У меня есть список из нескольких таких лент: смотришь, как живёшь, актёры великолепные, сюжет, постановка, концовка. И как бы давно ты этот фильм не посмотрел - помнишь слово в слово, нет-нет, да всплывают сцены, лица , но посмотреть второй раз- верх мазохизма, ибо , единственное, чего хочется- забыть это кино навсегда! Именно такой фильм "Выбор Софи" 1982 года
Америка 1947-й год, цветущая, полная надежд, сорвавшая джек-пот во Второй мировой. Главный герой - молодой , начинающий писатель Стинго селится в доходном доме, где знакомится, весьма необычным способом, с влюблённой парой Софи и Натана: утром они написали ему приглашение на ужин-знакомство, а вечером он оказывается невольным свидетелем их бурной ссоры!
Натан уходит, а заплаканная Софи встречается глазами со Стинго , наблюдавшим сцену из открытого проёма двери своей квартиры. С первого взгляда ясно , что молодой сосед влюбляется ... они знакомятся, беседуют через какое-то время возвращается Натан, любовники мирятся и догадливый зритель понимает , что перед ним "эмоциональные качели", "токсичные отношения" и вся прочая терминология инстагрампсихолгов-недоучек.
Нет, я не против разборов фильмов с точки зрения психологии, когда это сделано грамотно, основательно и разбирает человек подготовленный. А когда "токсичный абьюзер рандомно триггерит газлайтингом и не даёт в ресурсе осознанно словить дзен "... Пффф!
Но любое кино - это не только взаимоотношения между людьми, это произведение искусства , где роль играет всё: музыка, сцена, цвета, свет, игра, впечатление. Отдельная история людей в определённый период их жизни. Как бы этот не было важно, нельзя смысл фильма сводить только к психотипам персонажей, мотивам их поступков и разбором травм.
Соседи разговорились, выяснилось, что Софи - полька, переехавшая сразу после освобождения из Аушвица в Америку, вскоре встречает Натана. Он застаёт её в таком истощении, что она едва держится на ногах, выхаживает её, выслушивает. Она рассказывает о своих родителях, отце-профессоре и матери-пианистке, о детстве и жизни, где она растёт, как цветок в любви и тепле. Они подружились, ведут лёгкий , беззаботный образ жизни, гуляют везде втроём, говорят обо всём. Стинго очарован ими обоими, хотя понял со скандала на лестнице, что ситуация довольно опасная и надо от этой парочки валить со всей поспешностью.
Но как сбежать, когда такие страсти: Натан то приходит в приподнятом настроении, одаривает Софи и Стинго подарками, зовёт отпраздновать своё открытие (ведь, он учёный), за которое получит Нобелевскую премию, то приходит мрачнее тучи с подозрением в неверности любимой, скандал, драка, разрыв, примирение и так далее с вариациями. Зритель со стороны понимает, что это человек больной. Что в дальнейшем подтверждается, когда Стинго встречается с братом Натана, который поведал, что Натан - шизофреник.
В очередной раз Натан уходит от Софи, Софи тоже пропадает, Стинго разыскивает её и выясняет, что её отец-поляк был нацистом, хоть и погиб в концлагере. Когда она нашлась, Стинго признаётся ей в любви, зовёт замуж, а она рассказывает ему историю, как сама попала в Аушвиц.
Несмотря на очарование отца и мужа Гитлером и идеями нацизма ,а кто в Европе не был им/ими очарован (?), немцы их забрали и казнили. Мать умирала от туберкулёза и Софи, добывая для неё мясо (тогда ходило убеждение, что туберкулёз можно вылечить мясом), сама попала в Аушвиц с двумя своими детьми : сыном и дочерью. Надеясь исправить положение, она пытается объяснить офицеру, что она полька, христианка и попала по ошибке,на что офицер предлагает ей оставить в живых только одного из её детей.
Одного в детский концлагерь, второго - в печь. Выбирай! Хватают обоих, она выбирает сына. Дочь уносят, сына уводят. Больше она их никогда не видела. Только дым из трубы крематория на следующий день. А потом в лагере слухи ходили о том, что в детском эпидемия всех болезней и дети мрут , как мухи.
Вот такой выбор. На мой взгляд - это самая мощная сцена в фильме и самый страшный выбор. Можно её осуждать, ведь она могла отказаться от него, могла умереть на месте сама, или бы их убили на месте всех или убили бы обоих на глазах у неё - всё вышеперечисленное бесчеловечно. Везде только смерть.
И она с этим живёт. Пытается жить.
Эту ночь она проводит со Стинго, однако утром возвращается к Натану, где они оба покончили с собой. Она выбрала его.
Её жизнь с Натаном, постоянные встряски, ссоры, противоречия были для неё отличным болеутоляющим, только такие отношения спасали её от страшных воспоминаний и мыслей. Полька с нацистскими корнями нашла покой с евреем-шизофреником.
Можно, конечно, спекулировать на теме выбора на протяжении всего фильма, мол, Софи безвольная, мягкотелая, она могла то, могла так, здесь струсила, там смалодушничала, где-то промолчала. Но все эти разговоры- в пользу бедных, как в фильме "Москва слезам не верит", где на званом ужине замначальника главка вспоминает, что в сталинские времена все молчали, а молодой поэт ему так самонадеянно :"уж мы бы не молчали!" Мне кажется, это ситуации одного порядка, когда жизнь в реальной опасности и когда она позади и кажется мелкой.
Ведь, когда она уже была в Америке и пыталась по совету товарища в библиотеке найти американского поэта Эмиля Диккенса, имя которого она запомнила на слух, плюс коверкала английский жутким акцентом, библиотекарь явно над ней издеваясь , говорил, что такого американского поэта нет, а есть английский писатель Чарльз. Она проявляла твёрдость именно потому, что хоть этот ничтожный человечек и забавлялся, как тот нацист, однако, расправой не угрожал, т.к. власть его заканчивалась стойкой библиотеки.
"Есть такая американская поэтесса -Эмили Дикинсон". Но он этого не сказал.
Её имя в картине появилось не случайно: первые строки она слышит на уроках английского для эмигрантов, и эти строки про смерть. И в конце, когда Стинго видит героев на смертном одре, он читает строки из "Сельских похорон" Дикинсон. Эта общая тема практически всех её стихов: бессмертие и смерть идёт в ногу с мыслями Софи, ведь человеку так важно знать, что его понимают, что он не одинок.