Найти в Дзене

Как обжаловать отказ в государственной регистрации юридического лица

Оглавление

В регистрации ООО могут отказать, однако это не означает, что вы не сможете открыть бизнес. Даже если ФНС приняла такое решение, законодательство Российской Федерации позволяет его обжаловать. Как это сделать? Сейчас разберёмся.

Почему могут отказать

Основания для отказа в государственной регистрации юридического лица прописаны в статье 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ.

Среди наиболее частых причин можно выделить технические ошибки, такие как:

  • неполный комплект документов;
  • подача документов в неподходящее отделение ФНС;
  • отсутствие необходимого нотариального удостоверения;
  • выявление неточностей или ложных сведений в предоставленных документах.

Также налоговый орган может отказать из-за юридических ошибок, например:

  • подписание заявления на регистрацию неуполномоченным лицом;
  • несоответствие наименования ООО требованиям законодательства;
  • недействительные паспортные данные участников;
  • отказ физического лица от регистрации его данных в ЕГРЮЛ;
  • поступление судебного акта или постановления судебного пристава, запрещающих определённые регистрационные действия и т. д.

В случае отказа в государственной регистрации решение регистрирующего органа можно оспорить. Это могут сделать как сам заявитель, так и другие лица или организации, которых отказ затрагивает (согласно пункту 1 статьи 25.1 Закона № 129-ФЗ).

Куда подавать жалобу

Если вам отказали в регистрации ООО и вы хотите оспорить это решение, необходимо соблюсти предварительный порядок разрешения споров. Прежде чем обращаться в суд или ФНС РФ с заявлением, рекомендуется обжаловать решение, подав жалобу в соответствующий орган налоговой службы.

Прямое обращение в ФНС РФ или суд допускается лишь в некоторых ситуациях (согласно пункту 1 статьи 25.2 Федерального закона №129-ФЗ).

Как оформить жалобу на решение об отказе в регистрации

Если прямое обращение в суд с исковым заявлением для обжалования отказа в государственной регистрации юридического лица невозможно, необходимо сначала обратиться в вышестоящие органы ФНС.

В какие сроки можно подать жалобу

Согласно п. 2 ст. 25.3 Федерального закона № 129-ФЗ, жалобу на отказ в регистрации можно подать в течение трёх месяцев с момента получения отказа. Если заявитель пропустил срок и у него есть уважительные причины, то, согласно пункту 3 статьи 25.3 Федерального закона № 129-ФЗ, можно подать ходатайство о восстановлении срока в том же органе, куда подаётся жалоба.

Обжаловать отказ возможно путём обращения непосредственно в подразделение налоговой, уполномоченное рассматривать жалобы, либо в тот же регистрирующий орган, который отклонил заявку на регистрацию. Если выбран последний вариант, регистрирующий орган пересылает жалобу для рассмотрения в вышестоящий орган ФНС (согласно статье 1 пункта 25.3 Федерального закона № 129-ФЗ).

Жалоба должна быть составлена в письменной форме и подписана заявителем или его законным представителем, если заявление подаёт не сам заявитель.

Способы подачи

Чтобы жалоба была принята на рассмотрение, вы можете:

  • Лично передать её в налоговый орган.
  • Отправить по почте — рекомендуется использовать письмо с вложением и уведомлением о доставке.
  • Передать через интернет в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Для этого можно воспользоваться сервисом «Обратиться в ФНС России» или личным кабинетом налогоплательщика на сайте налоговой.

Что нужно указать

Документ должен содержать:

  • ФИО и адрес проживания заявителя, если это физическое лицо, или название организации и её адрес, если жалоба подаётся от имени организации.
  • Данные о решении регистрационного органа, такие как дата принятия, номер, причины отказа и прочее.
  • Наименование налогового органа, вынесшего решение, которое обжалуется.
  • Аргументы, подтверждающие нарушение прав заявителя.
  • Требование заявителя, например, признание незаконным и отмена решения налогового органа об отказе в регистрации.

В тексте жалобы можно указать дополнительные сведения, такие как номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другая контактная информация.

Если жалобу подаёт представитель заявителя, необходимо приложить документы, подтверждающие его полномочия, например, доверенность. Также можно приложить документы, подтверждающие аргументы, изложенные в жалобе, и способствующие её удовлетворению.

Дополнительные документы не обязательно должны быть представлены в момент подачи жалобы, их можно предоставить позже, но до принятия какого-либо решения по жалобе.

