100,5K подписчиков

Что мы узнаем о гладиаторах у древних авторов

104 прочитали

Существовало три основных источника пополнения рядов римских гладиаторов: рабы, преступники и свободные добровольцы. Основными поставщиками рабов в Республику были римские войны. Навыки плененных солдат можно было адаптировать для выступлений в гладиаторских боях.

Эффектная казнь преступников должна была продемонстрировать власть императора

Многие гладиаторы были взятыми в плен самнитами, галлами, фракийцами и иудеями. Предоставление им рабства вместо смерти считалось подарком от римских победителей. Однако для многих пленников погибель была просто отложена до выхода на арену. Смерть в такой обстановке являлась наглядным уроком для тех, кто выступал против Римской империи.

Когда последние выжившие во второй сицилийской войне сдались проконсулу Манию Аквилию в 100 г. до н.э., они были привезены в Рим и доставлены на арену, чтобы сражаться с дикими животными. Основной целью было показательно казнить пленников в качестве наказания за восстание против римской власти. Но их сопротивление Риму продолжалось и на арене.

Бой гладиаторов (реконструкция, предложенная нейросетью)
Бой гладиаторов (реконструкция, предложенная нейросетью)
Источник Диодор Сицилийский 36.10:1: Аквилий был послан против мятежников, и его личная доблесть одержала над ними громкую победу. . . Аквилий сначала намеревался подчинить их силой оружия, но, когда позже, они сдались, он освободил их от немедленного наказания и отвез в Рим для борьбы с дикими зверями. Там они завершили свою жизнь самым славным образом. Они избегали боя со зверями и резали друг друга на глазах у публики, последний выживший героически погиб от собственной руки.

Гладиаторские бои проводились не только в честь покорения новых народов и подавления восстаний, но и на поминках военачальников, а также по случаю дней рождений знатных римлян.«Лучшие» преступники - те, чья физическая выносливость или умение вести бой обещали «хорошее» шоу, были припасены для столицы. Имперские администраторы, были уполномочены оценивать зрелищную ценность тех, кто находится в заключении.

На арене с дикими зверями (фото из свободного доступа)
На арене с дикими зверями (фото из свободного доступа)
Источник Маритима: После взятия Иерусалима Тит с большим размахом и великолепием отпраздновал день рождения брата, сохранив за свою честь наказаний своих еврейских пленников. Число уничтоженных в схватках со зверями было более двух тысяч пятисот. Но римлянам, несмотря на бесчисленные формы гибели их жертв, все это казалось слишком легким наказанием.

Сенеки в нравоучительных письмах своему другу Луцилию приводится ряд примеров мужества пленников.

Источник: Сенека, Письма 70.20–27:56. Не нужно думать, что только великие люди имели силы разорвать узы человеческого рабства. . . Например, недавно в лудусе был галл, готовившийся к утренней тренировке. Он удалился, чтобы облегчиться – единственное, что ему разрешалось сделать без присутствия охраны. Оставшись один, он схватил деревянную палку с губкой на конце, которую использовали для самой гнусной цели, и засунул ее себе в глотку...Какой храбрый парень! Он определенно заслуживал того, чтобы ему разрешили выбирать свою судьбу! Отрезанный от ресурсов со всех сторон, он нашел способ снабдить себя оружием для смерти…Достоинство, о котором я говорю, часто встречается в лудусе.
Такие примеры тем более поразительны, потому что люди посчитали такую смерть более почетной по сравнению с гладиаторским боем.
Так нейросеть представляет себе Спартака
Так нейросеть представляет себе Спартака

Как императоры реагировали на дефицит гладиаторов

Некоторых императоров подозревали в злоупотреблениях с целью проведения эффектных «шоу». Особой мишенью таких обвинений явился Гай Калигула. Он всегда неадекватно реагировал на возникающий дефицит бойцов.

Бюст Калигулы (фото из свободного доступа)
Бюст Калигулы (фото из свободного доступа)
Источник Светоний, Калигула 27:9 Собрав диких животных для одного из своих шоу, Калигула нашел мясо мясника слишком дорогим и решил накормить их вместо этого преступниками. Он не обращал внимания на обвинительные листы, а просто стоял посреди колоннады, поглядывал на заключенных, выстроившихся перед ним, и отдал приказ: «Убейте каждого мужчину между этой лысой головой и другой!»
Источник: Дион Кассий 59.10:10 Однажды Калигула, когда не хватало осужденных преступников, которых можно было отдать на растерзание диким зверям приказал схватить некоторых из толпы, стоящей возле скамеек. Чтобы предотвратить возможность их протеста и не слушать мольбы и проклятья, он сначала приказал отрезать им языки.

Императора Клавдия также упрекали за высокий уровень смертности на песке. Клавдий нашел новый источник потенциальных жертв среди низкостатусных информаторов, которых «расплодили» его предшественники.

