось носить на груди поверх одежды, на специальной булавке с цепочкой, но нередко в нарушение правил его носили на шее как медаль. Знак передавался от одного старосты к другому, как и должностная печать. Носили его только во время исполнения должности.
А сохранился ли институт сельских старост в современной России? Да! В соответствии с п.1 ст.27.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», «для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения в сельском населенном пункте… может назначаться староста сельского населенного пункта». Как и прежде, это своего рода посредник и доверенное лицо сельских жителей, их представитель при взаимодействии с местной властью.