Найти тему
Минутная История

Берсерки — оборотни и личная дружина Одина, которых боялись свои же

Гравюра на одной из бронзовых плит VIII века, найденной на острове Эланде в Швеции
Гравюра на одной из бронзовых плит VIII века, найденной на острове Эланде в Швеции

Хочешь основать свой город, или хотя бы деревню - ищи места у воды. Море, река, озеро - неважно, главное, чтобы можно было гостей заморских встретить. А будет настроение, и самому куда-нибудь доплыть. Город живет торговлей, а вода в древности - лучший из путей сообщения. Вот и вырастали по течению поселения как по грибнице.

Но что заставляло раннесредневековый люд оставлять насиженные места и уходить в глубь крутых гор и дремучих лесов? Строить высокие стены, запирать свои жилища на тяжелые засовы?

По весне с моря начинал дуть холодный северный ветер, с которым приходила беда. Этот ветер приносил с собой корабли викингов. «Господи, избави нас от неистовства норманнов» - с такой молитвой обращались к Богу священники многих государств Западной Европы в VIII - XI веках. О том же молили своих небесных покровителей жители различных земель от Северной Америки до Средиземноморского побережья Африки, с тревогой всматриваясь в морскую даль.

Картина Ханса Даля
Картина Ханса Даля

Жестокие и искусные в военном деле, не ведавшие страха в бою, скандинавы огнем и мечом проходили по мирным городам и селам, оставляя за собой разграбленные церкви и разрушенные дома. И не было никакого спасения от этой напасти. Бывало, тяжелыми усилиями и многими жертвами, норманов удавалось откинуть назад, но через какое-то время они возвращались вновь, как липкая болезнь. И особым проклятием своего времени стала определенная каста северян, отдельное военное сословие. Их называли берсерками — изверги, который боялись не только чужие, но даже и свои.

Вот как описывает их знаменитый исландский скальд Снорри Стурлусон в своей «Саге об Инглингах»:

«Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими, или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками».

Отличительной особенностью этих бойцов было то, что во время битвы они впадали в кровавое безумие. Бросаясь в бой практически обнаженными, неистово круша шлема и щиты врагов боевыми топорами, не чувствуя боли, они вселяли неподдельный ужас в своих противников. Смерть виделась им как дар и избавление.

оружие и снаряжение скандинавских викингов
оружие и снаряжение скандинавских викингов

При этом стоит отметить, что берсерк, в некотором роде, фигура сакральная. Из приведенного выше отрывка становится ясно, что они являлись людьми самого Одина, его личной дружиной. В каком-то смысле высший из асов (группа германо-скандинавских богов) сам был берсерком - прогерманская форма его имени «Wōðanaz» означает «повелитель безумия» или «предводитель одержимых, безумных» Он их взращивал, направлял, защищал. Он же их и губил.

Поскольку Один Вотан являлся богом войны и победы, битва становилась для его слуг и последователей своеобразным религиозным ритуалом. Логическим завершением этого действа была смерть. Само сражение уподоблялось кровавому жертвоприношению, которое приносили и победитель и побежденный. За смертью следовало столь желанное вознесение валькириями павшего героя в чертог Всеотца - Вальгаллу, где лился мед и весело звенели мечи. Таким образом гибель берсерка или сраженного им воина была всегда выгодна верховному асу.

Так он удовлетворял свое кровожадное естество и получал в небесное воинство новых отважных воинов, призванных выступить на его стороне в последней великой битве богов и чудовищ - Рагнареке. Славной смерти жаждал и берсерк, такова была его религия.

Валькирия над сраженным воином, Константин Алексеевич Васильев
Валькирия над сраженным воином, Константин Алексеевич Васильев

Само же боевое исступление воспринималось соплеменниками не как душевная болезнь или скверный характер, а как нечто глубоко духовное и правильное. Как особый дар. Известный французский мифолог и лингвист Жорож Дюмезиль пишет: «В представлениях германцев, война охватывает и расцвечивает все сферы жизни». А какова жизнь, такова и духовность.