Император Клавдий отправлял на арену доносчиков (фото из свободного доступа)
Император Клавдий отправлял на арену доносчиков (фото из свободного доступа)

Он ненавидел рабов и вольноотпущенников, которые во времена правления Тиберия и Гая сговорились против своих хозяев, а также тех, кто доносил на граждан без причины или лжесвидетельствовал. Информаторы часто доносили на людей, позволивших себе ехидные комментарии об императоре или не выказывающих достаточного почтения изображениям нынешнего или бывший принцепсов. В обмен на свои показания информаторы имели право получить часть имущества осужденных.

Рабы и вольноотпущенники многое знали о своих хозяевах, они могли испытывать ненависть к ним из-за жестокого обращения и становились информаторами по личным мотивам, выходящим за рамки простой жадности. При Клавдии число тех, кто были публично казнены за доносительство, стало настолько большими, что статуя Августа, стаявшая возле арены, была перенесена в другом месте, чтобы Август не был свидетелем ужасного кровопролития.

В гладиаторы добровольно

По закону гладиаторы не имели весь спектр прав, гарантированных свободным римлянам. Они были покрыты позором подобно актерам, проституткам, сутенерам и ланистам, то есть представителям профессий, которые включали подчинение своего или чужого тела удовольствию других. Если осужденный оказывался в гладиаторской школе, то это делало человека рабом, каким бы ни был его статус до этого.

Казарма гладиаторов в Помпеях (фото из свободного доступа)
Казарма гладиаторов в Помпеях (фото из свободного доступа)

Но некоторые римляне, имевшие свободный статус, добровольно становились гладиаторами. Они должны были принести официальную присягу, позволяющую подвергать себя дисциплинарному наказанию и физическому насилию, связанному с обучением в лудусу. Сенека находит самоотверженную клятву гладиаторов достойной восхищения, даже если сами гладиаторы являлись социально отвратительными.

Источник: Сенека, Письма 37:30. От мужчин, которые сдают свои силы для арены, которые должны платить за то, что они едят и пьют своей кровью, требуется уверенность в том, что они вынесут такое, даже если не желают. .

Закон Марка Аврелия в 177 г. н.э., предполагал, что регистрация добровольным гладиатором обычно продолжалась ограниченный период время, по истечении которого человек мог пойти служить в римскую армию с увеличенной платы в знак признания его опыта. Но закон устанавливал некоторые ограничения на выплаты гладиаторам-ветеранам.

Оружие гладиаторов (фото свободного доступа)
Оружие гладиаторов (фото свободного доступа)
Источник: CIL 2.6278, строки 62–63:31 В случае с тем, кто добровольно объявил о своем намерение сражаться на арене за законную цену в 2000 сестерциев, а затем снова приступил к военной службе, его оценка после этого не может превышать 12 000 сестерциев.

Почему же свободные люди, иногда даже имеющие высокий социальный статус добровольно становились гладиаторами? Конечно, требовались сильные мотивы, которые перевешивали утрату чести, риск смерти, регулярное применение телесных наказаний и повседневную неспособность принимать решения о собственном теле. Согласно литературным свидетельствам, у большинства добровольных гладиаторов были финансовые проблемы.

Источник: Татиан, К грекам 23:32 Некоторые, предавшись праздности ради расточительства, затем продают себя на смерть... Простая бедность не является достаточным основанием для того, чтобы стать гладиатор, это будет всего низшая точка нисходящей спирали деградации.. Если бы человек не был бы мотивированный исключительно собственным выживанием, а вышел на арену, чтобы выполнить сыновний долг, например, чтобы надлежащим образом захоронить родителя…,то выбор являлся бы правильным.

У некоторых людей действительно было безвыходное положение, особенно у тех, кто оказался в чужой стране и не смог адаптироваться.

Источник: Лукиан, Токсарис 58–59:33 Мы остались без гроша в чужой стране…Герольд, спросил кто хочет сразиться с гладиатором и получить десять тысяч драхм в качестве платы за бой. Тогда мой друг Сисинн спрыгнув вниз и попросил оружие. Получив десять тысяч драхм, он тут же вручил их мне со словами: «Если я выиграю, Токсарис, мы уйдем вместе со всеми. Но если я умру, похорони меня и возвращайся в Скифию».

Некоторые авторы предполагают, что гладиаторы-добровольцы, особенно из богатых слоев населения, выходили на арену в погоне за славой, считая, что признание толпы выше, чем позор, вызванный нарушением статуса или опасность ран и смерти.

Источник: Тертуллиан, Мученикам 4 –5:35 Так велика власть земной славы, что люди презирают меч, огонь, крест, зверей, пытки в награду за похвалу человеческую. . . Воистину они спускаются к зверям ради показухи и считают, что становятся более красивыми от их укусов и шрамов.
Мозаичные портреты гладиаторов в термах Каракаллы (фото свободного доступа) — свидетельство такого рода слава, какой бы мимолетной она ни была
Мозаичные портреты гладиаторов в термах Каракаллы (фото свободного доступа) — свидетельство такого рода слава, какой бы мимолетной она ни была

Современному читателю может показаться странным, что некоторые гладиаторы-добровольцы брали на себя риск, не требуя оплаты за бой. Наличие таких бойцов-любителей признавалась в корпусе римского права. Отсутствие оплаты, по-видимому, смывало с них какую-то часть позорного социального пятна.

