Мамой я стала в 19 лет, я была совсем юна. На самом деле, мне было очень трудно, поскольку я не знала, как правильно растить своего сына. Как и все малыши, он часто плакал, показывая свои чувства. Я не всегда могла понять, что же он хочет от меня. Возможно нужно покормить или сменить подгузник. Я была слишком молода и неопытна, не всегда в ресурсном состоянии, ведь я была студенткой, да и такого количества информации в интернете раньше не было как сейчас. Помню, что однажды наткнулась на статью у какого-то психолога, который утверждал, что не всегда нужно сразу же успокаивать плачущего ребенка. Он советовал на время оставить его одного, и со временем малыш сам успокоится. Знаете, однажды, я так и сделала. Сегодня я очень благодарна своей интуиции, что не могла долго применять этот метод, поскольку мое сердце просто разрывалось, и я бежала к своему сыну, чтобы взять его на ручки и успокоить.
Я делюсь с вами этой историей, чтобы вы осознали, что все проблемы наших детей имеют свои корни в глубоком детстве. Это печально, но это необходимо понимать. И даже, игнорирование плача, в целях воспитания, может нанести ребенку травму.
Когда ребенок только появляется на свет, его сознание находится в состоянии хаоса и размытости. Мир для него представляет собой совокупность изображений, фантазий и теней. С течением времени сознание начинает формироваться и упорядочиваться. Ребенок начинает узнавать свою маму, ее лицо и голос. Жизнь становится все более конкретной. В первые месяцы жизни ребенок сосредоточивается на образе своей мамы, он радуется ей, а эмоциональное взаимодействие с ней становится для него очень важным - формируется базовое доверие к миру.
Чтобы лучше понять это, расскажу вам об одном эксперименте: мам 8-9-месячных детей попросили поиграть с их детьми, которые сидят в коляске. И вот мама играет, радуется, но внезапно она встает и лицо ее становится безжизненным, на нем не видно никаких эмоций. Она просто смотрит на ребенка без какой-либо реакции. Что происходит с ребенком? Вначале он испытывает страх, начинает плакать, пытается привлечь внимание мамы, а затем разворачивается истерика. Но маме было задание сохранять безжизненное выражение лица.
Что происходило дальше... Стоит отметить, что некоторые мамы не могли продолжать такую "игру". Однако у тех, кто продолжал, в какой-то момент малыши просто замирали! Это было связано с инстинктом выживания: "Чтобы не выделяться, не привлекать хищников, чтобы не стать их добычей, я должен замереть". И ребенок так и делал. Он отдалялся от мамы и становился молчаливым. И именно в этот момент возникали первые признаки депрессии. "Тот человек, на которого я всегда рассчитывал, которому доверял, моя единственная опора - внезапно исчез. Она больше не живая. Я не знаю, что делать. Я кричу, но мне не отвечают. И тогда единственное, что мне остается, чтобы не потерять себя в этом хаосе, - уйти в свой внутренний мир". Ребенок успокаивается не потому, что ему становится легче, а чтобы не стать жертвой воображаемых хищников. У него срабатывает врожденный механизм защиты. Однако при этом он испытывает огромный страх.
В этот самый момент возникает первый опыт полного одиночества. У нашей психики есть способность отойти на шаг назад, когда мы оказываемся в сильно стрессовой ситуации, чтобы найти опору. Если в более взрослом возрасте ребенок делает шаг назад и не находит никакой поддержки, а затем и последующие шаги оказываются также без поддержки, то он возвращается к самой первой фазе своей жизни, где он испытал этот невыносимый ужас от абсолютного одиночества, где ему было необходимо замереть, чтобы выжить. Психологи называют это явление довербальной детской травмой.
Довербальная травма — это то, что происходит до момента, когда сознание сформировалось (не просто зародилось, а уже более-менее сформировалось, ну или хотя бы зародилось, — но это происходит где-то к первому году жизни). Сознание еще не сформировано, эго еще нет, поэтому особенно важно, чтобы в первый год жизни мама была в хорошем контакте с ребенком. Не нужно идеального контакта, не нужно полностью читать мысли ребенка, но важно откликаться в достаточной мере на все его запросы.
Влияние довербальной травмы на жизнь может быть длительным и разнообразным. Вот несколько основных областей, на которые она может оказывать отрицательное воздействие:
1. Эмоциональное здоровье: Довербальная травма может привести к развитию низкой самооценки, депрессии, тревожных состояний и других психологических проблем. Пострадавший может начать сомневаться в своих способностях, становиться нерешительным и неуверенным в себе.
2. Межличностные отношения: Довербальная травма может оказать негативное влияние на отношения с близкими людьми, друзьями и коллегами. Пострадавший может стать изолированным и избегать близости с другими людьми из-за страха быть снова уязвимым. Боль и разочарование, вызванные довербальной травмой, могут повлиять на способность строить и поддерживать здоровые и доверительные отношения.
3. Развитие личности: Пострадавший от довербальной травмы может начать принимать негативные версии о себе, воспринимая их как истину. Это может привести к ограничению развития личности и самореализации. Чувство страха и недостаточности могут помешать реализации потенциала и достижению жизненных целей.
4. Физическое здоровье: Довербальная травма также может иметь негативное влияние на физическое здоровье человека. Хронический стресс, вызванный травматическими ситуациями и словесным насилием, может привести к развитию различных физических проблем, таких как проблемы с пищеварением, сердечно-сосудистыми заболеваниями, бессонницей и другими.
К сожалению, как бы ни было горько нам, родителям, это читать – довербальная детская травма существует, и да, могло быть так, что мы неосознанно нанесли ее ребенку, но я хочу сказать вам одну важную вещь: НИКОГДА НЕ ПОЗДНО НАЧАТЬ РАБОТУ ПО ЕЕ ИЗЛЕЧЕНИЮ!
Многие родители с горечью могут сказать, что пропустили этот момент и недостаточно общались с ребенком в его детстве. Мы не слушали его, мало времени проводили вместе, и сейчас кажется, что все безнадежно, что формирование его психики уже закончилось. Однако психологи категорически против таких мыслей.
Формирование никогда не заканчивается! Для огромного количества людей большим и значимым событием могут стать новые отношения с родителями.
Если бы родитель спросил семнадцатилетнего ребенка, с которым у него нет толком контакта: что ему сейчас надо и как ему можно помочь?.. Если бы дал знать подростку, что он не спит по ночам из-за его проблем и не знает, как помочь их решить… Постарался поговорить, попросить совета, поделиться тем, что происходит… Рассказал о том, как ему было в таком возрасте и спросил его: "Похоже ли это на то, что он чувствует сейчас?" Начало новых отношений, доверие и обмен переживаниями могут быть мощными инструментами, которые помогут вашему подростку.
Начинать налаживать отношения с собой и со своим ребенком можно и в его семь лет, и в его семнадцать, и в его сорок». НИКОГДА НЕ ПОЗДНО НАЧАТЬ