В прошлой статье мы остановились на том, как новоиспеченная актриса познакомилась с Джонни Хайдом, который сыграет огромную роль в актерской карьере Мэрилин Монро.
Становление на ноги
Хайд ушел от жены, взял девушку под свое крыло и начал обивать все пороги с предложением взять Мэрилин на какую-нибудь роль. Кстати, если вы сравните фотографии Мэрилин ранних и более поздних лет, то заметите, что ее лицо немного отличается. Это связано с тем, что Хайд оплатил пластического хирурга для своей возлюбленной, чтобы тот удалил небольшой хрящик с кончика носа и установил небольшой силиконовый протез в челюсть. Эти процедуры сделали ее контуры более мягкими и сыграли важную роль в росте популярности актрисы. Усилия Хайда не прошли даром. Монро получила небольшую роль в фильме "Счастливая любовь". Ей заплатили 500 долларов за полдня работы и 300 долларов за рекламные фотографии. Несмотря на то что Мэрилин появилась на экране лишь на короткий миг, было принято решение отправить ее в рекламное турне. В конце концов, красивые девушки - это отличный пиар. Правда, само турне должно было состояться только через год, а до него других предложений о съемках Монро так и не получала.
Зато Хайд организовал для нее участие в рекламной фотосессии пива. Рекламный плакат привлек внимание фотографа Тома Келли. Он нашел ее адрес и предложил сфотографировать ее для календаря. Однако это был необычный календарь. По задумке Келли, модель для фото должна быть обнаженной - что для Америки 49х годов было аморально, но Монро согласилась без раздумий. Через два дня она подписала контракт, разрешающий публикацию снимка. Два часа она позировала Келли на фоне ярко-красной ткани, получила гонорар в 50 долларов и уже к вечеру забыла об этой работе. Но, как показала практика, зря. Публика любит скандалы, и через несколько лет она его получит.
Следующую роль Монро получила не в фильме категории Б, а в настоящем дорогом кино, которое снимал дважды лауреат Оскара Джон Хьюстон. Фильм "Асфальтовые джунгли" стал классикой американского нуара. Фильм рассказывал о группе потерянных людей, которые волею судьбы оказались втянуты в неудачную кражу. Актерский состав был хорошо подготовлен. Не хватало только одной актрисы на роль Анджелы. Она была молодой любовницей коррумпированного адвоката. На эту роль и взяли Мэрилин. Но как это произошло?
Сегодня принята каноническая версия, изложенная режиссером Джоном Хьюстоном в его автобиографии. Он с гордостью говорит, что смог разглядеть талант девушки и после короткого прослушивания сразу же назначил ее на роль. Однако не все было так однозначно. На самом деле Монро попала на роль при совершенно других обстоятельствах, что подтвердил глава архива киностудии Мэтра Голденмайера.
Джон Хайд привел на пробы свою молодую любовницу, и она выглядела просто ужасающе. Ей кто-то сказал, что для фильма нужна сексуальная женщина, и она, соответственно, оделась так, чтобы обнажить все свои прелести. Казалось, она была уверена, что сможет сыграть эту роль только своим телом. А когда ее попросили произнести свои реплики, она сделала это с видом взволнованной и испуганной маленькой девочки.
Естественно, руководитель Хьюстон был очень недоволен. Напротив, Хьюстон уже решил отдать роль другой актрисе, Лори Олбрайт. Олбрайт недавно снялась в успешном фильме и теперь просила огромные деньги за небольшую роль. Продюсеры убеждали Хьюстона еще раз подумать о приглашении Мэрилин Монро, но режиссер отказался. Он пытался выиграть время, приглашая на пробы других актрис, которым студия наверняка откажет. Он надеялся, что продюсеры рано или поздно сдадутся и возьмут на роль Олбрайт.
В конце концов его коллеги пошли на шантаж. Хьюстон был заядлым игроком и любил лошадей. В тот год он задолжал друзьям немалую сумму, возвращать ее не спешил, но оставил в залог своего скакуна. Тогда друзья пригласили Хьюстона к себе на ранчо и сказали, что если он не согласится взять на роль Монро, они продадут его лошадь, чтобы расплатиться с долгом. Только эта угроза заставила упрямого режиссера уступить.