А может дело было в сексе?

Дополнительным преимуществом для выживших комбатантов был сексуальный гламур, который окружал гладиаторов. Граффити Помпеи документируют сексуальные привлекательность гладиаторов и их связи со знатными женщинами.

Источник: Ювенал, Сатира 6.102 –112:52 Что заставило Эппию жену сенатора называться лудией (женщиной гладиатора)? Ибо ее любимый Сергий был средних лет... Более того, на лице его было много уродств. Посередине носа у него была огромная шишка от шлема, и из одного глаза постоянно капала горькая жидкость. Но он был гладиатор: это делает их гиацинтами. Она предпочла его меч своим детям и своей стране, своей сестре и мужу.
Фаустина - жена Марка Аврелия обожала гладиаторов (фото свободного доступа)
Фаустина - жена Марка Аврелия обожала гладиаторов (фото свободного доступа)

Привлекательность гладиаторов для женщин, вероятно, усиливали их униженный статус и тот смертельный риск, которому они подвергались. Все это добавляло пикантности отношениям. Со временем меч гладиатора обрел символическую силу и стал в Риме метафорой секса. Так, в книге толкования снов Артемидора, мужчина, мечтающий во сне стать гладиатором, может предвидеть женитьбу в ближайшем будущем.

Источник: Артемидор 2.32:53 Гладиаторский бой во сне указывает на какой женщине женится мужчина …Например, если мужчина во сне сражается с фракийцем, он женится на богатой и хитрой жене… Она будет богата, потому что тело фракийца полностью покрыто доспехами и хитрой, потому что его меч изогнут.

Из императоров в гладиаторы и обратно

Некоторые императоры прославились не просто как поклонники арены, но и как непосредственные участники зрелищных событий. Это резко критикуется античными авторами, как ужасное нарушение иерархии власти и как свидетельство морального падения. Больше всего поносили Нерона и Коммода за их «гладиаторские» наклонности.

Собственную потребность выступать на арене Нерон удовлетворял косвенно, путем постановки тщательно продуманных «частных» шоу. Он специально создает «прикрытие» для своих позорных действий, используя обстоятельства, страх и жадность людей.

Источник: Тацит, Анналы 14.14:72 Воображая, что он смягчит скандал тем, что опозорит других, он вывел на арену потомков знатных родов, которые продали себя, потому что были нищими. Там они закончили свои дни. Я думаю, это заслуга их предков. И действительно позор принадлежит тому, кто дал им богатство, чтобы вознаградить их деградацию, но не удержал от нее. Нерон также подкупил некоторых известных римских всадников огромными подарками и они предложили свои услуги в амфитеатре.

Сенатор Дион Кассий был очевидцем правления Коммода. По его описанию, публичные выступления Коммода отличались от обычных гладиаторских боев и проходили в виде представлений со стилизованными убийствами преступников и экзотических животных. Их проведение имею конкретную цель - сравнить деяния императора с подвигами Геркулеса, божественного покровителя Коммода. В конечном итоге огромные суммы, затраченные на эти зрелища оказалось невыносимым бременем для государственной казны.

Хоакин Феникс в роли Коммода в фильме "Гладиатор" (фото свободного доступа)
Хоакин Феникс в роли Коммода в фильме "Гладиатор" (фото свободного доступа)
Источник: Дион Кассий 73.16–17:73.. Этот «Золотой», этот «Геркулес», этот «бог» . . . любил раздавать подарки и часто давал щедрость населению в размере ста сорока динариев на человека. Но большая часть его расходов была на объекты, которые я упомянул. . . Он ничего не сэкономил, а все потратил безобразно на своих диких зверях и своих гладиаторах. . . Что касается диких зверей, то он убил многих, как наедине, так и публично. Более того, он выступал в качестве гладиатора, делая это дома. Ему время от времени удавалось убить человека, он отрезал не только волосы, но и носы...,но публично воздерживался от применения стали и пролития человеческой крови. . .Что касается львиной шкуры и дубины, то на улице их несли перед ним, и в амфитеатрах их помещали на позолоченное кресло, присутствовал ли он или нет. Сам он выходил на арену в облачении Меркурия и начинал представление в одной тунике и необутый.

Почему императоры делали это? Индивидуальные причины, вероятно, были разными: поиск острых ощущений, необходимость почувствовать одобрение, восхищение и любовь толпы, намеренное игнорирование социальных норм. Император доказывал всем, что он настолько силен, что правила больше не распространялись на него.

Понравилась наша статья? Ждем ваши комментарии. Ставите лайки и подписывайтесь на канал "ИстПросвет"