15 апреля исполнилось 572 года со дня рождения Леонардо да Винчи, одного из самых загадочных и талантливых художников в мировой истории.
В Пикетном зале Эрмитажа до 19 мая открыта выставка-исследование «Новые загадки картин Леонардо да Винчи» (clck.ru/3A5iuk). Автор канала «я поведу тебя в музей» (t.me/vmuzey) Наталия Крючкова рассказывает, над какими головоломками продолжают биться исследователи его творчества.
Атрибуция произведений — отдельное искусство, а в случае с Леонардо да Винчи это нередко становится практически неразрешимой задачей. Работы художника часто лишены явной подписи, а вдобавок к этому у него достаточно учеников, последователей и подражателей, которых называют «леонардесками».
С развитием современных технологий появилась возможность изучать работы с помощью рентгеновского сканирования, химического анализа красок, радиоуглеродного датирования, однако и этого недостаточно, чтобы дать однозначный ответ, чьей кисти принадлежит то или иное произведение.
В случае с Леонардо одной из самых громких стала история с полотном «Спаситель мира» (ок. 1500 года). В течение многих лет оно было утеряно, а затем вновь обнаружено в 2005 году. Исследователи сомневались в авторстве работы, однако это не помешало ей уйти с молотка на аукционе Christie’s в 2017 году за рекордные 450,3 миллиона долларов, дав ей статус самой дорогой картины в мире. Но она все так же остается источником споров среди искусствоведов. Некоторые полагают, что Леонардо лишь частично внес вклад в создание работы и что ее подлинность пока не может быть окончательно подтверждена.
На эту историю ссылался и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии новой выставки. Он считает, что сейчас есть явный тренд на «возвращение» атрибуции Леонардо и более тщательное изучение всего культурного явления, носящего его имя. Новый виток этой дискуссии и задает выставка в Пикетном зале, знакомящая с последними находками и новыми возможностями исследования произведений.
В экспозиции впервые можно увидеть полотна «Мадонна в скалах» и «Битва при Ангиари» из коллекции Музея христианской культуры в Санкт-Петербурге. Специалисты считают, что к созданию этих работ причастен сам Леонардо, ссылаясь на исторические документы, анализ живописной манеры и результаты рентгенографии. Две этих работы дополняет «Ангел» из эрмитажной коллекции. Как говорят в музее, она тоже вполне подпадает под определение загадки Леонардо, так как отождествляется с работой, о которой упоминал один из основоположников современного искусствоведения Джорджо Вазари.
При этом категоричных выводов об авторстве выставка не делает, предлагая посетителям тоже подключиться к поискам разгадок. По-новому взглянуть на наследие гения можно, не только рассмотрев произведения, но и с помощью VR-очков и в компании самого Леонардо, «встречающего» гостей в виде цифрового аватара и рассказывающего свою историю — но не раскрывающего тайн.
#этонадовидеть