Сам съемочный процесс дался Хьюстону нелегко. Как уже говорилось, Монро и шагу не мог ступить без своей наставницы и была готова слушать только то, что говорила она, а на мнение режиссера ей было все равно. В готовом фильме даже есть заметный дубль в конце одной из сцен, где Монро бросает взгляд в сторону Наташи за кулисами.
Однако стоит признать, что, несмотря на волнение и зависимость от Наташи, Мэрилин прекрасно справилась со своей работой. В короткой, но важной роли в "Асфальтовых джунглях" Мэрилин успешно перевоплотилась из обычной статистки в серьезную актрису. В начале апреля Хайд повез Мэрилин на встречу с известным сценаристом и режиссером Джозефом Манкевичем. Манкевич, который совсем недавно получил "Оскар", работал над новой комедией для Фокс. Это должна была быть проникновенная история о популярной 40-летней театральной актрисе и ее молодой сопернице. После разговора с режиссером Мэрилин Монро получила еще одну небольшую роль, а фильм ушёл в производство под названием «Всё о Еве».
На съемочной площадке Монро снова сопровождала вездесущая учительница Наташа. Пара даже разработала систему условных знаков, чтобы Наташа могла контролировать игру своей подчиненной во время съемки. Но это было еще не все. Они вдвоем могли подолгу обсуждать мотивацию персонажа Мерлин, чем выводили из себя всю съемочную группу. А все потому, что в то время никому в киноиндустрии не приходило в голову нести какую-то чушь о мотивах персонажей. Ни Хьюстон, ни Манкевич ничего не говорили об этом. Нужно было просто ходить здесь и улыбаться там. На этом работа актрисы заканчивалась. Но Наташа настаивала, что настоящая актерская игра невозможна без интеллектуальных усилий.
Возможно, вы уже знали, что это за подход? Наташа была большой поклонницей школы Станиславского. Вообще, после революции в России, в США было много эмигрантов, в том числе выдающихся театральных деятелей. Именно они популяризировали школу Станиславского в США и изменили понимание работы актеров. Один из таких примеров - Михаил Чехов, племянник писателя Антона Чехова. Он основал собственную театральную школу в США и стал следующим частным учителем Мэрилин Монро.
Съемки завершились. Фильм вышел на экраны и стал хитом. Он был номинирован на 14 премий "Оскар". Для сравнения, следующим фильмом, который повторит этот успех, станет "Титаник" Джеймса Кэмерона, вышедший на экраны 50 лет спустя. Каждый из актеров добился известности. В результате Монро стали приглашать на работу чаще. В том же году она снялась в эпизодах сразу в трех фильмах. Наконец, карьера Монро пошла в гору. Более того, Джонни Хайд сумел подписать с Фокс долгосрочный личный контракт на семь лет. Когда Монро узнал об этом, оно впала в транс. Затем в истерике она побежала рассказывать новость своему другу-журналисту. Паника Монро была настолько сильной, что друг, чтобы успокоить ее, предложил попробовать успокоительные – барбитурат.
В общем, Джонни Хайд за год с небольшим сделал для Мэрилин то, что никто другой не мог сделать раньше. Теперь она - полноценная актриса одной из крупнейших голливудских студий. Но дальнейших успехов Мэрилин Хайд не увидел. Вскоре после подписания контракта он умер от сердечного приступа. Жена и дети требовали, чтобы бесстыжая актриса не присутствовала на похоронах, но Мэрилин тайно посетила прощальную службу, притворившись горничной. По правде говоря, она никогда не любила Хайда, но была ему бесконечно благодарна.
В 1951 году Монро снялась сразу в четырех фильмах, и постепенно Америка узнала об этом молодом таланте. Несколько газет, включая New York Times, писали о Монро. А Daily News писала, что Монро - одна из самых ярких молодых актрис. Стали приходить и первые письма от поклонников. А к концу года их количество достигло 1000 в неделю.
