В книге «Молитвы царицы Кунти» есть мантра, унимающая пожар иллюзии. Она звучит так:
О мой Господь!
Приблизиться к Тебе легко только тем, у кого нет ничего материального. То же, кто в материальном отношении преуспевает и полагается на знатное происхождение, огромное богатство, хорошее образование и телесную красоту, не способен искренне обратиться к Тебе.
ШБ 1.8.26
Все, что нами так желаемо в этом мире: красота, образование, богатство, знатное положение – всего лишь мираж, который исчезнет либо со временем, либо с моментом смерти. Именно временность этих благ делают обладание ими болезненной иллюзией. Человек готов потратить много сил на то, чтобы стать богатым, купить остров и построить дом, но когда дело дойдет до последних дней и ему посчастливится узнать об этом, то он вдруг поймет, что смерть так же реальна как жизнь, а он не помнит, как поют птицы, как выглядит небо, какой вкус у конфет из детства и какие глаза у его детей. И что самое ужасное, он так и не понял, кто он. Именно в последние моменты жизни или самые трудные, мы вдруг вспоминаем о Боге, о том, что мы - душа, и мы гордились тем, что на самом деле, нам не принадлежит, иначе, мы могли бы взять это с собой. Именно в таком сознании мы способны беспомощно взывать к Богу, как к родному отцу или матери, в надежде, что Он нас слышит. Но вся жизнь пролетела в погоне за иллюзией. «Я шел за морковкой, как осел, - подумает такой человек - и теперь умираю, поверженный временем, как Наполеон, на удаленном от завоеванного мира острове». Вот и весь расклад.
Но если бы не было жадной погони, гордыни от обладания достояниями Бога: красотой, славой, знанием, славой, силой или же ложным отречением, тот же самый человек был благодарен каждый день за возможность служить своим богатством, образованностью, красотой и славой или еще чем-то, источнику всех этих благ. А что значит служить Богу? Значит, позволить Ему сделать себя инструментом в Его руках. Как правило, бедные люди чаще скромны, они не имеют возможность гордиться тем, чего у них нет. Для человека, который прожил жизнь по совести, с Богом, смерть не была бы чем-то внезапно осознанным. Говорится, что для материалиста, забывшего о Боге, смерть подобна кошке, которая хватает мышку, но для верующего человека, она подобна той же кошке, но берущей в зубы своего котенка. Разница же есть?
В заключение этой сложной темы, а мысли о смерти очень отрезвляют и помогают понять суть жизни, я хочу поделиться таким замечательным хокку:
Почему ты живешь так
Словно будешь
Жить вечно?..
В зависимости от сознания читающего, смысл этого поэтичного послания, может быть прочитан по-разному.