Участвовал я как то в районном педагогическом конкурсе мастерства. Одним из заданий было нужно написать свое представление о работе учителя.
Самая хорошая работа –
это высокооплачиваемое хобби.
Г. Форд.
Почти перед каждым человеком по завершении школы встает вопрос выбора профессии, вопрос того, кем он станет в этой жизни. Это очень важный выбор, ведь от того насколько продуманным и взвешенным он будет, зависит дальнейшая жизнь и благосостояние человека. Кто-то прислушивается к себе и своим интересам и выбирает определенную специальность, за кого-то решают родители или родственники. Часто выбор навязывают друзья и знакомые, или человек следует за общественным мнением – нужное, как говорится, подчеркните сами.
Давайте представим, что вы современный среднестатистический выпускник, который, худо-бедно, но выпускные экзамены сдал. Вам не хватает баллов в то учебное заведение, о котором мечтали, но хватает для поступления в педагогический колледж, например. И, как это часто бывает, родители убеждают подать документы туда: «Лучше так, чем вообще без образования!». И что потом? А потом…Вы получили специальность и устроились работать в школу. Но вам не нравится ваша работа. Кому от этого хорошо? Может ученикам? Конечно же нет, ведь ученики чувствуют ваш настрой, получают некачественные знания и чувствуют себя обузой. А может лучше вам? Правильно, тоже нет. Вы ходите каждый день на нелюбимую работу, испытываете стресс, жалеете себя и злитесь на окружающих. Другое дело, если человек любит свою работу, что, кстати, чувствуется сразу! И ученики обязательно отвечают взаимностью, охотнее посещают ваши уроки не потому, что «надо», а потому, что интересно. Да и сам учитель получает удовольствие от всего происходящего.
Свой трудовой путь я начал в 2008 году сначала в должности инженера, а далее ведущего инженера в одной из библиотечных систем города Москвы. Почти в каждом филиале системы имелось интернет-кафе, оборудование которого необходимо было обслуживать. Это интересная и увлекательная работа, которая была связана не только с «бездушными железками», но и с культурными мероприятиями, в которых я принимал участие. То нужно выступить в детском центре на празднике в образе Деда Мороза, то принять участие в столичном конкурсе в образе В.А. Гиляровского. Это было веселое время, которое я вспоминаю с теплотой. Далее был карьерный рост, должность директора библиотечно-информационного центра и осознание того, что данная деятельность не вызывает тех положительных эмоций, что были раньше. Ежедневное общение с чиновниками разного калибра, рутина и однообразность стали вызывать стойкое нежелание идти на работу и все те чувства, что я указал выше. Закончилось все просто – «Развод и девичья фамилия», то есть поиск нового места работы, который привел меня в мир педагогической деятельности.
Сначала просто развитие технического творчества в Культурном центре «Внуково» (заведующий отделом технического творчества КЦ). Именно в этот период времени пришло понимание, что учить детей для меня не просто интересно, но и доставляет сугубо положительные эмоции. Далее профессиональная переподготовка, результатом которой стала эволюция инженера Д.В. Мамонтова в преподавателя информатики Дмитрия Владимировича.
Кто ты, Учитель? Я задаюсь этим вопросом уже шестой год и регулярно сам себе даю новые и новые ответы на, казалось бы, такой простой вопрос. Мое школьное детство прошло в девяностых годах прошлого столетия и начале нулевых. Я часто вспоминаю хмурые лица своих учителей, все сильнее и сильнее сгибающихся под тяжестью давящих на них проблем того времени. Не все, но большинство жили по принципу «День прошел и ладно». Кто-то из учителей выливал свое раздражение на нас, кто-то, наоборот, парой фраз мог задать энергетический подъем в решении той или иной задачи. Еще тогда я понял, что мне не хочется ходить на урок к учительнице физики, которая все время утверждала, что наш класс - ничтожество (хотя с физикой у меня все было хорошо), и совсем было по-другому с уроком ОБЖ, на котором учитель также отчитывал неуспевающих по предмету, но всегда с выдумкой.
Так каким же должен быть современный учитель? В первую очередь, это должен быть человек, сознательно сделавший выбор и пришедший в нашу профессию, любящий свою работу. С самых первых дней работы я постоянно учусь и развиваюсь, ведь мир не стоит на месте и движется со скоростью идущего по планете Земля прогресса. Развитие, на мой взгляд, это не только пройденные курсы повышения квалификации или переподготовки по тому или иному предмету, это еще и самостоятельное развитие в различных областях касающихся не только преподаваемых учителем предметов, а также количество прочитанных книг, принесших мне пользу как личности.
Я считаю, что учитель должен не просто давать знания, а учить собственным примером – уметь делать все то, о чем говоришь. Важно держать слово данное ученикам и всегда выполнять сказанное. Как можно рассказывать о вреде курения, если сам в перерывах между уроками спешишь в курилку? Дети быстро замечают несоответствие в словах и поступках и тут же меняют к тебе отношение.
Мы работаем не просто с детьми, мы работаем с судьбами поколения, которое растет, глядя на нас, и в конечном итоге станет нашей заменой. Именно поэтому учитель не имеет права быть равнодушным и хладнокровным к проблемам ученика, важно слушать и слышать ученика. Ведь каждое наше действие или бездействие в дальнейшем отразится на судьбе этого человека. Станет ребенок успешным, зависит не только от него самого, но и от нас. Абсолютно в любой ситуации я должен проявлять терпение и заботу, даже если это бывает сложно. В каждом ребенке я пытаюсь увидеть личность и помочь ей реализоваться. Все дети разные, и обстоятельства в каждой семье свои. Но независимо от этого считаю, что учитель должен суметь втянуть ребенка в образовательный процесс, увлечь его, помочь адаптироваться в коллективе. А если есть явные проблемы со сверстниками, именно учитель должен пресечь все неприятные ситуации, не позволить довести ситуацию до критического состояния.
Список «учитель должен» можно продолжать не до бесконечности, но очень долго. Поэтому в данном эссе я указал те качества, которые считаю самыми важными в своей профессии (профессиональная компетенция само собой также важна). И несмотря на то, что мы живем в такое время, когда учителя все больше представляют эдаким обслуживающим персоналом, несмотря на проблемы, возникающие в процессе работы, я люблю свою работу. Люблю свою работу и не собираюсь ее менять, так как получаю от нее удовольствие и позитив, а остальное - тлен.