Но, казалось, чем известнее становилась Мэрилин, чем более ответственные роли получала, тем больше страдала от неуверенности в себе. Она буквально боялась что-то сделать не так перед камерой и всячески оттягивала начало съемок.
Например, Мерлин несколько часов могла наносить макияж. Итогом этой ситуации стала ее отвратительная привычка опаздывать, которая в конечном итоге вошла в ее плоть и кровь. Сотрудник студии Фокс вспоминал, что неважно за сколько времени она узнает о предстоящей встрече. Все равно она обязательно опоздает. Причем эти опоздания были не по 15 минут, даже на важные встречи ее могли ждать по 2 часа и больше.
Второй муж и невероятный взлет
В начале 1952 года Мэрилин встретила своего второго мужа, Джо Ди Маджио. Ей было 25, а ему - 37. Она была актрисой на подъеме популярности. Он был самым известным бейсболистом США, только что завершившим карьеру. Инициатором знакомства стал Джо. Однажды он увидел в спортивной газете фотографию Мэрилин, которая, одетая в короткую юбку и бейсбольные аксессуары, пыталась отбить мяч.
Джо решил, что ему обязательно нужно встретиться с этой девушкой. Он был уверен, что Мэрилин - фанатка бейсбола, но с удивлением обнаружил, что она ничего не знает о бейсболе и никогда не видела ни одной игры. Вскоре между ними завязался роман. Монро было приятно внимание, которое она получала от популярного спортсмена. Естественно, СМИ вскоре узнали об их отношениях и начали писать бесконечные статьи на эту тему.
Джо проявлял неожиданную нежность по отношению к этой красивой светловолосой девушке, которую он уже мысленно видел в роли преданной матери и хозяйки дома. Естественно, воспитанный в строгих принципах сын итальянских эмигрантов, только так воображал себе идеал женщины.
Когда их отношения стали настолько серьезными, что Джо начал посещать съемочную площадку, то у них пошли разговоры. А не может ли Мэрилин полностью уйти из кинематографа, чтобы они могли иметь полноценную семью и нормальную жизнь?
Монро не обещал ничего конкретного по этому поводу. А потом случилось то, что сделала Мерлин звездой номер один во всей Америке. И нет, дело было не в ее новом фильме. Студия Фокс получила письмо с просьбой прокомментировать эротический календарь с изображением девушки, подозрительно похожей на мисс Монро. Да, речь пойдет именно о той фотосессии, про которую Мэрилин давно забыла. Оказывается, календарь с ее фото был востребованным. Там даже напечатали дополнительный тираж, но сперва никто не связывал девушку с фото Монро. Но когда вся американская пресса писала про роман звезды бейсбола с молодой актрисой, то много кто заметил, что она подозрительно похожа на девушку с календаря.
С 34-го года появилось общество гражданской самозащиты, которое под микроскопом разглядывало уже готовые фильмы. Они требовали удалять оттуда любые словесные и визуальные намеки на то, чем люди занимаются в спальне. Даже длительность экранного поцелуя была строго лимитирована, а супружеские пары никогда не спали на одной кровати. А что касается несупружеских пар, то их на экране либо не существовало вовсе, либо такое поведение категорически осуждалось.
И в самый разгар всей этой политики одна из актрис студии Фокс, оказывается, снималась голой. PR-отдел Fox был в панике. Звонки поступали не только от журналистов, но и от студийных боссов и представителей продюсеров. Мэрилин вызвали в кабинет директора, показали фотографию и спросили, действительно ли это она. Мэрилин беззастенчиво ответила, что это она, и добавила, что не считает снимки удачными. Пиарщики не смогли придумать лучшего способа все исправить, чем заставить Мэрилин все отрицать. Мэрилин кивнула, а затем сделала все наоборот.