Хотя, в мирное время кровожадные забияки, любившие пьяные драки и насильные забавы с честными женщинами, доставляли немало хлопот отдыхающим от войны бондам (свободные люди в скандинавских странах).

К примеру, известный скальд и берсерк Эгиль Скаллагримссон во время одного из пиров наградил некоего Армонда своей блевотиной, после чего еще и выколол ему глаза. Снорри Стурлурсон в своих сагах упоминает отряды берсерков, нападающих на скандинавские поселения с целью грабежа и насилия над женщинами. Такое поведение некоторых воинов в бою и в мирной жизни интересным образом объяснялось современниками.

Считалось, что подобные припадки ярости - проявление оборотничества. Само слово «berserkr», предположительно, переводится со скандинавского как «человек в шкуре медведя». Другое название этих воинов «ulfhedhnar» означает «волчья шкура». В человека входил дух зверя - медведя, волка, кабана. Разум его застилало кровавой пеленой. Уходила боль, уходили жалость, страх. Оставалось лишь желание убивать.

С этими верованиями был связан и обряд инициации во многих древнегерманских племенах - юноша должен был один уйти в лес и там найти и сразить дикое животное. Во время поединка посвящаемый перенимал повадки зверя, принимая в себя его силу и ярость. Вера в то, что посредством ритуального облачения в шкуру человек становится волком или медведем была очень распространена в Средние века, а в северных регионах сохранялась аж вплоть до XIX века.

Но как берсерк входил в состояние боевого экстаза? Какова была техническая сторона этого процесса? Современная наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. Самая распространенная версия - употребление перед боем психоактивных веществ.

-5

Что это было - отвар из мухоморов, черная белена, алкоголь - ученые спорят по сей день. Дело в том, что сами саги не просто не дают ответа на этот вопрос, ими даже не подтвержден сам факт распития чаши безумия. Ни Снорри Стурлусон, ни другие скальды ни о чем подобном не упоминают. Популярная ныне теория о том, что берсерки одурманивали себя настоем из мухоморов, появилась лишь в 1785 году. Автором ее являлся шведский ученый Самуэль Эдманн, изучавший обычаи некоторых восточносибирских племен. Научное сообщество тогда это предположение отвергло. Но в 1916 году «мухоморной гипотезе» дал новое дыхание американский психолог Говард Д. Фэйбинг, и на этот раз она возымела такой успех, что сейчас принимается за абсолютную истину.

Вторая по популярности версия причины поведения берсерков - психическое расстройство наподобие эпилепсии. Приходит на ум сравнение с состоянием «Амок» у жителей Индонезии, характеризующимся резкими и беспричинными приступами агрессии и возбуждения. Не лишена также основания гипотеза о введении берсерками себя в состояние одержимости ритмичным танцем, приводящим к трансу.

Какой из способов имел место быть - трудно сказать. У каждой из этих гипотез есть свои сторонники и противники. Возможно, это тема для отдельного и очень интересного разговора. Сейчас остановимся на том, что факт перехода берсерками в состояние аффекта не вызывает сомнений. И это делало их действительно ужасающими воинами, на ночь о которых рассказывали детям страшные сказки.

Шло время, Скандинавия становилась христианской. Языческие обычаи медленно растворялись в тумане прошлого, и, постепенно, воины в медвежьих шкурах становились не нужны. Их жестокость и асоциальность, особенно в мирное время, не соответствовала новой морали. Они стали пережитком прошлого. Ранее так нуждавшиеся в бойцах-оборотнях, теперь вожди пытались от них избавиться всеми способами.

Ханс Макарт – Валькирия и умирающий герой
Ханс Макарт – Валькирия и умирающий герой

Изданный в Исландии в 1123 году закон гласил: «замеченный в бешенстве берсерка будет наказан тремя годами ссылки». После этого упоминаний о неистовых воинах в источниках не встречается. Это был конец эпохи кровавого боевого безумия.

Текст от Филиппа Бородина эксклюзивно для Минутной Истории