Сроки рассмотрения

Срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней, но в определённых случаях руководитель вышестоящего налогового органа может продлить его ещё на 10 рабочих дней. Заявителю в письменной форме направляется уведомление об увеличении срока в течение трёх рабочих дней после принятия решения.

По истечении срока рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений: либо отменяет решение регистрирующего органа об отказе в регистрации и удовлетворяет жалобу, либо отказывает в удовлетворении жалобы.

В случае удовлетворения жалобы регистрирующий орган обязан в течение пяти рабочих дней принять решение по представленным на регистрацию документам и внести соответствующие изменения в реестр ФНС. Однако, если в период рассмотрения жалобы в реестр уже были внесены противоречивые записи, регистрирующий орган может отказать в регистрации даже при наличии решения об удовлетворении жалобы.

Если вышестоящий орган ФНС в течение 15 рабочих дней не примет решение по обжалованию государственной регистрации ООО, следует обратиться с аналогичной жалобой либо в ФНС России, либо непосредственно в суд.

Могут ли жалобу оставить без рассмотрения

Иск могут оставить без внимания, если жалоба:

  • не имеет подписи от заявителя или его официального представителя, либо представленные документы о представительстве оформлены неправильно;
  • подана после истечения установленного срока без ходатайства о его продлении или если такое ходатайство было отклонено;
  • была отозвана заявителем до вынесения решения по ней;
  • уже была подана по тому же вопросу и по тем же основаниям;
  • уже рассматривалась ранее по тем же основаниям, и по ней уже имеется действующее судебное решение.

Решение об отклонении жалобы принимается в течение пяти рабочих дней с момента получения жалобы или уведомления об отзыве. Если речь идёт о судебном решении, то решение принимается в течение 15 рабочих дней.

Как обжаловать отказ в вышестоящем налоговом органе

Если вы не согласны с решением вышестоящего налогового органа об отказе в регистрации, у вас есть два варианта обжалования: обратиться в Федеральную налоговую службу России или сразу в суд.

Если вы хотите подать жалобу на решение ФНС России, необходимо сразу обратиться в суд.

Для обжалования решения в ФНС РФ требуется подать жалобу в течение трёх месяцев с момента принятия решения нижестоящим налоговым органом. Процесс обжалования аналогичен описанному выше.

Обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица по решению суда

Необходимо обратиться в арбитражный суд по месту нахождения органа, отказавшего в регистрации. Заявление следует подать в течение трёх месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав, например, после получения отказа в удовлетворении жалобы или после истечения срока ожидания решения по жалобе.

Исковое заявление может быть подписано заявителем или его представителем и подано одним из следующих способов: личным визитом в канцелярию суда, почтой или в электронном виде через личный кабинет системы «Мой арбитр».

В исковом заявлении, адресованном ответчику, необходимо указать требования со ссылками на соответствующие законы и нормативные акты. Например, можно потребовать признать незаконным решение налогового органа об отказе в регистрации и отменить само решение об отказе.

Необходимо также описать обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления исковых требований, и предоставить любые соответствующие доказательства, подтверждающие незаконность отказа в требуемой регистрации.

Важно указать, что был соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, а также указать, куда и каким образом подавалась жалоба и какое решение по ней было принято.

В исковом заявлении также должен быть перечень приложенных к нему документов.

Кроме того, в заявлении могут быть отражены дополнительные сведения, если это необходимо для правильного и своевременного разрешения дела, например, ходатайства о получении дополнительных доказательств от ответчика или третьих лиц.

Существует перечень документов, указанных в статье 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ, которые должны быть переданы в суд, включая копии документов, представленных при регистрации юридического лица, решения регистрирующего органа об отказе в регистрации и документов, подтверждающих направление заявления об обжаловании решения.

Заключение

Возможность обжаловать отказ в регистрации юридического лица — это ваше законное право.

Необходимо помнить, что успешное обжалование в значительной мере зависит от грамотного оформления жалобы и обоснования вашей позиции.

Если у вас есть сомнения в своих способностях, рекомендуется обратиться за помощью к юристу, специализирующемуся на вопросах регистрации юридических лиц.

Но будет значительно проще предотвратить подобную ситуацию, исправив замечания и подав документы повторно. Для избежания технических ошибок, которые могут стать причиной отказа, вы можете воспользоваться нашим онлайн-сервисом для регистрации бизнеса. Мы подготовим все необходимые документы и отправим их в налоговую. Вам не нужно будет идти в ИФНС или обращаться к нотариусу, и также не потребуется оплата госпошлины. Зарегистрируйте свой бизнес с нашей помощью!