Через неделю после этой публикации у Мэрилин было запланировано интервью с корреспонденткой крупного агентства United Press. Мэрилин добросовестно отвечала на все вопросы и позировала для фотографии, а потом она попросила журналистку остаться с ней наедине и шепотом рассказала ей историю о том, как в далеком прошлом, когда она еще не была такой популярной и не зарабатывала больших денег, один знакомый фотограф предложил ей сняться для художественного календаря, за что он ей заплатил 50 долларов, в которых она отчаянно нуждалась.
Несложно предсказать, что случилось дальше. В газете появилась статья с таким заголовком: «Мерлин Монро признается, что раздетая блондинка из календаря это она». Там пересказывалось содержание разговора, что вместо осуждения вызвало сочувствие. В течение нескольких дней эту историю размножили и прокомментировали все информационные агентства, журналы и газеты в стране, а затем и в Европе.
Таким образом, Мерлин превратил личную катастрофу в триумф. Кроме того, при других обстоятельствах это была бесплатная реклама, которую студия Фокс не смогла бы позволить себе даже для исполнителя главной роли. Таким образом, в 1952 году Мэрилин стала одной из самых значимых знаменитостей в мире, и на экраны вышло сразу пять фильмов с ее участием. Другими словами, теперь Монро можно было без стеснения называть звездой.
В возрасте 26 лет она снялась в своем первом цветном фильме "Ниагара". В нем она играет довольно важную роль второго плана - роковую женщину, которая придумывает коварный план убийства своего мужа. Кстати, Энди Уорчел создал знаменитый диптих "Мэрилин", основанный на кадре из этого фильма, а раскачивающаяся походка Мэрилин стала эталоном сексуальности и использовалась во всех рекламных материалах фильма. Не успели закончиться съемки, как она узнала, что ее взяли на главную роль в музыкальной комедии "Джентльмены предпочитают блондинок".
Кроме того, Мэрилин продолжала привлекать к себе внимание прессы. Например, она призналась, что под платьем у нее ничего нет. Другими словами, она вообще ничего не носит. Ни трусиков, ни плавок, ни пояса для чулок, ни бюстгальтера. Один фильм сменялся другим. Прямо со съемочной площадки "Ниагары" Монро приехала на площадку "Джентльменов", где сыграла прямо противоположную роль.
Фильм навсегда запечатлел образ актрисы, до тошноты приторно-материалистичной, начисто лишенной интеллекта, но умеющей манипулировать мужчинами. Популярным был образ глупой блондинки, и именно благодаря этому ее запомнили. Впрочем, сама Мэрилин даже иронично замечает это в фильме.
"Джентльмены предпочитают блондинок" вошел в топ самых кассовых фильмов 52 года, а Монро получила за роль 15 тысяч долларов. Можно подумать, что это большая сумма, вот только ее партнерша Джейн Рассел заработала в 10 раз больше. Вы спросите, откуда такая разница? Все дело в 7-летнем контракте, который подписала Мэрилин. На момент заключения он казался начинающей актрисе дорогой в рай, но чем популярнее она становилась, тем меньше ее гонорары соответствовали тем деньгам, которые она приносила студии.
Вот так на протяжении всех 50-х Мэрилин Монро была самой кассовой актрисой Голливуда и при этом самой низкооплачиваемой звездой. Доходило до того, что она признавалась, что у нее практически ничего нет. После выплаты за аренду дома, услуги преподавателей и содержания в клинике матери у нее оставалось пара сотен долларов.
Да, в личной жизни Мэрилин не все было благополучно. Джо Ди Маджио продолжал настаивать на том, чтобы Мэрилин отказалась от актерской карьеры, а ее друзья настоятельно советовали ей отказаться от уроков Наташи Лайтесс. Они говорили, что уроки Наташи не дают Мэрилин ничего, кроме чувства неполноценности и уверенности в себе. Это, кстати, было правдой, но, как показала практика, смена преподавателя эту ситуацию не изменила.
Год спустя фильм "Как выйти замуж за миллионера" также стал хитом, еще больше закрепив за Мэрилин имидж глупой деловой блондинки, ищущей богатого мужа. Кстати, здесь было еще одно технологическое новшество. Это был второй фильм, выпущенный студией Фокс в широкоэкранном формате. В 50-е годы в США набирало силу телевидение, и многие люди предпочитали смотреть дешевые сериалы по телевизору, а не тратить деньги на кино. Поэтому студии придумали новый видеоформат в попытке хоть как-то вернуть зрителей в кино. И надо сказать, что это сработало.
Фильм получил смешанные отзывы критиков, но заработал больше денег, чем "Джентльмены". Монро второй год подряд возглавила список самых высокодоходных актрис, а ее фотография появилась в первом номере Playboy. Интересно, что сама актриса отказалась фотографироваться, поэтому владелец журнала Хью Хефнер опубликовал ее старые обнаженные снимки.
Именно тогда Джо Ди Маджио и Мэрилин решили официально оформить свои отношения. Они поженились и отправились в свадебное путешествие в Японию. Оттуда ее дважды приглашали выступить на концертах в Южной Корее, где она выступала перед 60 000 американских солдат. По возвращении она получила награду как самая популярная женщина в США и приступила к съемкам нового фильма, за который ей предложили гонорар в 100 000 долларов.
Это была картина под названием «Зуд седьмого года». Такое странное название объяснялось тем, что в центре сюжета стоял мужчина, который уже 7 лет находится в браке, и которому его психоаналитик говорит, что все мужья через 7 лет начинают искать внебрачные связи. Мэрилин Монро играла женщину, пытающуюся его соблазнить. Весь фильм был снят в Голливуде, за исключением одной сцены, снятой в Нью-Йорке в рекламных целях. Даже если вы не смотрели фильм, вы наверняка знаете ее.
Это, конечно же, тот эпизод, в котором Монро стоит на решетке метро, а воздух развивает юбку ее белого платья. Съемки длились несколько часов и собрали около 2000 зрителей. Сцена с решеткой стала одной из самых известных для Монро, а фильм стал самым прибыльным для студии Фокс в 1955 году.
Однако за этот дерзкий рекламный трюк Монро пришлось заплатить собственным браком. На съемках присутствовал Джо Ди Маджио, который был в ярости от всего происходящего. Целых два часа многие наблюдали за тем, как юбки его жены развеваются на ветру. После громкого скандала и криков Мэрилин подала на развод. Брак продлился всего девять месяцев.
Несмотря на успех своих фильмов, Монро постепенно начала понимать, что контракт тянет ее вниз. И дело было не столько в деньгах, сколько в том, что она не могла выбирать фильмы, в которых снималась. Она хотела быть серьезной драматической актрисой. Но владелец студии Дэррил Занук, который и так недолюбливал Мэрилин, был в ярости от намека на независимость актрисы. К тому же кинобизнес переживал серьезные перемены. И когда Монро раз и навсегда отказалась сниматься в очередной музыкальной комедии, Занук пришел в ярость и отстранил ее от съемок.
На следующий день эта информация попала в газеты, и весь год скандал только набирал обороты. Мэрилин не хотела обиженно сидеть в отеле, она собиралась взять судьбу в свои руки. Она поселилась в Нью-Йорке. Вместе со своим фотографом и другом Милтоном Грином она основала собственную продюсерскую компанию Marilyn Monroe Productions. И поначалу все восприняли это как необдуманную выходку сумасшедшей звезды. Ее даже высмеяли в бродвейской пьесе "Испортит ли успех рок-хантер", где главная героиня, идеально имитирующая Монро, безуспешно и глупо пытается сама стать продюсером.
Но вот у самой Мэрилин и Грина были на этот счет другие планы. Но у Монро была и еще одна причина переехать в Нью-Йорк. Для обучения актерского ремеслу у того самого Ли Страсберга. Человека, которого она считала чуть ли не богом. Ну или как минимум безусловным гением. Она даже завещала ему все свои личные вещи.
Однако для Мерлин Страсберг не смог стать идеальным учителем, но об этом в следующей статье.
Друзья, делитесь своим мнением о взлете популярности Марилин Монро в комментариях!